И.Рамзина | декабрь 2011
Здравствуйте, не могу избавиться от проблемы с чрезмерным форсированием звука. У меня баритон и хочется добиться легкости звучания на высоких нотах. Сложности возникают на нотах второй октавы, не знаю, как спеть их не напряженно, предел - фа диез, но звучит, как будто кричу, как сделать эти ноты легкими?
Анатолий
Сначала мне необходимо понять, что вы имели ввиду, когда писали: «Сложности возникают на нотах второй октавы...» Вторую октаву ФИЗИЧЕСКУЮ (то есть от C2 до B2) или вторую октаву вокальную? В вокале часто называют «второй» октавой участок диапазона, где певец поет в головном режиме, при этом для баритона «вторая вокальная» октава может начинаться значительно ниже «физической», буквально от C, C#1. Каков ваш диапазон?
И еще один вопрос, уточните, пожалуйста, какой репертуар вас интересует? Что вы поете, в каком жанре? Классические произведения или современные песни в поп-, рок- манере?
Мой диапазон от ми большой октавы до фа диез первой (без использования фальцета), я очень извиняюсь, что дал неверную информацию, перепутал. Ноты второй октавы я могу взять только фальцетом. Я имел в виду именно ноты первой октавы, когда говорил о трудностях их извлечения.
Из за увлечения разными стилями музыки я стараюсь менять манеру пения, но основной акцент, конечно, приходится на ответвления от рок музыки, потому что есть навыки игры в команде, где мы этим и занимаемся, следовательно, манера пения, наверное, изрядно отличается от классической.
Тогда у меня складывается следующая картина: вы поете в жанрах современной вокальной музыки (рок, его разновидности и симбиоты), имеете баритональный диапазон. Говорю о диапазоне, а не о голосе, так как баритон – это ВИД классического голоса, в применении к современной вокальной манере правильнее будет говорить о диапазоне, соответствующем баритону.
Переходный участок вашего голоса приходится (я думаю) на одну из следующих нот: Hm, Bm, C1, C#1, D1. Вам нужно самому это проверить. За ним, то есть, за этой переходной нотой вы можете петь ТОЛЬКО ГРОМКО! Чтобы не перейти на фальцетный тембр. Если «не включите» динамику, то «свалитесь» в фальцет. Так? Хотя, уверена, что так, поскольку проблема-то распространенная.
Да, всё верно, начиная с ноты ре, я могу петь исключительно громко, с сильной опорой или либо вообще звука не будет, либо фальцет.
А не понятно мне лишь то, какими упражнениями, пусть даже психологическими, можно добиться того, чтобы я не зажимался на этих нотах и пел их открыто и не напрягаясь.
Как открыть для себя верхний регистр и добиться чистого, негромкого и высокого звука?
В первую очередь необходимо отнестись к фальцету не как к ЗВУКУ, а как к ОЩУЩЕНИЮ В ГОРТАНИ. Почувствуйте РЕГИСТРЫ! Вы сейчас поете все, что можете (до F#1) одним регистром – грудным. Ощущение в гортани при этом у вас одно и то же, меняется только его степень. Даже когда приходится после D1 брать ноты с динамикой – все равно, само ощущение такое же, как и при пении, например, Hm. Абстрагируйтесь от звука, перенесите внимание именно на ощущение в гортани – оно не поменялось.
Спойте фальцетом, но негромко A1. Ведь можете, наверняка, вот и спойте. «Прислушайтесь» к ощущению в гортани. Оно другое. Поиграйте с ним: A1-H1-C2-H1-A1-G1-F1 Негромко, «мягко». Держите ощущение! Ну и ноту, конечно! Длительность нот увеличьте до секунды. Пусть потребуется взять дыхание, возьмите и вернитесь… именно к ЭТОМУ ОЩУЩЕНИЮ в гортани при пропевании следующей ноты. Не получилось? Пробуйте хоть сто раз, пока не получится, но, из практики знаю, получится практически сразу. Только не надо следить за КАЧЕСТВОМ ЗВУКА! Пока важно ощущение в гортани!
Это ощущение – ваш фальцетный РЕГИСТР! Не звук, а РЕГИСТР! Именно в нем сейчас находятся ваши складки! Поэтому прошу петь ни в коем случае НЕ ГРОМКО, мягко, напевая… Почему нельзя сейчас петь громко? Читайте «Как петь громче? Вокальная координация» на сайте.
Теперь идите ниже, с тем же ощущением. В фальцетном регистре. A1-G1-F1-E1-D1-C1. Ищите точку, где это ощущение «разрушится». На какой ноте, вернее, НИЖЕ какой ноты создать звук, используя такое ощущение (регистр) будет уже невозможно? Зафиксируйте эту ноту. Да не один раз, конечно! Проверяйте! Делайте такое упражнение 20, 30 раз! По 5 раз в течение 4 дней, например, в разное время суток. Запишите эту самую низкую ноту (ноты). Ноты, потому что в разных случаях они могут быть немного разными, но в пределах 1,5 тонов.
Теперь взгляните на результаты. Ваш фальцетный РЕГИСТР (еще раз говорю – регистр, а не звук!) распространяется где-нибудь до Gm-Am, а то и ниже. Но ведь вы своим обычным, привычным грудным голосом можете петь до D1! Получается, что участок от (например) Gm до D1 вы можете петь КАК ГРУДНЫМ РЕГИСТРОМ голоса, так и ГОЛОВНЫМ (фальцетным)! Нанесите на прямую линию, как на линейку, все ноты, о которых речь идет в моем письме, посмотрите, так сказать, наглядно.
Теперь вам должно быть понятно, что перестроить голос в фальцетный РЕЖИМ вы можете далеко не только после F#1, но и гораздо раньше. Что это даст? Даст негромкие и чистые ноты там, где вы не могли создать их раньше – на участке C1-F#1. Да-да! Просто нужно петь на этом участке ФАЛЬЦЕТНЫМ РЕЖИМОМ голоса, а не грудным. Даже переключаться в этот высокий режим нужно раньше, если согласно тесситуре песни вам нужно спеть целую фразу на участке Hm-F1. Кто мешает уйти туда даже с Gm?
Да никто! Специально в статье «Вокальная техника есть всего лишь СРЕДСТВО передачи чувства!» исследуется пример романса «Не уходи!». Прочитайте внимательно, прислушайтесь. Это именно то, о чем я вам сейчас пишу. Именно высокие, негромкие и мягкие ноты. Я просто рассказываю, КАК это можно сделать в своем голосе.
Звучит «фальцетно», скажете вы. Конечно, но ПОКА! Надеюсь, вы не думаете, что все будет сразу?
А вот во вторую очередь необходимо тренироваться и опытным путем подбирать нужное количество воздуха для каждой ноты! И об этом на сайте я пишу очень и очень много! Читайте и слушайте примеры. Фальцетный ЗВУК (теперь не об ощущении в гортани говорим, а о качестве звука), появляется при лишнем воздухе в вашем выдохе. Чтобы его не было – нужно, опять же, тренироваться.
Теперь об упражнениях. Сам понимаете, что переключать голос из грудного режима в фальцетный можно В ЛЮБЫХ упражнениях, тут дело не в том, что петь, а в том, КАК петь. КОГДА начинать использовать фальцетный режим и когда его прекращать, переходя назад в грудной. Спойте C1 грудью и ту же ноту – фальцетом. Только именно - C1! А то бывает, что просьба спеть ту же ноту в фальцетном режиме «уводит» голос на октаву выше. Не попадитесь!
А теперь скажите, велика ли разница в звуке, если петь спокойно и без динамики? Абсолютно невелика (хотя и есть)! Чтобы исключить субъективность, запишите обе ноты и послушайте их «со стороны».
Постепенно при занятиях (пении обычных вокальных упражнений) придет легкость «переключения» голоса из одного режима в другой как вверх, так и вниз. А это даст владение своим головным голосом хотя бы на уровне «еще не очень умею, но уже не боюсь». В дальнейшем, экспериментируя с силой выдоха и нахождением вокальной координации можно приобрести и такое качество голоса, которое позволит «играть» звуком на всем доступном диапазоне. Вы научитесь петь «как угодно», а как захотите в тот или иной момент – решите сами.
Есть и системы упражнений. Всем рекомендую «Пойте как звезды» Сэта Риггса.
Спасибо вам огромное, я обязательно всё учту.
Предполагаю, что мне предстоит большая работа.
Я действительно могу начинать петь фальцетом намного раньше, и, если я всё правильно понял, то суть в том, чтобы превратить этот звук в головной, причем я могу сделать его очень близким, но фальцетный окрас всё равно чуть присутствует. Буду тренировать.
Да, вы совершенно правильно все поняли! Именно так! Участок диапазона, на котором возможно использование ОБОИХ регистров называют СРЕДНИМ РЕГИСТРОМ. Просто необходимо помнить, что регистров-то (основных) - два, а «средний» голос - это не регистр в физическом смысле, а ПОНЯТИЕ.