И.Рамзина | июнь 2012
Я - самоучка и вокалом занимаюсь не так давно, может быть вы слышали, как поет Lara Fabian, например песня «Love by grace» или «Adagio»? Вот у меня получается ее копировать, но, если вы послушаете, как она поет последние строчки, то вот здесь у меня не получается. Я не могу понять, она поет головным регистром, или здесь все-таки задействованы легкие? Мне тяжело вам объяснить, так как я не знаю нотную грамоту, я не знаю свой тип голоса, может, есть какое-нибудь упражнение, чтобы расширить свой диапазон?
Анна
На ваши вопросы ответ уже, в общем-то, давался. Он есть в статье «Регистры голоса. Особенности использования в современном вокале».
Что ж, давайте еще раз поговорим на ту же тему.
В определенной части современного женского песенного репертуара (в части, есть ведь и совершенно другие песни) принято, модно использовать грудной голос до предела, до пика его возможностей. Есть такое понятие – БЭЛТИНГ. Подробнее о нем – в статье «Эффекты громкости. Бэлтинг.» В подавляющем большинстве случаев прием бэлтинга создается именно грудным голосом, на максимальных по высоте нотах для грудного диапазона певца.
Лара Фабиан – одна из тех исполнительниц, которая, как раз, поет песенный репертуар, написанный именно в такой манере, где принято петь грудным регистром до максимума его высоты. Те участки, или, как вы пишете: «…поет последние строчки…» (я привожу отрывки в примерах), она поет именно максимально возможным грудным регистром. Вот она так высоко может подниматься в грудном натуральном регистре. Так на то она и «звезда» первой величины!
То есть на ваш первый вопрос ответ такой – Лара Фабиан поет эти участки не головным, а грудным голосом, а разобраться трудно потому, что (читайте статью «Натуральные и тембровые регистры голоса») чем выше звук, создаваемый грудным регистром, тем больше он перестает быть похожим на грудной, да и головной голос, хочешь не хочешь, а «подмешиваться» будет.
Певицы классического стиля так не поют. На этом участке своего голоса они уже используют оба регистра голоса (натуральные грудной и головной), «смесь» которых в женском классическом голосе называется МЕДИУМОМ. Но если спеть эти фразы по-академически, то не будет передан характер напряжения, кульминации, драйва, что ли…
Поэтому часто такой вид вокала называют женским микстом. Хоть слово «микст» применяется для обозначения мужской вокальной техники, но очень уж похоже голоса звучат. Ну и громкость должна быть достаточной, тихим звуком такую манеру не создать. Я так понимаю, что вы под словами «…здесь все-таки задействованы легкие?» имеете в виду именно громкость.
Только громкость у Фабиан «правильная», сбалансированная. Почитайте на сайте статьи, где говорится о ВОКАЛЬНОЙ КООРДИНАЦИИ – вот ключ к достижению такой «правильности».
Кстати, о типе голоса. У всех певиц-звезд, которые поют такой манерой, голоса – средние. Так что, если вы хотите петь подобно, то и ваш голос должен быть по типу таким же.
То, что у вас не получается петь так, как поет Фабиан – не удивительно. Как вы думаете, была бы она так известна и популярна, если бы все могли петь не хуже?
Такому вокалу нужно долго учиться, но не стоит думать, что только от обученности все зависит. Огромную роль здесь играет и природа голоса. Таких голосов мало. Далеко не каждой женщине удастся петь так, как Фабиан, Кэрри, Дион… И учителя ни при чем, ПРИРОДА может не дать возможности! Но пытаться все-таки надо, раз хочется.
Вот только «раздвинуть» свой грудной голос вверх не так-то просто! Какого-нибудь упражнения здесь мало, нужна целая система вокальных тренировок и под наблюдением специалиста. Видите ли, стараясь просто петь грудным голосом все выше и выше вы, рано или поздно, можете его сорвать, так происходило со многими.
Никакими советами тут не поможешь, если бы это можно было объяснить на словах, то половина Интернета была бы занята текстами на эту тему. В том то и дело, что такие качества голоса развиваются долго, причем при ПОСТОЯННОЙ практике.