И.Рамзина | август 2009
О голосе в целом людям известно довольно много, достаточно заглянуть в Интернет или почитать литературу. Нет недостатка в информации любого уровня сложности – от статеек, рассчитанных на детей до текстов диссертаций – читай, не хочу.
Человека же, решившего заняться вокалом, интересовать будет, конечно, в первую очередь, именно свой – родной, милый и любимый (или гадкий, противный, ужасный – до занятий вокалом слышать о собственном голосе приходится всякое), не правда ли?
Если я права, и вы действительно собираетесь начать обучение вокалу, то нужно просто заняться изучением собственного голоса, да и все! Возможно, у вас возник вопрос: «А зачем?». Видите ли, чтобы эффективно строить, нужно знать свойства строительных материалов и законы природы, чтобы побеждать в спортивных состязаниях, нужно долго и упорно тренировать… то, что прежде необходимо узнать – свои спортивные качества, вокал – это качественное изменение голоса, достигаемое специальной вокальной тренировкой, так что перед тем, чтобы узнать «как тренировать», нужно знать, «что тренировать».
Предвижу возражение: «А зачем возможности своего голоса буду изучать я, пусть это сделает мой педагог по вокалу!» Что ж, можно и так подойти к вопросу. Скажу только, что знание всегда представляет собой вид страхового полиса – оно защищает вас от ошибок и злого умысла других людей, подумайте об этом!
Итак, ваш собственный голос, который вы собираетесь подвергнуть вокальной тренировке, обладает какими-то качествами. Надеюсь, вы не немы? Отлично, тогда продолжим утверждением, что ВАШ ГОЛОС СОВЕРШЕННО УНИКАЛЕН среди других. Да-да, каким бы несовершенным или, наоборот, превосходным он ни был, его вокальная уникальность доказана. Как отпечатки пальцев. Спросите, а как же артисты-имитаторы? Есть такое явление, согласна, вот только исследование голоса имитатора с помощью приборов легко находит в нем отличия от голоса имитируемого, просто мы - существа эмоциональные и часто слышим не то, что звучит, а то, что хотим услышать.
Природа вокальной уникальности проста. Голос – функция, то есть результат взаимодействия органов вокального тракта человека с воздушной средой. Воздушная среда на планете одна для всех, а вот вокальный тракт у каждого индивидуума свой. Что такое вокальный тракт? Это тоже очень просто – совокупность всех ПОЛОСТЕЙ внутри нашего организма, через которые проходит воздух (СРЕДА) во время выдоха. Полостей много – легкие, трахея, бронхи, глотка, рот, носовые полости (их целая куча).
Есть только один орган, который не является полостью, но при этом его «вес» с точки зрения необходимости в вокальном тракте максимален – это голосовые складки. Они и генерируют, создают сам звук. Естественно, природа не создала АБСОЛЮТНОГО соответствия такого количества факторов у какого-нибудь другого человека. Да и голосовые (вокальные) складки у всех разные. Пусть на микроны, но все же разные.
Тем не менее, наша вокальная уникальность погружена природой в определенные рамки: сила голоса не безгранична, свои параметры имеет высотный диапазон, и даже тембр (набор составляющих голос звуковых колебаний) может находиться лишь в определенных рамках. Развитый вокальный голос отличается от неразвитого всего лишь тем, что его параметры находятся недалеко от максимально возможной точки своего состояния, в то время как параметры голоса неразвитого – где-нибудь в середине такой «шкалы».
Возьмем, например, наиважнейшую характеристику вокала - диапазон голоса. Обычный человек использует в жизни всего октаву или дециму (перехожу на музыкальный язык, он понятнее, чем язык физики, который, конечно, описал бы диапазон голоса точнее), а хороший певец владеет уже более чем двумя с половиной октавами, то есть его диапазон в 2-2,5 раза больше. Правда, для любого человека существует предел развития вокального диапазона, один и три октавы потянет, а другой едва сможет получить полторы, но тут уж ничего не поделаешь.
То же можно сказать и о другом вокальном свойстве - силе голоса (подробнее см. ЗДЕСЬ), правда, измеряется она в других единицах. Единственное свойство голоса, которое практически не поддается изменению – тембр. Он и есть 90% той индивидуальности, которая присуща каждому голосу, но даже тембр можно чуть-чуть, в небольших пределах, менять. Как? Об этом расскажет статья «Как можно управлять тембром голоса». Занятия вокалом меняют его, как правило, в лучшую сторону.
Педагог по вокалу при первом же вокальном занятии обязательно узнает состояние параметров вашего голоса на данном, начальном этапе, но это можно сделать и самостоятельно, важно знать, что именно с вокальной точки зрения является основным, а что не так значительно, мимо чего можно пройти, а мимо чего нельзя. Если вы хотите изменить свой голос в лучшую сторону, то, согласитесь, неплохо было бы иметь представление о его сегодняшних возможностях, тогда станет ясно, от чего отталкиваться, что развивать и насколько.
Так, например, сила вашего голоса не имеет значения на начальном этапе занятий вокалом, она разовьется в процессе этих занятий, поэтому люди, имеющие от природы голос небольшой силы, могут не беспокоиться, это не помешает. Хотя я не права. На самом деле помешать обучению вокалу могут только две вещи: патология (болезнь) органов, участвующих в создании голоса и отсутствие музыкального слуха. Если у вас с этим все в порядке, то препятствий нет. Все остальные параметры голоса поддаются исправлению (если это требуется) и развитию при обучении вокалу, было бы желание.
Что же важно знать в начале? Не только знать, но даже уметь? И как это сделать? С чего начать?
Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник