И.Рамзина | декабрь 2012
Периодически на почту сайта приходят вопросы, связанные в той или иной степени с проблемой фальшивости при пении, «мимонотия», отсутствия слуха и так далее. Как ни называй, смысл всех сентенций один – как научиться петь чисто? «Слышу, что пою не правильно, не попадаю в ноты, но почему-то не могу петь, как надо, помогите, подскажите, что нужно сделать, как это исправить», - общий текстовый «посыл» таких писем.
В первую очередь нужно сказать, что если человек СЛЫШИТ, что не попадает в ноты, это уже ОЧЕНЬ О МНОГОМ говорит. Это говорит о том, что у него есть музыкальный слух. Вопреки расхожему заявлению «раз поешь не в ноты, значит, слуха нет», слух-то как раз есть. А чего нет? Нет согласованной работы между двумя «частями», отвечающими за музыку – слуховой и вокальной.
Мне встречались музыканты-инструменталисты, которые не умеют петь, поют фальшиво, хотя играют на своем инструменте превосходно. Даже как-то по телевидению кто-то из звезд классики признался в этом. К сожалению, не помню, кто именно.
Такой «феномен» вовсе не редкость. Обывателю он часто кажется парадоксальным явлением, но на самом деле таковым не является. Сама много раз была свидетелем того, как люди, считающие, что у них есть слух, и уж они-то просто не могут «лажать», исполняли песню, звучащую в караоке, с ужасающими ошибками и фальшью.
Вокал в своей физиологической сути – это согласованные и очень «тонкие» мышечные реакции. Но мышцами, их точной скоординированной друг с другом работой управляет не слух, а иные структуры, которые, впрочем, со слухом тесно связаны. Да, и то, и другое – продукт деятельности мозга, но разных его «частей», если хотите, «планов», «уровней» (можно называть по-разному). Точно спеть услышанную ноту трудно бывает даже человеку с уже «настроенной» вокально-слуховой системой. Смотря какая нота, и смотря как она прозвучала - в контексте мелодии или отдельно от нее, взятая «из ниоткуда».
Вокалисту же исполнять фальшивые ноты нельзя совсем. Даже одна, прозвучавшая не так, как нужно, полностью испортит впечатление у публики. Такова жизнь. Я не раз писала, что каким бы ни были качества голоса с точки зрения его богатства, силы, красоты, единственная фальшивая нотка МОМЕНТАЛЬНО перечеркнет все! Поэтому БЕСПОЛЕЗНО браться за развитие голоса, если не решен вопрос чистоты пения, отсутствия фальши, точности интонирования (in tone – попадание в ноту).
Согласованность работы такого управляющего звена со слухом достигается определенной тренировкой. Ведь почему некоторые люди, имеющие слух, пусть и не абсолютный, могут чисто петь, а некоторые – нет? Если с детства ребенок имел вокальную практику, пел песенки в детском саду и школе, выступал, если в семье любили и умели петь и поощряли это в детях, то работа двух мозговых центров настраивалась сама собой, с многолетней практикой. Такие дети чисто интонируют уже в раннем возрасте, известны ведь примеры исполнения детьми даже сложных взрослых «хитов», причем, совершенно великолепные примеры!
Но ведь новорожденные чисто петь не умеют! Могут только подражать звукам, услышанным от матери или в окружении. Конечно, существует и природная предрасположенность, генетика, однако главное в этом процессе – тренинг. Не будет ребенок из музыкальной семьи чисто петь, если не давать ему это делать с детства, и наоборот, семья, в которой родителям, как говорится, «слон на ухо наступил», может иметь ребенка-вокалиста, если его способности будут соответствующим образом развиваться.
Приходит время, когда музыка, и, главным образом, вокальная музыка, становятся существенной частью психологии, жизни человека. Очень хочется петь, но… На пути встает элементарное неумение «попадать в ноту». Как быть?
Ответ на вопрос о том, как научиться петь чисто - есть. Существует определенный путь преодоления проблемы.
1. Не нужно этого бояться. Такая проблема преодолима в принципе. Если слух есть (а он есть, если «сам слышу, что в ноты не попадаю»), то научить мозг слаженному взаимодействию слухового и вокального центра вполне возможно.
2. Бесконечное пение разных песен, попытка найти такие, которые удастся спеть без фальши, приведет, в конечном итоге, к пению детских попевок, поскольку любая современная песня, даже не очень сложная, все равно требует навыка интонирования.
3. В музыкальных школах существует специальный предмет – сольфеджио, который предназначен для выработки нужного навыка. Разумеется, пианист, скрипач или вокалист будут «проходить» этот предмет по-разному, с использованием разных упражнений (не всех, в большинстве упражнения одинаковые). Вокалист, в любом случае, будет эти упражнения ПЕТЬ. Что и приведет к тренировке согласованности слуха с вокализацией (воспроизведением голосом) нужной ноты и последовательности нот, и даже в какой-то степени будет развивать голос.
4. Практически каждый педагог, работающий в музыкальном учебном заведении, обладает знаниями из сольфеджио, а ряд из них этот предмет именно преподают (что предпочтительнее для выбора их в качестве учителя).
5. Наиболее правильный способ научиться заключается в обращении к такому педагогу, и прохождение определенного обучения, курса сольфеджио, который поможет «отрегулировать» взаимоотношения двух мозговых «уровней». Это работа достаточно длительная, не менее полугода, но нужно понимать, что в два занятия сделать такое невозможно. Более того, заниматься необходимо и дома, и лучше ежедневно, хотя бы по полчаса, а к преподавателю появляться за проверкой, новыми заданиями и «регулировкой» собственного движения к цели. Тут, чем чаще, тем лучше. Пятьдесят раз по полчаса дадут в десятки раз больший эффект, чем десять – по три.
6. В течение курса прохождения сольфеджио нужно обязательно продолжать петь песни. Правда, стараясь выбирать достаточно простые произведения. Сам преподаватель подскажет вам некоторые «стандарты», которые необходимо будет исполнить, чтобы закрепить навыки интонирования. Причем, обращать внимание на качество голоса в данном случае не обязательно, задача одна – интонирование! Все остальное оставьте на потом, никуда оно не денется!
Сольфеджио - специализированный предмет, обладающий своей особой методологией, упражненческой базой, своими «точками фиксации» достигнутых навыков. Ему много лет, и нет причин сомневаться в его действенности, на данный момент времени ничего лучше для развития навыков точного интонирования человечество не придумало.
Выкладывать же отдельные упражнения из курса сольфеджио – нет смысла, ибо это целая система тренировок. Если вырвать из контекста одно-два упражнения, то проблему не решить, в сольфеджио свои хитрости и тонкости, свои правила и законы. Тем приятнее иногда получать вот такие письма:
«Вы меня не только направили, но и вдохновили.))) Сегодня первый раз занималась с преподавателем сольфеджио. Буду держать пальцы крестиком, чтобы мы, так сказать, сошлись с ней характерами. Так как вы абсолютно правы, комфортная атмосфера на занятиях – это очень важно. Получила список заданий. Пока в домашних условиях придется пользоваться синтезатором. Еще раз огромное Вам спасибо!!!»
Из продуктов, целью которых является обучение чистому интонированию при самостоятельных занятиях, мне известен в русскоязычном Интернете только один – курс «Учимся петь чисто» И. Гулыниной. Это объемная работа (она у меня есть), и, с точки зрения методической, достаточно хорошая. Можно порекомендовать его тем, кто по каким-либо причинам не может брать уроки сольфеджио, занимаясь с педагогом.
Звучит, как реклама, но, на самом деле, рекламой не является (прямую ссылку не даю), с автором я не знакома лично. Просто за отсутствием другого предлагаю этот продукт, поскольку сама его изучала. Однако, повторяю, работу с учителем не заменит ни что.
Надо сказать и еще об одном аспекте. Часто не точная интонация возникает тогда, когда вокалист не знает или игнорирует регистровую технику. Например, нота, которую нужно исполнить, находится за пределами возможностей привычного грудного регистра. Вокалист пытается ее спеть грудью, но регистр не позволяет ему подняться столь высоко, нужно переключение в иной, более высокий - головной. А звучание в нем вокалисту не нравится. Конечно, неразвитый фальцет слушается очень некрасиво… В результате нота просто «не вытянута».
В данном случае не поможет никакое сольфеджио, тем более что своим грудным голосом человек поет достаточно точно, без фальши. Справиться с такой проблемой можно, лишь работая над регистровой вокальной техникой или используя метод транспонирования тональности песни.
Подобный эффект может вызываться и попыткой чрезмерно усилить громкость. Та же фальшь, и те же причины.
Ну и есть еще один «вид» фальши, базирующийся на чрезмерной сложности мелодии. Сложности для данного вокалиста, естественно. Например, многие популярные хиты, имеющие в своей вокальной основе технику соул-вокала, изобилуют «подтяжками», полутоновыми пассажами, неопределенными нотами, тем, что является отличительными признаками этого вокального стиля.
Без определенной практики, без «стилевого» обучения такие мелодии спеть чисто, в соответствии с исполнением «звездным» бывает крайне сложно и даже невозможно. Тут нужно понимать, что песня песне рознь, и то, что поет Агилера, далеко не всегда может спеть любая девушка, на то она и Агилера. Вот разовьется слух и голос до таких качеств, тогда да! А пока нужно просто выбирать более простые песни.
Всему свое время! В конце концов, хороший вокал – это постоянная практика. Думаю, эти слова не подвергаются сомнению. Практикой же можно и научиться петь чисто, избегая фальши, все зависит от того, как эту практику организовать. Ну и, конечно, от желания! Ведь все в начале трудно, неудобно и непривычно! И «ломаются», как правило, именно в начале движения. Путь надо пройти. Весь. До конца. И лишь потом можно рассуждать о его правильности и действенности. Ничего не делая, ничего и не получишь.
Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник