Заголовок

Диапазон голоса. Транспонирование тональности – временный помощник

И.Рамзина | ноябрь 2012

Для начинающего (и не только) вокалиста, часто становится «камнем преткновения» диапазон голоса, не позволяющий пока петь любимые хиты в полной мере в тесситуре оригинала. Развивать диапазон нужно, это бесспорно, но этот процесс достаточно длителен. Ведь научиться «сращивать» между собой грудной и головной регистры, получая «единый» голос, задача не дней и даже не месяцев…

А жизнь идет! И хочется «блеснуть» перед друзьями или на концерте (и даже на конкурсе) собственным исполнением «звездной» песни сейчас, а не через пять лет, когда, возможно, и вокал перестанет быть увлечением. Поменяются приоритеты – работа (или учеба), семья, дом…

Чего греха таить, очень маленький процент юношей и девушек, увлекающихся вокалом, выбирает его (вокал) как главное дело своей жизни, подавляющее большинство, «переболев», успокаиваются и занимаются совсем другим…

*****

Способ помочь себе исполнить любимую песню, не осваивая во всей полноте премудростей вокала – есть. И многие им пользуются довольно успешно, хотя другая половина «многих» совершенно не представляет, что можно этим способом воспользоваться.

Называется этот способ – транспонирование, или «транспорт», как выражаются музыканты.

«Транспозиция – перенос (транспонирование) музыкального произведения на любой интервал (кроме октавы) вверх или вниз, при этом изменяется тональность произведения. Транспонированием пользуются в тех случаях, когда нужно приспособить какое-либо произведение для исполнения его более высоким или низким голосом или облегчить работу голосового аппарата при разучивании трудного произведения.»

«Вокальный словарь»

Сразу надо оговориться, что в классическом вокале транспонирование запрещено (не в процессе учебы, а для состоявшихся вокалистов). Запрещено не законами, а традицией. Нельзя считать себя, например, настоящим тенором или сопрано, если не удается петь какой-нибудь классический «стандарт» - арию, написанную именно для данного типа голоса. Причем, петь в тесситуре оригинала! И не только диапазон голоса здесь важен.

Опера – сложный жанр, арию Фигаро никогда не споет драматический тенор, тембр голоса не тот! А Германа из «Пиковой дамы» не доверят тенору лирическому по той же причине. То есть, дело не только в тесситуре, а и в характере тембра.

В современных вокальных стилях все значительно свободнее. Можно! По крайней мере, если известная песня будет исполнена в иной тесситуре, но КАЧЕСТВЕННО, это зрителя не обескуражит, это вполне нормально.


Ги Лемаршалль - тоже «звезда», хоть и меньшего уровня, не стесняется изменить тональность мирового хита «Queen»! Пусть и ниже, но песню он исполнил, и исполнил КАЧЕСТВЕННО! Не будем придираться к некоторым высоким нотам и «молодому» тембру, парню было всего 19 лет в тот момент! Может быть, поклонникам Меркьюри и не понравится, но поклонники Лемаршалля не «бросили в него камень»!

Как пишу во многих статьях на этом сайте – главная задача певца заключается в передаче ЭМОЦИИ песни. А ее можно передать не хуже, если тональность фонограммы будет иной. Слух зрителя – вещь относительная. Он воспринимает не конкретные ноты, а «ткань» песни в целом. И, конечно, к песне, исполненной в оригинальной тесситуре, но с диапазональными дефектами, слушатель отнесется значительно хуже, чем к исполненной ниже (или выше) по тональности, но зато без дефектов.

*****

Кроме того, транспонирование предохранит еще не развитый голос от возможных травм. Предположим, достаточно качественно получается пока только Соль, а в оригинале нужно петь Си. Большая терция – не шутка! Но если фонограмма опущена на полтора тона, то задачей голоса будет не Си, а Соль# (Ляb), что, конечно, вполне достижимо. А вот если пытаться «силой» растащить грудной регистр до Си, то можно и голос сорвать! Ради чего? Одной песни? Не слишком ли велика цена?

Умелый вокалист не испытает сложности, имея соединенный диапазон голоса (см. начало статьи), включающий в себя два, а то и три регистра (не путать регистр с октавой!), а вот неопытный, зачастую, так и делает, совершенно не представляя зависимостей вокала, не веря, что тип его голоса просто НЕ ПОЗВОЛИТ спеть Си привычным грудным регистром.

Конечно, транспонирование – не панацея. Не все задачи оно поможет решить, ведь, опуская вокальную партию, оно не только облегчает вокал «наверху», но и усложняет «внизу». Нижние ноты тесситуры сместятся на тот же интервал, что и верхние. Просто с верхними нотами, из-за регистровости строения голоса, справляться сложнее, чем с нижними. Хотя, все зависит от возможностей голоса и выбранной песни…

Транспонированием часто пользуются вокальные педагоги, развивающие голос у своих учеников. Это помогает учащемуся избежать звуков, приходящихся на переходную ноту, которые пока звучат очень «тускло» и неуверенно. Со временем ученик осваивает эту природную «неприятность», но, пока он ее не освоил (а выступать-то надо), можно прибегнуть к изменению тональности. На небольшой интервал, конечно же, полутон или тон.

*****

Отдельного замечания требует применение «транспорта» в случае, когда песня должна исполняться не под фонограмму, а в сопровождении «живого» звука – под аккомпанемент группы музыкантов.

Многие самодеятельные «команды» состоят из любителей, не владеющих своим инструментом на профессиональном уровне. Если для профессионального гитариста, басиста, духовика или клавишника не составляет труда поменять тональность партии прямо «на ходу», то любителю, особенно не знакомому с теорией музыки, сделать это будет очень сложно, потребует, практически, разучивания новой партии.

А если вокалист в группе – один, а музыкантов – от трех до пяти, то не сложно догадаться, как на основе демократии будет решен вопрос. «Это не мы играть не умеем, а ты – петь!», что, отчасти, справедливо, ведь именно недостаточный диапазон голоса привел вокалиста к требованию транспонирования. Решения универсального в данном случае не существует, все индивидуально и зависит от отношений внутри группы, от статуса вокалиста, от влияния продюсера (если он есть) и т.д. То есть – вопрос выходит за рамки музыки, перемещаясь в рамки психологии.

*****

Транспонирование фонограммы позволяют сделать многие компьютерные программы - аудиоредакторы. Другое дело, что не все удобны для использования. Например, известный редактор «Adobe Audition» просит указать ему не количество полутонов, на которое нужно сместить тесситуру (как «Audasity»), а конкретную частоту в Герцах, что, без определенных знаний в области физики, сделать нельзя. При этом «Audasity» более «интуитивен», прост в использовании (да и распространяется бесплатно), но при изменении тесситуры более, чем на полтора тона, дает ужасные искажения звука, фонограмма просто неприемлема.

Найти подходящую программу и научиться ею пользоваться – проще, конечно, чем развить голос, увеличив его диапазон. Однако, ничто не заменит качества самого голоса. «Транспорт» - лишь временный помощник, костыль для хромающего, хотя и действенный.

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник


Подвал Яндекс.Метрика