И.Рамзина | октябрь 2012
Здравствуйте, Ирина! Очень приятно было обнаружить Ваш сайт в Интернете и еще приятней прочитать. Дело в том, что я с детства «больна» вокалом и за многие годы сменила множество педагогов, мой дедушка когда-то написал книгу «Гигиена голоса», так как сам преподавал вокал. У меня же за долгие годы сложилось устойчивое мнение о том, что техника вокала – это что-то, покрытое тайной.
Я - музыкант по профессии, но так получилось, что вокалом начала заниматься не так давно, хоть раньше и пела сама. Имела возможность оценить как наших московских педагогов, так и итальянских, уже здесь, и могу сказать, что действительно, стОящий вокальный тренер остается редким сокровищем.
Не хочу загружать Вас подробностями своей вокальной истории, а сразу перейду к вопросу. Очень заинтересовала статья про белтинг, кстати, еще раз восхищаюсь Вами, что Вы с оптимизмом восприняли все новые вокальные веяния - редкость для педагогов классического вокала. Поскольку я с моей нынешней преподавательницей (тем самым сокровищем, найденным после долгих лет) занимаюсь техникой соул, пою в хоре госпел, так как просто «больна» именно черной музыкой, то вот уже второй год мы штурмуем высокие регистры грудным голосом.
Но она мне всегда говорила, что в любом случае гортань должна быть опущена, правда, не зацикливая мое внимание на этом, так как она - сторонник именно естества, со взглядами, очень сходными Вашим. На высокие регистры грудным голосом она выводит с помощью итальянской гласной «О» в позиции «А». Правда, в итальянском языке их две, и как раз узкая «о» и играет ту магическую роль, помогая автоматически опускать гортань, равно как и корень языка (что был долго просто моим крестом).
Но вот все-таки я и хотела бы услышать Ваше мнение по поводу гортани, так как Вы написали, что она при пении белтинг находится выше, чем при пении лирики. А еще, очень хотелось бы найти Ваши упражнения по расслаблению мышц шеи и плеч, о которых тоже прочитала на сайте. Возможно ли это, или же обязательно приобретать весь диск? Спасибо большое заранее!
Анастасия
В первую очередь хочу извиниться за некоторую задержку с ответом, навалилось тут дел… Не успеваю…
Итак. О гортани и бэлтинге. Слова о «максимально завышенной гортани», которые звучат в статье – не мои, они использованы как цитата из текста другого сайта, с которым я и «спорю» в статье о бэлтинге. Я же могу подписаться только под тем, что В СРАВНЕНИИ С ПОЛОЖЕНИЕМ ГОРТАНИ КЛАССИЧЕСКОЙ ПЕВИЦЫ, гортань при исполнении бэлтинга будет находиться выше. В сравнении.
Тут нет абсолютных величин. Пониженная гортань меццо-сопрано или контральто классической вокалистки создает определенный набор формант, который мы воспринимаем, называя «оперным тембром». Вы поете госпел, соул. Разве тембр голоса похож на «оперный»? Иногда – да, но если это «да» - тогда, когда нужно, то все в порядке. Другими словами, положение гортани не должно являться догмой. Для одного звука нужно гортань опустить, получив глубокий «оперный» тембр, для другого – опустить меньше, чтобы как раз такого тембра избежать, ведь он не всегда нужен. А для третьего - оставить гортань в речевом, нулевом положении, при котором звук прозвучит наиболее похоже на разговорный гласный. Все в этом процессе зависит от задачи передать эмоцию самого произведения.
Бэлтинг в подавляющей части своего использования – пение грудным регистром нот, для него уже слишком высоких. Кроме того – это громкий звук, иначе бэлтинга просто не будет, при таких соотношениях высоты и регистровости тихо не споешь. Громкость – мощное воздушное подсвязочное давление, которое стремится вытолкнуть «связочный узел» вверх. И он в любом случае подастся, его невозможно удержать на прежней позиции. А поскольку там все неразрывно соединено, подастся вверх и гортань.
Ну, сами представьте, в замедленном действии. Вы поете среднюю по высоте ноту, гортань в определенном положении, меццо-форте или даже меццо-пиано, давление воздуха небольшое… И вдруг следующая нота – резко выше, но регистр-то – грудной, мгновенно усилившийся выдох, форте… Как гортань успеет сдержать такой скачок энергии? Она его и не сдерживает, передвигаясь в положение, наиболее соответствующее балансу сил в данный момент. Просто у опытной певицы этот процесс отработан и не вызывает трудности.
Причем, обратите внимание, я не говорю о максимально возможном высоком положении, вовсе нет, я имею ввиду то, что гортань приподнимется ОТНОСИТЕЛЬНО положения, в котором была ДО момента бэлтинга! Вообще, каким должно быть положение гортани в этом случае, видимо, нужно подбирать опытным путем, нет точных рекомендаций, да и как их выработать? Предположим, у вас получается нота, но не устраивает ХАРАКТЕР тембра, ну не похож он на бэлтинг «черных» голосов, и все тут! Дело – в гортани, значит слишком она низко, нужно подбирать ее высоту для этого приема, ориентируясь именно на тембр.
Вот послушайте на сайте исполнение высокой мощной ноты Анной Нетребко. Форте есть, высота соответствующая, но – не бэлтинг! Она, естественно, к нему и не стремится, факт в том, что классическая постановка вокального тракта (в том числе и пониженная гортань) не даст нужного характера звука.
Итальянская школа есть итальянская школа. Что тут говорить, они веками это все развивали… Кстати, я, занимаясь с молодежью, начинаю именно с приучения к стабильной гортани, это помогает понять регистровость, избежать форсирования, научиться соединению, получив единый голос. НО! Коль скоро это наработано, то не грех учить вокалиста владению ДВИЖЕНИЕМ гортани, ведь это – важный прием! Поэтому я против догматики в любом ее проявлении. Скажем так – гортань певицы может быть где угодно, лишь бы это не вредило голосу и выполняло главную задачу – передачу эмоции песни! Вот сами подумайте, народные голоса афроамериканцев, поющих соул, какую гортань используют? Они ведь, «придумав» соул, и понятия не имели о технике вокала! С ними-то педагоги не занимались!
Об упражнениях на расслабление шеи и плеч. Ну, ради них одних покупать учебник не стоит. Я, в скором времени, думаю до конца октября, сделаю небольшую статью для сайта и приложу туда небольшой видеоролик. Вам все станет понятно, принцип-то не сложен. А вам пошлю письмо, когда будет готова эта статья. ОК?
Спасибо Вам огромное за ответ, честно говоря, была приятно удивлена, так как часто с сайтов мало кто отвечает. Так что радость была двойной: и потому, что получила ответ, и потому, что в ответе очень ценное содержание.
Благодаря Вашим подробным объяснениям по поводу гортани, мне удалось быть более внимательной и, вспоминая то, о чём Вы написали, «прислушаться» к своим ощущениям и поэкспериментировать. Действительно, все так и есть, опуская ниже гортань, звук как бы округляется и начинает приближаться к «оперному», а при некотором ее поднятии звук попадает больше в носовые резонаторы, как бы, но не в нос, а за него, как будто (это по ощущениям), и получается более «черный» звук.
Вообще то, я и раньше, когда только начала осваивать белтинг, чувствовала, что будто мне приходится не пропускать звук в голову, будто бы я ставлю перегородку. Видимо, это ощущение «перегородки» и создает гортань. А Ваши объяснения мне помогли лучше это все понять, а поскольку я человек и ощущений, и теории, то иногда какие-то объяснения мне помогают «поймать» и нужное ощущение. Так, читая на сайте про свободную гортань, про свободу в плечах и шее, я больше думаю об этом во время пения, внушая себе, что вот такая гортань свободная, и вообще я вся свободная, и получается, действительно, лучше.
Хотя, конечно, Ваши упражнения на расслабление шеи и плеч были бы очень полезны, и я была бы очень Вам признательна за них. И по поводу громких нот - все так, высокие ноты невозможно спеть тихо на белтинге, после долгих тренировок пока удается брать не очень громко, даже, скорее, нежнее, так как это не столько динамика, сколько прием, который моя преподавательница называет «компрессированный голос», только относительно высокие ноты, где-то до Ре второй октавы. А поначалу, когда До и Ре второй были для меня на пределе, так приходилось их в полную мощь брать, даже когда это динамика самой песни не предусматривала.
А еще по поводу разных тембров и окрасок при разной высоте гортани и управлении ей. Я вспомнила, что даже при пении разного репертуара это слышно. Так, на белтинг, да и вообще на ощущение опоры (так как я была жутко зажата и испорчена предыдущими педагогами), моя преподавательница выводила меня через итальянский репертуар, так как считает итальянские гласные благотворно влияющими на постановку голоса еще и потому, что они и вокальные, и сложные в то же время. Это не парадокс, просто многие здесь на экзаменах лихо поют англоязычный репертуар, а на итальянских песнях вылезают все дефекты, так как, по словам моей преподавательницы, итальянские гласные будут звучать хорошо только тогда, когда взяты правильно, когда звук не посылается в нос или в другие части головы, как часто многие «маскируются» на англоязычном репертуаре.
Вот она и вывела систему, что сначала идет итальянский репертуар Mia Martini, Michele Zarrillo, Renato Zero, Pino Daniele, Mango, Massimo Ranieri (естественно все мужские песни переведены в женскую тесситуру, все базы в тональностях для женского голоса), а потом англоязычный. Она говорит, что если итальянские песни можешь спеть, то англоязычные не составит труда, так как это легче. И вот звук в этих итальянских на высоких нотах хоть и белтингом взят, но совершенно другое звучание, более яркое, более такое зычное, «итальянское», звук, по моим ощущениям, как будто в другие резонаторы или в более высокое нёбо… Наверное, это и есть более низкая гортань, хотя, конечно, не как в оперном вокале.
А в соуле как раз гортань, кажется, значительно выше, и потому звук получается более тембристый, менее звенящий, более «трубный», в общем, как надо, мне на самом деле такой больше нравится, может, потому что я безнадежно «больна» соулом и госпелом.
Ну и, по поводу итальянской школы, не совсем так. Нет здесь никакой школы, просто многие с детства предрасположены к пению. Почти у всех слух, то есть интонируют хорошо и чисто в школе, даже когда не учатся в музыкалке, и сильные голоса, видимо, сказывается то, что говорят как на опоре с детства. Тут и язык располагает, и комплексов у детей не развивают, как у нас, когда только и слышно, как родители детей осекают: «Говори тише, шшшш, я не глухая» и т.п. Итальянские дети так верещат и вообще громогласно разговаривают, что по праву заслужили славу самых невоспитанных детей мира, ну и... самых голосистых.
А преподавателей здесь днем с огнем не сыщешь хороших, так как все привыкли, что идет уже все готовое. Хотя, дальше, конечно, если кто хочет в стиле соул развиваться, то тут уже на готовом не поедешь, так как это все же Италия, а не Америка, черный квартал и церковь баптистов. Так что дальше все начинают искать специалистов по белтингу и часто попадают в плохие руки. Ну и также люди просто довольствуются уже тем, что есть, поют в определенной тесситуре своей, транспонируют в удобную тональность и на этом успокаиваются. Вот такая ситуация в Италии с вокалом, школа bel canto - скорее сложившийся миф, да и моя преподавательница часто говорит, что это уже «каменный век», так как продолжают учить так, как учили давным-давно. У нас, в России, по моему опыту так же, потому так приятно и удивил Ваш сайт, где все написано так подробно, грамотно и с учетом всех новых веяний. Спасибо Вам! Буду ждать с нетерпением выхода статьи о расслаблении шеи и плеч.
Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник