А.Егорова | февраль 2014
Диафрагма, голосовые связки, гортань, челюсть - эти «компектующие детали», пожалуй, бьют все рекорды обсуждаемости среди вокалистов. А вот о мягком нёбе упоминается очень редко, и в основном только в контексте вокального «купола».
А ведь эта маленькая и весьма незаметная структура, выполняющая огромную роль в фонации, умудрилась породить в вокальном мире немалое количество мифов. Виной тому - неправильное понимание ее анатомического устройства.
Мягкое нёбо непременно ассоциируется у вокалистов с двумя положениями: низкое и высокое. Ну, во-первых, справедливости ради стоит сразу же уточнить, что есть еще и третье положение, называемое средним или нейтральным. Анатомия - не живопись: редко когда положения частей тела можно разделить на черное и белое, да и в живописи серый цвет пока никто не отменял.
Во-вторых, главным физиологическим значением мягкого нёба является не изменение его высоты, а открытие-закрытие, грубо говоря, прохода из горла в нос. Не будем забывать, что, в первую очередь, природа создала нас людьми и только во вторую (и то не всех) - вокалистами.
Функция поглощения пищи, таким образом, превалирует над функцией вокальной, как и гласит поговорка: «Будет хлеб - будет и песня!» Чтобы этот хлеб очутился в желудке и не попал в нос во время еды, существует защитная функция мягкого нёба, вовремя закрывающего этот проход.
Согласитесь, задорно торчащие из носа макароны - зрелище хоть и веселое, но совершенно антифизиологичное. Неплотное закрытие такой «двери» во время приема пищи или жидкости приводит к неприятным ощущениям: щипанию и першению в носоглотке, с чем вы все, наверняка, хоть раз в жизни встречались, застигнутые гигантским «чихом» во время еды.
Какое же это все имеет значение для вокала? А очень важное.
Понимание положений мягкого нёба не с точки зрения его движения «выше-ниже», а с точки зрения «открыть-закрыть», ведет к более надежному управлению резонансом.
Соответственно и звук при этих положениях получается разным, ведь и он тоже, подобно хлебу или макаронам, попадает или не попадает в носовые пазухи. На всякий случай уточню, что мягкое нёбо не следует путать с твердым, куда вы можете упереть язык, и которое так просто поцарапать сухарями.
Мягкое нёбо находится дальше, за ним, в глубине вашей ротовой полости, и изменение его высоты не столь значительно, как кажется.
Что думает вокалист, если ему говорят поднять нёбо? То, что в данный момент, когда он, «открыв рот», слушает наставления вокального педагога, его мягкое нёбо находится низко. Поэтому первым его последующим действием становится задирание своего нёба в бескрайние пространства галактики. На самом деле низкое положение мягкого нёба - это молчание и дыхание через нос. Попробуйте запеть с закрытым ртом! Куда пойдет звук? Конечно же в нос! Если же вокалист рот открыл, то его мягкое нёбо УЖЕ вышло из состояния «низко», заняв, в худшем случае, положение нейтральное.
А ведь, исходя из написанного выше, было бы достаточно просто провести тест на назальность: спели удобную вам ноту в обычной разговорной позиции и заткнули нос рукой. Звук изменился? Да - значит, надо еще приподнять (полностью закрыть) мягкое нёбо. Нет - значит, все нормально, так как звук в нос не попадает.
Потому вашей стартовой позицией всегда будет, по крайней мере, нейтральное положение, а чтобы получить «высокое», надо всего лишь окончательно закрыть мягкое нёбо, устранив призвук назальности.
Именно благодаря неважным знаниям физиологии, равно как и ошибкам в толковании некоторых терминов, был создан знаменитый миф о вокальном «куполе». Кто-то неудачно интерпретировал латинское слово «velum», означавшее изначально «навес», который натягивали от солнца, а также «занавес», а в современном медицинском значении - «мягкое нёбо», названное так именно из-за сходства с навесом - занавеской, отделяющей верх от низа… И понеслось...
Думаю, даже младшему школьнику не составит труда отличить навес от купола....
А был ли купол?
Ну, как говорится, нет дыма без огня, купол все же был, но в другом значении. Под «куполом» понимался эффект, объемное звучание голоса, которое он обретал благодаря наличию в нем всего спектра частот, и особо усиленных средних и верхних, придающих голосу звонкость и полетность, создающих, таким образом, объем и пространство.
В эпоху Барокко вообще предполагали, что голос выходит в том числе из головы (не уточняя конкретных мест).... Со временем развитие таких наук, как анатомия и акустическая физика, позволили изучить и понять этот феномен.
Небезызвестный вам по сайту «Вокальная Механика» Franco Fussi, врач-хирург, специалист в Фониатрии и Отоларингологии, педагог, исследователь (все его звания можно прочитать вот здесь) в своей статье о вокальной терминологии пишет:
«К понятию «полости» многие профессиональные певцы относят поиск амплитуды в глоточно-гортанных пространствах. Некоторые педагогические заключения, однако, легко вводят в заблуждение, ошибочно упоминая «купол», термин, который изначально использовался для обозначения вибрации (консонанса) в верхней части черепа».
И немудрено, посмотрите на картинку, где отчетливо показана функция мягкого нёба, а также стрелками обозначена звуковая волна, проникающая в резонаторное пространство. Похожа ли данная перегородка на «купол», или все же больше на навес?
Справа она соединилась со стенкой глотки, куда еще, спрашивается, выше можно ее прогнуть?!
Резюмируя вышесказанное видим, что под эффектом «купола» предполагалась пространственная характеристика окончательного звука, а не создание самого «купола» мягким нёбом, которое, кстати, такими эквилибристическими способностями не обладает - изменения его высотности крайне ничтожны.
Потому и столь любимый академическими вокальными педагогами «зевок», равно как и указание петь с «яблоком, теннисным мячиком во рту» (и прочие извращения) приводят не сколько к подъему мягкого нёба, сколько к чрезмерному опусканию гортани.
Так, услышав от педагога заклинание «Подними нёбо!», студент усиленно старается изогнуть его дугой, вытянуть до небес, искренне думая, что оно поднимается и опускается, а не всего лишь движется, открываясь и закрываясь. В итоге, в поисках этого супер пространства он опускает гортань и получает по ощущениям «заоблачно высокое нёбо». Еще бы, ведь само оно так высоко подниматься не в состоянии!
Тут сказывается и еще одна погрешность вокальной педагогики, построенной на ощущениях: не умение контролировать структуры голосового аппарата по отдельности. Все равно, что, желая поднять руку, вы одновременно поднимаете и ногу. Подобные действия вызвали бы недоумение у кого угодно. А вот сходное оперирование подобным образом внутренними структурами почему-то недоумения не вызывают... А не задумываются люди об этом, да и все!
Если для академического вокала упражнения типа «зевка» еще могут иметь какой-то смысл, так как понижение гортани входит в вокальную позицию, то для современного - совсем не годятся. Опытный современный вокалист закроет нёбо (если назальность ему совсем не нужна, а это не всегда так), но при этом гортань не опустит.
Да и в академическом вокале, если брать за образец итальянское belcanto, речь никогда не шла о гортани «в пятках», а лишь о несколько более низком ее положении по сравнению со средним (или нейтральным). Об этом свидетельствуют выдержки из знаменитых рукописей самих же представителей итальянского оперного стиля.
Вокальный трактат 1700 года, написанный Gianbattista Mancini, говорит о естественном пении: «Вокальное искусство состоит в изучении того, куда ведет природа», повторяя много раз о «естественности голоса», и о том, что «каждый певец должен размещать свой рот так, как он его размещает во время улыбки», «подвижность голоса нужна, чтобы придать ему природную яркость», «голос не может выйти естественным и красивым когда челюсти находятся в принудительном положении» и т.д.
Подобная настойчивость характерна не только для Манчини, подобные утверждения всречаются и у последующих авторов, многие из которых являются великими певцами, например Bernardo Mangozzi: «извлекайте голос естественно», Mathilde Marchesi: «Открывайте рот естественно», Francesco Lamperti: «Природа, природа и еще раз природа», Enrico Panofca: «Будьте прежде всего естественны», Enrico Caruso: «Артикуляция должна происходить самым простым и натуральным способом, в соответствии с естественными движениями органов, ее осуществляющими», Luisa Tetrazzini: «Есть только один способ петь и это петь естественно, комфортно и легко», Aureliano Partile: «Правильная система пения: едина, естественна и природна», Giacomo Lauri Volpi: «Четыре главные добродетели певца: простота, спонтанность, искренность и естественность».
Даже в книге о великом Карузо, написанной его другом фониатром Marafioti, автор, упоминая о вокальной технике Карузо, отличая ее от других, говорит о «естественном вокальном методе Энрико Карузо».
А петь естественно, никак не может означать тянуть мягкое нёбо в облака и опускать гортань в землю.
Но за счет чего же тогда создается пространственная полётность звука, тот самый эффект «купола»? Об этом в следующей статье.
Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник