И.Рамзина | октябрь 2013
Среди большого количества разнообразной информации о вокале крайне редко можно встретить ту, которая повествует об общих принципах вокальной учебы, доступно расшифровывая их для всех, а не только для педагогов, получающих специальное образование в данной области.
Я имею ввиду общие этапы учебы вокалиста. Все они известны специалистам, но структура работы по воспитанию голоса не всегда доступна и понятна тем, кто пытается самостоятельно получить требуемые качества и навыки.
Многие люди, особенно молодые, не обращаются по тем или иным причинам к вокальному педагогу, но, пытаясь научить себя сами, часто блуждают в дебрях вокального «леса», иногда разыскивая нужную для выхода из него тропинку слишком долго.
Между тем, вокальная учеба тоже строится по определенным принципам, так же, как и обычная, в общеобразовательной школе или ВУЗе. Знание этих принципов поможет самообучающемуся вокалисту не тратить время, «разбрасываясь», отвлекаясь на то, что станет доступным лишь впоследствии, с течением времени и приобретением некоторого опыта.
Можно ли научить первоклассника правилам высшей математики? Нет, конечно. А почему? Да потому что его понятия и навыки еще слишком далеки от такой логики. Он просто не дорос до восприятия нужных концепций. Как можно научиться программированию, если не начинать с азов? А иностранный язык, что, легко освоить вот так запросто (если не в детстве, конечно)? Все должно развиваться постепенно, развиваться, в первую очередь, в мышлении, в собственной голове. И вокал – не исключение, любой сложный навык приобретается и надежно закрепляется только в процессе движения «от простого к сложному», никак не иначе.
Приведу несколько примеров.
В данном случае о голосах вокалистов можно совершенно точно сказать, что они - «сырые». Подобный характер пения в принятом понимании называется «бытовым голосом», то есть таким, который есть у любого человека, более-менее «попадающего в ноты», но никогда не учившегося петь по-настоящему.
Чем характеризуется «сырость», необработанность? Неплотностью звука, неуправляемостью дыханием, невыразительностью тембра, недостаточностью «мощности» и силы, несогласованностью координации... Спеть подобно может кто угодно, а ведь настоящие певцы поют так, что приблизиться к качествам их вокала удается очень немногим.
Не все, что слышишь, можно описать словами, но ведь можно просто сравнить с оригиналом! И тогда сразу проявится эта «не определяемая словами» составляющая, явно отличающая вокал специалиста от вокала новичка. Эта составляющая – тоже набор. Набор мелких и крупных штрихов и качеств, которые в совокупности определяют то, чему должен научиться человек, пройдя путь от «бытового» пения до профессионального вокала.
И на этом пути нужно преодолеть три больших этапа, каждый из которых сам по себе является огромной задачей, состоящей из множества мелких, решать кои необходимо последовательно и в определенном порядке.
Первый этап работы называется ПОСТАНОВКОЙ ГОЛОСА. Уже на данном этапе необходимо понимать, что существуют различные методы, ведущие, в конечном итоге, к различным результатам в будущем.
Что такое вообще постановка голоса? Это комплекс мер, направленных на получение неких основных характеристик, являющихся обязательными для любого вокала. Например – обучение пению с опорой и, одновременно, устранение «несвободы» в голосе, преодоление вокального «зажима», если он существует, а также устранение других отрицательных «привычек», качеств, то есть гортанности, гнусавости, форсировки и т.д. (которые могут быть и следствием существования «зажима» в голосе).
К различным методам относятся, например, классическая постановка голоса и она же (постановка) для пения другого репертуара, современных песен, которые принято называть у нас «эстрадой», хоть это и не правильно. Так вот, любые «школы» вокала все равно начинают с постановки голоса, но только в разных школах от голоса требуются разные качества, поэтому и постановка там производится по-разному.
Вот пример исполнения песни, для которой требуется классический голос. Ну, пусть эстрадный, ведь в большой степени это одно и то же. Послушаешь, и скажешь, что, вроде, не слишком впечатляет...
А вот тот же вокалист, но поющий совершенно другой репертуар. Ну и как теперь впечатление? Очевидно, что такой вокал удается ему значительно лучше!
Да, не Фредди Меркьюри, но звучит-то гораздо качественнее!
Поставленным голосом обладают далеко не только вокалисты. Профессиональные дикторы на телевидении и радио – яркий пример поставленных голосов. Да, не все. Но в бОльшей своей части. Поставленный голос от не поставленного отличается своим КАЧЕСТВОМ. Красивым тембром, свободой, дикцией, при которой даже негромкое звучание голоса донесет до слушателя всю необходимую информацию и эмоциональные оттенки отношения к ней самого говорящего.
У вас есть знакомые/родственники, которые, пусть и не поют, но могут говорить четко и внятно, чей голос «пробирает до печенок», даже если разговор идет спокойный, без повышенных тонов? Чей голос слышен даже издалека? Вот это все пример поставленного голоса, ведь он может быть таким вовсе без специальной вокальной тренировки....
И тому, кто хочет достичь определенных успехов в вокале, начинать нужно именно с постановки голоса. Это процесс ДЛЯЩИЙСЯ, мгновенно ничего не бывает.
Далеко пока до развития диапазона (второго этапа) и стилевых приемов (этапа третьего)... Основа любого поставленного голоса – опора и отсутствие «зажатости». Почему это не одно и то же? Потому что опора связана с воздухом, с дыханием, а чрезмерное количество оного, при неумении еще пока управлять своим вокальным аппаратом неизбежно вызовет «зажим». Получается, что для начала работы обязательно требуется выработать определенное качество дыхания, но, при этом, оно ограничено количественно, просто много (громко петь) – нельзя, просто мало (тихо петь) – тоже нельзя, нужно оптимально.
А оптимум всегда труднодостижим, ведь это – равновесие. Вспомните, как долго учатся равновесию, например, в техниках единоборства! Ведь там это тоже – основополагающий принцип!
Однако равновесие в борьбе «Сумо» или боксе совсем не то же самое, что в карате, или айкидо, или самбо. Аналогично и в вокале – обучение равновесию (или постановка голоса) ведется в каждой стилевой школе по-разному, это связано с будущими задачами. Ну, простой пример – академическая школа требует научиться такому равновесию, умея управлять гортанью (понижая ее), а современная – умея удерживать гортань в неподвижном положении (что гораздо проще). Однако и там, и там нужно научиться равновесию, свободе звука на опоре и отсутствию вокального зажима.
Поэтому еще раз хочу подчеркнуть – опора, это НЕ ТО ЖЕ САМОЕ, что мощное дыхание и сильный звук, поскольку постоянно встречаюсь с вопросами и письмами, читая которые понимаю, что вокалисты именно так относятся к этому слову. «Когда я начинаю петь с сильной опорой, у меня не получается...»
Опора не бывает «сильной», сильным бывает воздушный поток, выдох со звуком, иными словами – попытка петь громко за счет усиления воздушного давления. Опора к этому не имеет отношения, как раз в данном случае ее и нет, поскольку опора – оптимум, координация, равновесие... А не получается именно потому, что воздух качаем, как пылесос. Но в данной статье о частностях писать не хочу, она (статья), все же призвана рассмотреть общий принцип.
Получение опоры и устранение разных «ущербностей» нужно вести пока на наиболее удобных нотах диапазона, в речевом голосе, не пытаясь забираться слишком высоко или низко. Когда вы сможете петь легко, свободно и красиво ПРОСТЫЕ песни, соответствующие вашему типу голоса, этот этап можно будет считать законченным. И вот здесь выделенное жирным текстом слово «простые» - очень важно!
Одной из главных ошибок начинающих вокалистов именно на первом этапе работы является непременное желание спеть (с тем же качеством) сложные хиты «звезд». Это бесполезно. Причем, вы даже не поймете, что спели не так, как надо. Вы попадете в ноты, допустим, не сфальшивите, но качество звука все равно будет ниже плинтуса (см звуковые примеры в начале статьи). Или вот этот:
Тем более, что с оригиналом сравнить очень просто -
Отсюда самый главный совет – первый этап работы, постановку голоса (пока еще не вокала), необходимо проводить под наблюдением специалиста. Пусть даже не педагога, но хотя бы такого человека, который мог бы отличать звук свободный от несвободного (о фальши даже не заикаюсь - если она есть, сначала устраняйте ее).
В чем заключается важная роль вокального педагога на данном этапе? Знающий и грамотный педагог слышит в вашем голосе то, что требует изменения в лучшую сторону, но одновременно он слышит и то, что менять не нужно, что и так хорошо. Поэтому не станет переделывать ваш голос полностью, а лишь подскажет и поможет устранить те черты, которые и надо привести в соответствие с требуемым качеством. Это экономит и время, и силы.
Если же педагога рядом нет, то заменить его смогут только ваши собственные уши. И - критический подход к своему голосу, постоянная запись выполнения тех или иных упражнений и сравнительное (с эталонным) прослушивание. Так что метод «снятия» звездных хитов, в надежде, что это и поставит вам голос, как надо, очень шаткий мостик... Как правило, ни к чему хорошему он не приводит, хотя из любого правила есть исключения.
Заниматься постановкой голоса самостоятельно не просто, но возможно. Важно иметь «под рукой» определенный эталон звучания, стараясь добиться такого же в собственном голосе. Песни тут помощники не подходящие, в них слишком много того, что на первом этапе тренинга голоса у учащегося просто не может присутствовать! В силу слабой развитости навыков (или их отсутствия, пока, вовсе).
Так что главный совет – не спешить! Постановка голоса – дело не быстрое, но зато потом остальные вокальные навыки появляются у человека со все большим ускорением.
Следствием получения свободного голоса, который звучит с достаточной опорой, будет вибрато, «включающееся» на длинных гласных. Именно так. Не сразу, а по истечении некоторого времени, как бы на «излете» длинной ноты. Если оно появляется – отлично! Значит, голос ваш звучит свободно! Вибрато – показатель, индикатор свободности, правильности работы вокальных органов. Пора переходить к следующему этапу развития и тренировки голоса. Вот несколько примеров начинающих вокалистов, голос которых уже более готов для серьезной работы, чем те, которые были приведены в примерах в начале статьи.
Я не говорю сейчас, в данной статье, о высоких нотах, регистрах, различных вокальных приемах именно потому, что «ставить» голос нужно на простом разговорном диапазоне. Если его поставить здесь, то дальше проще и легче не будет, но будет понятнее, о каком КАЧЕСТВЕ идет речь, ведь качество словами не опишешь, его можно только осознать, запомнить, впитать, добившись у себя.
И тогда возникнет не только вокальная опора, возникнет и опора слуховая, понятийная.
Вокал, как и любой другой сложный НАВЫК, строится, как дом, от фундамента к крыше, поэтому не получив, не осознав и не освоив фундамента нельзя двигаться дальше и выше. В противном случае ваше «здание» будет «карточным домиком», готовым рассыпаться от малейшего прикосновения....
Поэтому очень многое нужно развивать у себя позже, а не «прыгать» сразу туда, где еще нет поддержки «фундамента».
Хочу упомянуть в этой связи знаменитый вокальный курс Сета Риггса под названием «Пойте как звезды». В одном из ответов на вопросы Риггс говорит о том, что для него очень важно ИСХОДНОЕ КАЧЕСТВО ГОЛОСА, а не его тип или иные возможности. Фраза короткая, но очень существенная! А что такое это исходное качество? Ну вот, например, хоть и не западный шлягер:
Не имея голоса, «очищенного» от неблагозвучных привычек, вряд ли получится добиться успеха, самостоятельно работая по методам Риггса. Гнусавые или гортанные оттенки просто разовьются на весь диапазон. Да и каким будет это развитие? Если не вытряхнуть из обуви мешающий при ходьбе камушек, то бег в такой обуви вряд ли будет быстрым, а нога точно рано или поздно получит травму.
Аналогия, призванная проще объяснить значение верной постановки. Развивать можно только свободный голос, иначе расти и укрепляться будет не он сам, а его «паразиты».
Ну и, в заключение данной статьи хочу добавить, что в России есть стереотипное мнение о том, что ПОСТАВЛЕННЫЙ голос должен звучать подобно голосу оперного певца/певицы. Это мнение совершенно ошибочно и давно устарело, поскольку для современного репертуара и голос должен быть другим. Классическая постановка не только не помогает вокалисту, желающему петь совсем другие песни, а не оперные арии, но даже служит серьезным препятствием в будущем.
И еще, ВСЕ ПРИМЕРЫ В ЭТОЙ СТАТЬЕ (за исключением отрывка из песни Селены Гомез) - примеры вокала людей, еще только учащихся пению, правда, находящихся на разных стадиях этого процесса. Не считайте их (примеры) эталоном окончательного вокала. Нет, это только учебный материал. Я считаю, что каждому из тех, чей голос стал примером для данной статьи, еще нужно учиться. Одним больше, другим меньше.
Но на своем пути каждый студент постепенно совершенствует свой голос, начиная с самого нуля. Вот в этих примерах и представлены разные «срезы» их работы над постановкой голоса.
Что же нужно делать дальше? Об этом рассказывает следующая статья.
Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник