Заголовок

Где может скрываться ошибка или еще раз о соединении регистров

И.Рамзина | октябрь 2012

(Эта статья – продолжение разговора, начатого на предыдущей странице)


Если честно, то ваш развёрнутый ответ меня сильно запутал.

Да, возможно исполняемые мною ноты выше Фа1 звучат форсированно и зажато, с этим я согласен. Однако когда я только начинал заниматься, то моя максимальная нота была Фа#1, только лишь за счёт грудного резонирования, потому что головной резонатор я тогда вообще не ощущал, да и разговаривал без «звонка» в голосе. И лишь когда я ощутил характерные вибрации в носу, на зубах, опять же зевок, голос таким вот «форсированным» способом полез вверх и заканчивался на моих предельных фальцетных верхах.

Хотя звучание при переходе от ноты Ми1 и выше сопровождалось «горловым», как вы сказали, звучанием, регистрового перехода и «квыка» на слух не ощущалось - значит смешанное звукообразование или микст присутствуют.

Однако, микст это ведь соединение грудного и головного резонатора, только вот если в грудном только «грудной» звук, то в головном резонаторе и фальцетный и головной. Вы скажете - фальцет это не голос, а режим работы складок, а так же что «Очевидно, что пение вполголоса, фальцетирование НЕ ВЫЗОВУТ ВИБРАТО при любых стараниях». Тогда, пожалуйста, подскажите, что в данном моём исполнении вы слышите. Вроде бы для головного недостаточно плотный, однако слабым и блеклым его не назвать. Просто уже не совсем ясно, что с чем мешать - такой вот головной с «грудью» или этот самый головной ещё нужно долго и упорно искать. Заранее благодарю.

Константин


Начну с конца. Второй, присланный вами пример – гамма от Ми1 до Ми2, исполненная головным регистром. Вы говорите «резонатор», но правильнее здесь говорить о регистре. Резонатор – полость, заполненная воздухом, то есть вещь пассивная, а регистр – механизм, «вид» работы голосовых складок, активная компонента всего феномена голоса человека.

Вот таким механизмом вы и поете гамму. Это – ваш головной голос. Вполне нормальный, кстати, голос, достаточно плотный и качественный. Это не фальцет, потому что фальцету как раз не хватает плотности, координации. А у вас - именно головной голос.

Правда, каждое явление имеет свою степень. Цвет может быть от блеклого до ярко-насыщенного. Ваш головной голос пока где-то в середине, его нужно продолжать развивать.

Вы несколько запутались в терминах, читая, видимо, много информации о вокале, но информация о вокале противоречива и не всегда точно описывает реальные процессы.

В головном РЕГИСТРЕ голоса может быть два типа его (голоса) звучания, характера:

1. Неплотный, с излишним воздухом, писклявый и некрасивый фальцет

2. Плотный, сбалансированный, насыщенный и обертональный головной голос.

У вас в примере – второй тип, поэтому и вибрато есть, и слушается неплохо.

В грудном регистре тоже могут быть два характера звучания:

1. Привычный плотный и богатый тембром грудной голос2. Внимание! Грудной голос фальцетного характера! (Или - субтон)

2. Внимание! Грудной голос фальцетного характера! (Или - субтон)

Да-да! «Грудной фальцет» - само словосочетание выглядит, на первый взгляд, противоестественно. Но спойте свои грудные ноты вполголоса, без достаточной опоры и с присутствием придыхания, подвыдоха… Вот вам и грудной фальцет. Как пример – Лайма Вайкуле «Mamy Blue». Я не говорю о субтоне, потому что его создание - непростая вещь. Ему еще надо научиться. Грудной фальцет - это субтон в зародыше, так скажем.

То есть, на два РЕГИСТРА приходится четыре ХАРАКТЕРА звука. Об этом мало кто говорит, потому что в России все заполонила классическая школа вокала, а современный – это несколько другая вещь.

Пойдем дальше. Следующая путаница появилась у вас, когда вы стали неверно интерпретировать понятие «микст». Не знаю, когда это произошло, но, естественно, уже с ростом некоторой практики и начитанности. Кстати, это вообще очень хорошо, что вы и читаете, и экспериментируете, стараясь постигнуть всю эту «кухню». Отвлеклась.

Вы в первом примере заканчиваете петь грудным голосом (который без форсирования) на Фа1. А во втором примере начинаете головным регистром петь с Ми1. Обратите внимание, Ми – НИЖЕ, чем Фа. О чем это говорит? О том, что ваш головной регистр (или фальцетный, его и так еще называют, хотя это – одно и то же) распространяется вниз глубже, чем заканчивается грудной вверх. Регистры, грудной и головной, друг на друга НАКЛАДЫВАЮТСЯ (см. «Головной голос или как петь высокие ноты»).

Теперь заберитесь на сайт и прочитайте статью «Как «открыть» головной голос?» в разделе «Подробности письмом…». Просто следующие слова будут учитывать, что статью вы внимательно прочитали и поняли технологию соединения грудного регистра с головным. Ну, нет смысла копировать в письмо текст самой статьи…

Прочитали? Так вот, ошибка, совершенная вами, вами же и описана, цитирую: «…при переходе от ноты Ми1 и выше… регистрового перехода и «квыка» на слух не ощущалось - значит смешанное звукообразование или микст присутствуют.» Нет! «После этого – не значит вследствие этого». Вы стали форсировать звук, не давая грудному регистру (механизму работы складок) передать управление головному. Вы заставили грудной регистр продолжать работать. Он это может, при насилии, поэтому не было «квыка», не изменился характер звука, не почувствовался другой, «фальцетный» тембр. В головной регистр вы не перешли, вы растащили вверх грудной, методом крика, давлением воздуха и, естественно, инстинктивным задействованием внешних мышц гортани. Отсюда – зажатость, форсировка, «горление».

Вас просто в нужный момент не остановил специалист, объяснив, что вы делаете неверно. И, поверьте, вам просто повезло, что голос ваш имеет достаточно большие возможности, если вы на таком крике ухитрились подняться до Ми2, причем, я думаю, не раз так делали.

А гамма, которую я прислала вам в ответе на ваше письмо (см. предыдущую страницу), показывает, что голос ПЛАВНО должен переходить от грудного регистра к головному на определенном отрезке диапазона. Причем, почти невозможно понять, где был «чистый» грудной звук, где он был «смешанный», и когда остался один только головной. Это – «классность»! И принцип работы для достижения такого звучания описывается в статье. Это только принцип, конечно, такими вещами занимаются под наблюдением педагога, индивидуально, работа не простая, не буду скрывать. Но путь такой.

Микст – это, действительно, соединение. Регистров. Ну, вы говорите «резонаторов», но я понимаю, что имеете ввиду вы именно регистры, суть верна. Вот только соединение регистров основывается на «ненасилии», как уже говорила выше, иначе один из них, головной, просто не заработает. Потому и сложная это вещь, настоящий микст, что осуществить такое плавное слияние двух очень разных по тембру ХАРАКТЕРОВ звука в одном и том же голосе тяжело. Но можно, примеров ведь много. Кстати, «фальцетную» грудь с «фальцетной» головой при миксте тоже можно слить вместе.

Отдельно скажу о «рОковом» миксте. Так принято называть, опять же, определенный характер звука голоса певца. «Драйвовый», «напряженный», «мощный». В создании таких нот принимает участие, в основном, регистр грудной. На самом деле трудно точно сказать, какой вокалист в конкретной ноте использует микст, то есть смесь, а какой – форсировку. Бывает, что звук так похож, что рождает массу споров и разговоров на эту тему.

Знаете Носкова? Творчество, разумеется, не лично? А ведь одно время он совсем ушел со сцены, чтобы восстановить голос. А Кипелов? Привычка петь грудью высокие ноты сказалась потом, молодой организм может многое, вон вы до Ми2 поднялись… Но в любом случае нужно понимать, что профессионал, который поет и выступает каждый день – это не любитель, поющий от случая к случаю. Вы же не думаете, надеюсь, что на трассе Формулы проедете не хуже Шумахера, дали бы только руль болида… А многие (применительно к вокалу) думают именно так.

Развитие голоса дает постепенно новые возможности. Вот сейчас вы запутались, что с чем смешивать, а когда освоите эту смесь верно, у вас будет единый сбалансированный на всем диапазоне голос. Обладание им даст возможность искать новые формы его использования, тогда и расширение грудного голоса вверх станет вполне достижимым. Ваш организм научится делать это без вреда для самого себя.

Невозможно посмотреть на мир глазами космонавта, пока не попадешь на орбиту. Так и в вокале.

Вы спрашивали о вибрато, я, конечно, написала больше о другом, но вибрато, как СЛЕДСТВИЕ верной работы всего механизма создания голоса, обнаружится всегда, заодно станет вам «маячком», раз его нет - что-то не так…


Спасибо! Теперь всё ясно, буду работать.


Подвал Яндекс.Метрика