Заголовок

Пение «на горле», «на зажиме». Как это выглядит? Или насколько может отличаться реальное звучание от его словесного портрета…

И.Рамзина | октябрь 2012

Мне 24 года. Научился соединять регистры, использовать резонаторы, в принципе всё устраивает, имею баритональную окраску голоса, но вибрато в голосе включается только до Фа1, начиная с Соль1 и вплоть до моего предела (Ми, Фа2) вибрато вообще нет. Звук становится как бы суженным, а не открытым, хоть и звучит вплоть до До2 более-менее плотно. Когда использую головной, с вибрато всё в порядке. Подскажите, пожалуйста, в чём может быть ошибка? Уж хотя бы баритональный предел Ля1 должен звучать насыщенно и с вибрато. Опущенную гортань не использую, ориентируюсь на эстрадных и рок исполнителей.

Константин


Не совсем понятно. Судя по описанию, вы, начиная с Фа, используете смешанный голос, то есть не только чистый грудной механизм, а с добавлением головного звучания. Для баритона – это уже высоковато, классическая схема говорит о начале микста с ноты Ре. Ну да Бог с ним, это схема, догма, не будем на ней основываться.

Далее, поднимаясь таким «смешанным» голосом до До2, вы не получаете в звуке вибрато, так? Ведь, по идее, даже раньше До, ваши связки уже не смогут «поддерживать» грудной механизм (если вы действительно баритон), а останутся лишь в головном регистре, которым и продолжат выше. Если вы говорите о плотном звучании до До2, то потом оно какое, к Ми, Фа?

Я понимаю так, что проблема с вибрато возникает на смешанном участке, то есть Соль1 – До2. А дальше, при переходе к чистому головному звуку, оно опять появляется. Верно? Иначе как? Вы «смешанно» поете до Ми-Фа второй? Усомнюсь, для баритона это слишком высоко. То есть, здесь большой вопрос, неточность в тексте письма.

Предположу, что все-таки вы говорите о ТРЕХ участках: до Фа1, от Соль1 к До2, и выше, к Ми2. О баритональном пределе говорить пока не стоит, во-первых, этот предел – для микстовой техники, применяемой баритоном, во-вторых, не всякий баритон туда поднимется даже микстом.

Я думаю, что отсутствие вибрато на участке Соль1 – До2 (если я все поняла правильно, если нет – ответьте, но более подробно, а еще лучше – пришлите исполнение хроматической гаммы через все те ноты, о которых вы пишете) связано с неотработанной пока, до конца, техникой.

Вы, когда учились соединять регистры, нисходящие упражнения использовали? Ведь что получается, если нет? Применяя только ход снизу-вверх научиться соединению можно, но это неполное воспитание голоса. Не менее важно уметь соединять их и при пении вниз, переходя от «головы» через «смесь» к «груди». Эта двойственность как раз и приводит со временем к точному балансу регистров и воздуха на КАЖДОМ звуке. Ну и вибрато никуда не девается, естественно.

Мне кажется, что вибрато нет по той причине, что определенная часть всего механизма создания звука работает с излишним напряжением. Применительно к вам, эта часть – грудной механизм на нотах выше Фа. Вы стараетесь передать тембр, не допустить его резкого обеднения, но только за счет привычного грудного голоса, как бы уменьшая его долю в звуке. В любом случае, грудной регистр работает в этом случае с определенным напряжением, под контролем.

Вибрато же возникнет тогда, когда ему, грудному регистру, будет комфортно на нотах любых, когда он не будет нуждаться в контроле, а тембр «доберет» регистр головной, работающий одновременно с грудным и так же комфортно. Коль скоро один из них вынужден «насильно» подчиниться воле хозяина – вибрато не возникнет. Это - механизм форсировки, но, как любой эффект, форсирование имеет СТЕПЕНИ. Оно может и не восприниматься на слух, как форсирование, а показатель отсутствия вибрато косвенно намекнет о ма-а-аленькой степени форсирования.

Для рок-вокала, кстати, вибрато на таких высоких участках не так уж и нужно, там нужно не оно, а «мясо». Так что, привычная манера пения, если она вами освоена, и вам нужна, может и без вибрато обойтись. С точки зрения канона это не правильно, конечно, но только с точки зрения канона. Кроме того, если вы последуете совету, станете «переделывать» привычную манеру, то появившемуся на этих нотах вибрато может сопутствовать более обедненный тембр. То есть голос ваш будет звучать менее плотно на участке Соль-До, зато с вибрато.

Так мне кажется. Я на истину не претендую, ведь, чтобы точно знать, нужно ваш голос услышать в реальности. Все, что пока написала, базируется на ТЕКСТЕ вашего письма, а нужно - ЗВУЧАНИЕ вашего голоса.


Благодарю за подробный ответ, возможно, действительно недостаточно хорошо развита техника. Но для более точного вердикта я записал гамму. Ещё раз прошу, уже на основе прослушанного, указать на мои ошибки и, если можно, подсказать, в каком направлении мне двигаться для получения благозвучных верхов. (Звуковой файл прилагается).


Константин, я прикладываю к письму картинку-скриншот, так выглядит ваша гамма в звуковом редакторе. До красной черты все нормально, а вот после нее…

Итак, до красной черты вы допеваете достаточно правильно, заканчиваете на Соль1, о чем и писали. Голос звучит естественно, так, как и должен звучать. Хотя, конечно, грехов и там немало.

Дальше вы начинаете петь с До1, сразу «сев на гортань». Все! Ни о какой свободе звука уже речи нет, и быть не может! Это – пение на зажиме, которое и пением назвать нельзя, это крик, косвенно подтвержденный скриншотом. Посмотрите, амплитуда (даже на картинке) зашкаливает! Громкость – чрезмерна!

Ну и что, что вы мученическими усилиями «дожимаете» до Фа второй и даже пробуете спеть выше? Это - форсирование чистой воды. Петь такой манерой получится, в лучшем случае, пару лет, пока голос не сорвется. Естественно, никакого вибрато при этих условиях и не возникнет. Да и текст будет невозможно передать! Если только вокализ так петь…

Чтобы получить благозвучные верха, нужно учиться переходить к головному регистру, в вашем случае, начиная с Фа первой октавы (или даже раньше, с Ми), мягко, не усиливая звук, а, наоборот, уменьшая громкость, ПОСТЕПЕННО подключая головной регистр к грудному (см. статью «Как «открыть» головной голос?»).

Научиться, привыкнуть нужно на малой громкости, а потом, на базе привычки, уже работать над повышением громкости. А вы просто решили «продавить» высокие ноты, не умея их правильно создавать. Так нельзя. И опасно, вдобавок.

Прикладываю исполнение гаммы мужским голосом, как она должна звучать.

Да, спето до До2, но обратите внимание на качество исполнения, на свободу голоса, отсутствие зажимов, баланс и координацию, которая и приводит к ощущению «единости», «слитности» тембра голоса. Это и есть – верно выполненное соединение грудного регистра с головным!

Никакого насилия! На слух воспринимается как свободный вокал, но ведь это – гамма, упражнение! Кстати, выявляющее ВСЕ регистровые и диапазональные «грехи». Если нужно добавить в голос «драйва», то он будет добавлен, запас-то возможности огромный! Зато это будет сделано без вреда для организма.

Исполнитель – ваш ровесник, хотя и не мой ученик, но мы тоже познакомились на этом сайте. Привожу материал для сравнения, ибо нужно услышать, чтобы стало понятнее.

Истина, она ведь в сравнении познается…

(Продолжение переписки см. на следующей странице)


Подвал Яндекс.Метрика