А.Егорова | январь 2013
После освоения runs, drift или glissando , наш четвертый прием, наверняка покажется вам просто прогулкой... Тем не менее, и его следует потренировать, так как несмотря на кажущуюся простоту, в нем есть подводные камни. Точнее, один подводный камень - глиссандо должно быть постепенным, скольжение должно проходить плавно через все ноты.
Самой распространенной ошибкой является начальное плавное глиссандо от стартовой ноты и быстрое «прибытие к месту назначения», то есть к конечной ноте. А это уже не глиссандо, а полускачок. Чтобы избежать этой ошибки, как и в случае с предыдущими упражнениями, его надо осваивать в медленном темпе..
Выберите стартовую ноту, обязательно невысокую по тесситуре, и определите конечную. Сначала скольжение следует осуществлять на небольшой интервал, например, на терцию (скользить на полтона - тон нет смысла, так как это вы уже умеете делать, если освоили первый прием - «подтяжку»). Когда ноты определены, начинайте плавно (здесь как раз уместно то, что не допустимо в runs) перемещаться, как бы «переплывать» голосом с одной тоны на другую пока не дойдете до конечной.
Пробуйте маленькое глиссандо на терцию, постепенно убыстряя темп. Когда начнет получаться, то увеличьте интервал, пробуя «скользить» на кварту, квинту и т.д., вплоть до октавы, каждый раз сначала медленно, плавно проходя голосом через ВСЕ ноты внутри интервала.
У этого приема нет четко определенных границ, drift может использоваться на любые интервалы, в том числе и превышающие октаву, главное, чтоб это было убедительно в произведении, ну и чтоб вокалист мог свободно взять конечную ноту, как правило, высокую, и удержаться на ней, так как подобное скольжение всегда заканчивается кульминацией, тем пиком, к которому, собственно, стремимся, скользя. Потому конечная нота всегда должна быть взята полным голосом, ни в коем случае НЕ ФАЛЬЦЕТОМ (а то эффект будет такой, как будто вы улетели в пропасть) и, желательно, с вибрато.
Наш пятый прием, своего рода trendy, пожалуй, самый запрашиваемый певцами - это знаменитый rattle, хотя для соула больше подходит название raspy voice (то есть скрипучий, в дословном переводе, хриплый голос). Часто этот прием в России называют рычанием (ну, понятно, от англ. to growl - рычать), хотя тот вид звука, который мы все помним по знаменитому вокалу Луи Армстронга, называется не growling, а rattle (хрип, хрипение). Еще его ошибочно называют screaming, приемом, хоть и похожим по сути, но не имеющим ничего общего с блюзовой (джазовой и соул) техникой по звучанию.
По сути screaming - это хриплый вопль, используемый в музыке heavy metal, чаще на высоких нотах, обычно довольно продолжительный, при этом эффект хрипа перекрывает тоновую высоту ноты (то есть больше хрипа - меньше звучания).
Что же касается интересующего нас приема rattle или raspy voice - это короткое вторжение (часто на «подтяжке» к ноте) характерным именно для блюза хриплым голосом, с одновременным звучанием и голоса тоже. Часто rattle предшествует пассажам runs или какой-то певческой фразе, иногда «вкрапляется» посередине. Но повторяю, это именно вкрапление, короткий эпизод и не больше.
Бывают редкие исключения, конечно, как в песне Stevie Wonder «As», где он умудрился целый куплет спеть raspy voice.
Но на то он и Stevie Wonder, любит пошутить, подурачиться и в этом довольно убедителен, вам же я этого делать не советую, так как, во-первых, есть риск «посадить» связки, а во-вторых - очень редко это звучит «в кассу», а не превращается в демонстрацию довольно сомнительного вкуса.
Итак, прежде чем приступить к освоению rattle еще раз повторяю (рискуя прослыть занудой) - разрешите все вопросы с певческой опорой, которая должна быть безупречна. Выполнение этого приема не на певческом глубоком дыхании, а на поверхностном, может стать первым и последним в вашей певческой карьере.
Перед началом упражнения надо четко уяснить, что rattle к горлу не имеет почти никакого отношения. Да, это хрипатый рык, но вы никогда не задумывались, как рычат животные? Рык начинается внутри, как будто в груди, резонируя где-то между носом и горлом, то есть в носоглотке.
Между прочим, тут помогает и психологическая установка, нужно рассердиться, ведь именно наш мозг посылает нам импульсы на нужное количество дыхания для фразы, на спец. эффекты в том числе, и это не шутка.
Мне всегда преподаватель говорила фразу: «А ты дала установку? Послала импульс?», и мне казалось это несколько странным, сомнительным, но практика показала, что именно оттуда мы получаем все сигналы. Поэтому никаких рыков горлом (а ведь я видела в одной уважаемой российской программе, как vocal coach учит рычать «как Агилера» именно горлом).
Первым упражнением должно стать внутреннее рычание с закрытым ртом. Представляете, как заводится мотоцикл? Возьмите дыхание и попытайтесь сымитировать это с закрытым ртом, вот так:
Поймайте ощущение: если вы правильно дышите с самого низа, то подаваемый поток воздуха заставляет вибрировать мягкое нёбо, которое находится сразу за твердым и, как вы наверняка знаете, играет ведущую роль в пении. Если ощущения верные, то можно открыть рот и пробовать «порычать» так, пока без мелодического звука, следите за тем, чтобы не потерять ощущение мягкого нёба.
Когда и это начнет получаться, возьмите ноту в удобном для вас регистре, потяните ее сначала голосом, а потом попытайтесь добавить «рыка», то есть эту самую вибрацию мягкого нёба таким образом, чтобы и нота продолжала звучать. Вот так:
Следом, когда в ощущения вы уже вжились хорошо, можно попробовать вставить рычащую ноту (или 2) в пассаж, ну или попробовать скопировать что-то из песни, где это есть. При регулярных тренировках, все обязательно получится, только не стоит форсировать события. Надо заниматься данным приемом мало, но регулярно.
Собственно, в вокале, да и вообще в музыкальных занятиях любым инструментом, на качество больше влияет регулярность занятий, а не потраченное время, то есть лучше заниматься каждый день, немного, чем редко и по многу часов. Не работайте над данным приемом более 5 минут в течение одного вокального занятия, так как это неестественная для человека голосовая подача, и не надо об этом забывать. При хорошо пойманном ощущении мягкого нёба и резонансе в носоглотке, вы доведете этот прием до совершенства за довольно короткое время и сможете успешно вставлять его в песни.
Следующая статья будет посвящена еще двум приемам соула - субтону и «компрессированному» звуку.
Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник