А.Егорова | январь 2013
Эта статья заканчивает разговор об отличительных технических приемах вокального стиля «соул», являясь продолжением предыдущей статьи «Упражнения drift (глиссандо) и rattle (хриплое рычание)». Здесь рассматриваются два последних приема, являющихся распространенными в рамках такой вокальной техники.
Шестой прием или пение субтоном обычно кажется сущим пустяком, так как никто никогда не прилагал особых усилий к тому, чтобы говорить шепотом. Но говорить - это одно, а петь - все же совершенно другое.
Во-первых, потому что певческий шепот должен быть услышан не единственным адресатом, а целым залом, если вы поете live, ну или в записи. Несмотря на развитую технику, если просто прошептать разговорным шепотом фразу песни, то вряд ли это будет услышано так, как должно быть.
Ну и, во-вторых, данный прием, в отличие от остальных перечисленных, обычно не вызывает ни малейшего опасения в том, что певец рискует повредить связки, но это совершенно не так. Дело в том, что голосовые связки, работая в нормальном режиме, должны быть хорошо натянуты и абсолютно смыкаться, и это - общеизвестный факт.
Примеры субтона вы можете найти в конце статьи «Техника соула – отличительные черты».
Когда мы говорим шепотом, то они не смыкаются полностью, так как между связками проходит воздух, что характерно и при некоторых профессиональных заболеваниях, кстати.
Это происходит потому, что при таком режиме работы связки не эластичные, а жесткие, не прилегают хорошо друг к другу во время вибрации и пропускают воздух, как воздушный шарик. Таким образом, при таком режиме происходит и огромный расход воздуха, именно в связи с тем, что голосовые связки его с легкостью пропускают. Именно поэтому внешнее впечатление о том, что при шепоте голос совершенно не напрягается, так как никто его не форсирует - обманчиво, и в корне неверно.
Певческий же шёпот (или субтон, кроме того западная вокальная педагогика называет его фальцет)* рассчитан на ИМИТАЦИЮ этого разговорного эффекта, который должен быть услышан аудиторией. То есть голос мы выводим в активный режим с сильным давлением воздуха, при этом связки не смыкаются полностью и работают в напряженном состоянии, в связи с их не эластичностью.
*Фальцет (falsetto, falsetto soffiato) - вокальный прием, не следует путать его со стилем «фальцет» - манерой пения мужчинами высоких нот женским голосом (яркими представителями данного стиля является группа Bee Gees).
Чтобы увидеть это наглядно, достаточно представить 2 паруса на ветру: два натянутых хорошо, но сделанных из эластичного материала, между которыми сильный порыв ветра - они соприкасаются эластичным покрытием, краями, вибрируют на ветру и не стираются. И два паруса из абсолютно не эластичного материала, жесткие, при слабом порыве ветра они касаются жесткими краями, но ветер их только слегка колышит (это разговорный шёпот), и, наконец, два жестких паруса, которые сильный порыв ветра треплет, как ему угодно, ударяя друг о друга (это субтон).
Поэтому, первое и главное правило - пользоваться субтоном, когда с певческой опорой нет никаких разногласий, и вы хорошо умеете контролировать поток воздуха.
Второе - не забывать, что субтон - это всего лишь прием, и применяется на некоторых, отдельных фразах для выражения особых чувств. Таким образом, в небольших количествах вреда он не принесет.
Реализуется субтон довольно просто: помимо звука в голос напускается больше воздуха, чем это требуется для воспроизведения собственно этого самого звука. Поэтому и режим расходования воздуха довольно напряженный. Там, где бы вам хватило дыхания на целую фразу, при пении на субтоне его хватит лишь наполовину.
Попробуйте спеть какую-нибудь фразу сначала обыкновенно, а потом на субтоне, напустив в голос воздуха, и убедитесь сами, что дышать вам придется чаще. Данный прием специальной тренировки не требует, а лишь рекомендации - петь всегда на опоре, я уже писала. Запомните, он требует не только такого же глубокого дыхания, как и при пении в нормальном режиме полным голосом, но даже и бОльшего, в связи с повышенным расходом воздуха.
Наш седьмой и последний прием - компрессированный голос. Слово «компрессированный» не означает сжатый в прямом смысле, то есть сжатый физически, а, скорее, прикрытый. Прием служит именно для прикрытия слишком открытых или звенящих нот для создания определенного эффекта (нежности, отдаленности, мистики и т.п.), и, соответственно, нужной динамики.
Внимание! Примечание мое (И.Рамзина) – прошу не путать технику прикрытого звука, реализуемого в академической вокальной школе и то прикрытие, о котором говорит здесь Анастасия. В данном случае под словом «прикрытие» имеется ввиду лишь характер звучания, который технически реализуется совершенно по-другому, да и цели преследует иные, чем в классическом пении.
Дело в том, что на средне высоких нотах петь тихо непросто, часто страдает полный голос в пользу фальцета именно на piano, так как динамика достигается слабой подачей воздуха и, соответственно, «срезанием» грудного регистра. Поэтому и родилась техника достижения тихого звучания засчет прикрытия «выстреливающей» ноты (или ряда громких нот) поднятием гортани и корня языка.
Освоению данного приема на первых порах очень помогает пение детским или «слащавым» голосом. Представьте тот голос, которым начинают разговаривать взрослые при виде маленького ребенка, котенка, щеночка: «Какой холёёёёёсенький» и т.п.
Возьмите хорошо знакомую фразу песни и спойте ее, не меняя ничего в голосе, певческой позиции, в обычном раскрытии рта, а лишь произношение, спойте ее вот так, как будто вы сюсюкаете с ребенком. Прочувствуйте ощущения, а именно: где в этот момент находится гортань. Можете даже взять себя за горло и посмотреть, в каком направлении она сдвинется.
Движение гортани вверх поднимает корень языка и закрывает сформированный полный звук где-то за носом (не в носу, ни в коем случае, это не правильно!). Если же опустить гортань в прежнее положение звук высвобождается и звучит уже громче и открыто, тут уже можно и динамикой помочь, и поддать дыханием, если вы идете на кульминацию. Именно так реализован пассаж в примере выше.
Когда движение гортани вы уловили и, соответственно, способны регулировать, потренируйтесь на гласных звуках, начиная с открытых «а» и «э» на средне высоких нотах: для женщин это «ля» первой октавы – «ре» второй (для тех, кто его берет полным голосом).
Возьмите ноту сначала компрессированным голосом, потом перейдите на полный, приопустив гортань, потом снова компрессированный, то есть закрыть-открыть-закрыть-открыть и т.д.:
Внимание! Примечание мое (И.Рамзина) – это упражнение очень похоже по звучанию на то, о котором говорится в статье «Как развить СИЛУ ГОЛОСА». Однако, они просто слушаются одинаково, а преследуют разные задачи. Так при выполнении упражнения на тренинг силы голоса совершенно не нужно производить какие-либо манипуляции с гортанью или корнем языка.
А вот «компрессированный голос» этого требует. Что лишний раз подтверждает правило: «Главное – не что петь, а КАК петь».
Петь компрессированным голосом выше очень сложно, почти невозможно, да и не нужно, так как высокие ноты обычно (по крайней мере, в современном репертуаре) вводятся композитором в песню именно на моментах кульминации, где голос должен звучать на полную мощь.
В следующей статье начнем разговор о самом знаменитом приеме, пришедшем из соула. Кто-то его вожделеет, кто-то неприемлет... Этот прием - БЭЛТИНГ.
Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник