А.Егорова | январь 2013
Итак, третий прием, упражнения на знаменитый runs или running, оба термина правильны (начало см. в предыдущей статье).
Сначала немного теории, так как это важно для лучшего освоения и развития самостоятельного стилистического слуха, в результате которого вы без труда будете сами «снимать» все пассажи из понравившихся произведений.
Что же представляют собой пассажи runs с мелодической точки зрения? В основе всех этих пассажей лежит пентатоника: мажорная или минорная, хотя по сути это одна и та же гамма, построенная на 5 нотах, меняется только соотношение интервалов между нотами, и поэтому, если начать петь, например, мажорную пентатонику на малую терцию ниже, то она получится минорной, хотя ноты у нее будут те же.
Самый простой пример пентатоники - это черные клавиши фортепиано. Кто хотя бы чуть-чуть умеет играть или учился, наверняка баловался в детстве, играя «китайские напевы» на черных клавишах. Вот это и есть пентатоника. В соул она попала, конечно, не из Китая, а благодаря влиянию блюза и, соответственно, блюзовой гаммы, с ее пониженными 3, 5 и 7 ступенями. Вот они, эти 3 гаммы:
Мажорная пентатоника
Минорная пентатоника
Блюзовая гамма
Итак, все, абсолютно все без исключения пассажи runs имеют в своей основе пентатонику, ее отдельные фрагменты или же вариации на ее нотах, с частым «вкраплением» блю-нот, как «подтяжечных» форшлагов. Убедитесь сами:
Stevie Wonder “As”
Таким образом, какая бы композиция соул или госпел вам ни встретилась, вы услышите в пассажах пентатонику в ее разных вариациях, послушайте сами и убедитесь. Поэтому практикующему соул певцу не составляет никакого труда снимать пассажи любой сложности (спеть их - это уже другой вопрос, тут нужна тренировка), так как никаких других мелодических вариантов, случайных альтерированных нот там нет.
Я бы сказала, все проще, чем диктант в детской музыкальной школе.
При таком специфическом строении runs, самый лучший способ научиться их петь - это петь упражнения на основе пентатоник. Ниже я привожу примеры самых распространенных упражнений, которые были разработаны с учетом наиболее частых мелодических и ритмических движений, но, освоив их, можно далее придумать и множество других вариантов, равно как и снимать фразы из произведений и тренироваться на их основе. Обратите внимание на отметки взятия дыхания (запятые), так как это важно.
Сначала звучит звуковой отрывок упражнения, а затем следует его нотная запись.
Упражнение на короткие пассажи
Упражнение на длинные пассажи (мажор)
Упражнение на длинные пассажи (минор)
Упражнение на пассажи триолями (мажор)
Упражнение на пассажи триолями (минор)
Как я уже ранее писала в предыдущей статье о «подтяжках», но не поленюсь повторить, потому что это крайне важно - упражнения следует начинать петь в медленном темпе, добиваясь четкости.
Между нотами не должно быть legato, они не должны сливаться, а должны рассыпаться, как бусины, выстукивать, как капли дождя по крыше. Приведу пример и менее романтичный (так как в вокальной технике, построенной на ощущениях, все средства хороши, лишь бы поймать ощущение) - ржание лошади.
Если вы прислушаетесь, то услышите как у нее много таких отрывистых «и» слышно, а не одно сплошное протяжное «иииииии». Вот именно так должны быть слышны гласные в пассажах runs, а если петь их сразу же быстро, то вместо отдельных отрывистых «а», «е», «и» и т.д. у вас получатся длинные гласные на весь пассаж, этакое глиссандо, а это уже совсем другой прием.
Чтобы было легче отделять одну ноту с гласной от другой, на первых порах можно воспроизводить такое отделение ребром ладони в горизонтальном положении, как бы разрубая воздух на каждой ноте (этакий дирижерский жест, легкий и не зажатый). Такой зрительный пример очень помогает. Но это, конечно, вспомогательный трюк только для начального этапа, хотя некоторые помогающие жесты руками, если присмотреться, нередко наблюдаются у соул певцов, правда, их обычно принимают за часть спектакля.
Когда вы уже хорошо поете упражнение в медленном темпе, не помогая себе жестом, следует добавить полутоновые «подтяжки» к первой ноте каждого пассажа. Затем можно начать постепенно убыстрять темп. В идеале, в дальнейшем следует петь данные пассажи от разных нот, увеличивая со временем диапазон, так как runs встречаются абсолютно во всех регистрах, а длинные так и вовсе могут начаться в одном и закончиться в другом.
Но это уже дело практики, хорошей вокальной техники (то есть вокальной опоры, в первую очередь). Ну и не поленюсь напомнить, что пассажи поются на разные слоги, которые я уже приводила в статье об общих принципах.
Когда начальные упражнения начнут получаться в среднем темпе, можно параллельно начать «снимать» (выдергивать) отдельные пассажи из песен и тренироваться на них, точно таким же способом, какой я описала для упражнений. В таких пассажах вам часто могут встретиться и другие приемы, о которых мы говорили выше: точно «подтяжки» (так как без них никуда) и тремоло, таким образом, будете тренировать уже комбинированные пассажи: running с «подтяжкой» + тремоло.
Не расстраивайтесь, если освоение runs не дается вам легко, как говорят, тяжело в учении, легко в бою. Прием runs, пожалуй, самый сложный из всех остальных стилевых приемов, но и самый эффектный и выразительный. И результаты обязательно будут, так как все в точности как в спорте, только тренируем не бицепсы, а гортань.
Когда в результате упражнений она станет у вас подвижной и более гибкой, весь накопленный опыт неожиданно «выстрелит» в цель, и вы начнете замечать, с какой легкостью вы поете пассажи в песнях. Ведь в упражнениях специально собраны по максимуму все возможные сложности, в произведении же вряд ли вам встретится что-то подобное.
А в музыке (что при занятии инструментом, что при занятии вокалом) все время так: кажется, занимаешься-занимаешься, а толку никакого, а потом переступаешь какой-то невидимый барьер и как будто что-то щелкнуло, какая-то волшебная кнопка: вдруг сразу начинает все получаться. Надо только набраться терпения.
На следующей странице познакомимся с двумя следующими приемами - drift и rattle.
Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник