Заголовок

Урок вокала и его анализ

А.Егорова | апрель 2014

Скажите, то, как берет высокие ноты вот эта педагог (смотреть на 12:42 минуте) - это и есть бэлтинг? Она же не головным голосом это поет? С другой стороны, как-то напряженно звучит, у западных звезд, к звучанию которых мы пытаемся приблизиться - все очень легко и свободно...

Людмила


В данном случае оставлена аудиодорожка, а не весь видеоролик, т.к. для понимания, о чем идет речь, вполне достаточно аудио. На вопрос отвечает Анастасия Егорова.

________________________

Девушка на видео поет не бэлтингом. Скажем так, это микст, причем довольно российский. По поводу грудного и головного голоса, советую Вам прочитать следующие статьи: «Вокальности. Знакомство с точкой зрения», «Вокальности. Смысл и принципы создания», «Ошибки «высотного мышления» вокалистов», «Современная наука о миксте и головном голосе», находящиеся на сайте.

Что касается данного педагога, то профессиональным его назвать, увы, никак нельзя. Во-первых, девушка сама не обладает не четкими знаниями теории (хоть и ссылается на фониатров), ни практики, так как высокие ноты, которые она поет, берутся в полуакадемической манере, песня же в конце - «One night only» звучит просто ужасно, так как все ноты не дотягиваются примерно на четверть тона, а то и полтона.

Такая техническая фальшь называется в итальянской вокальной педагогике: voce calante (то есть петь с понижением). Это последствие явно неправильного дыхания и вокальной техники. Далее, чтобы не быть голословной, я Вам прокомментирую некоторые моменты, а Вы можете потом еще раз пересмотреть видео, и обратить на них внимание.

Первое, послушайте, как ужасно тяжело дышит эта девушка, объясняя материал. Как Вы думаете, может ли вокалист с хорошей постановкой ТАК шумно и тяжело дышать при разговоре? То есть обычно люди при разговоре дышат нормально, а начиная петь, увы, теряют правильный механизм и начинают «подсасывать» воздух. У нее же это уже в разговоре!

Второе, косто-абдоминальное дыхание НЕ означает дышать животом. «Дышать животом» - это НЕ правильно в принципе и называется брюшным дыханием. Так дышат только во время сна.

Третье - она же объясняет типичную академическую позицию (российскую, так как в Италии, стране бельканто, давно уже никто не тянет гортань книзу и не выстраивает вверх «купол»). Девушка же предлагает именно это, как правильную позицию, да еще и зевок!

Далее, даже не хочу комментировать про то, что «надо смешивать резонаторы». Если Вы все же почитаете статьи на сайте про резонаторы, про ошибки высотного мышления вокалистов, вокальности и т.д., то поймете, почему мне нет смысла в двух словах объяснять то, что там фактически в 4 статьях мы написали.

Ну, естественно, девушка, говорящая с шумным вдохом, такой же показывает и в пении.

*****

Отдельного разговора требует «маска».

Тот фирменный звук, что получают западные звезды, (и которого у этой девушки нет, то есть тванг) образуется не за счет носового резонатора, когда перегородка между носом и горлом не полностью закрыта, он создается совсем другой структурой - сфинктером черпалонадгортанной складки.

Если нужен назальный тванг, легкая назальность, или то, что она называет «маска», то нёбо никак не может быть высоким, так как оно просто закроет нёбно-глоточный сфинктер, и звук никак не сможет получить назальный призвук, поскольку воздушная волна просто не попадет в нужные резонаторы. Если же производится оральный тванг, который многие не профессионалы тоже слышат, как некоторую «назальность», то при нем нёбо находится высоко и полностью закрывает нёбно-глоточный сфинктер.

Понятие «маска» вообще давно устарело, и, если и используется, так только в академическом вокале. Под ней понимают вибрационные ощущения в скелетных мышцах лица. Вот что пишет по этому поводу Franco Fussi, врач-хирург, специалист в области фониатрии и отоларингологии, ответственный Центра Аудиологии и Фониатрии Органов Здравоохранения г.Равенна (сайт Voce Artistica). Я приведу итальянский текст (для тех, кто владеет языком) и его перевод:

«Suono in maschera (Fussi)

Nel cantante, le esperienze di corretta proiezione e rinforzo armonico del suono (specie su frequenze armoniche elevate, con percezione di “brillantezza” e “smalto” nel timbro della voce) fanno leva su sensazioni percettive nel massiccio facciale (come anche nella nuca).La cosiddetta “maschera” corrisponde alla parte del viso dove si indossano tradizionalmente le mascherine del carnevale, e viene didatticamente indicata come localizzazione delle sensazioni vibratorie muscoloscheletriche prodotte da un suono ben impostato e proiettato attraverso la conduzione ossea. Benche quella di “voce in maschera” sia una locuzione molto usata, e necessario evitare di equivocare tale ideale di percezione vibratoria, o consonanza, considerandolo una reale risonanza fisico-acustica oppure coinvolgendo, erroneamente da un punto di vista estetico, la cavita nasale nell’amplificazione del suono. Mettere un suono in maschera non significa far ‘giungere’ il suono da alcuna parte, tanto meno ‘alla radice del naso’.»

А вот его перевод:

«Звук «в маске» (Fussi)

У вокалиста правильная проекция звука с его обертональным усилением (особенно средних и высоких частот с появлением «блеска» и «глянца» в тембре голоса) совпадают с его ощущениями в лицевом массиве (равно, как и позади шеи). Так называемая «маска» соответствует той части лица, где традиционно носят карнавальную маску и дидактически обозначается, как локализация вибраторных мышечно-скелетных ощущений, производимых хорошо поставленным звуком, проецируемым посредством костной проводимости. Хотя фраза «голос в маске» и очень употребима, необходимо избегать использования данного идеала вибрационного восприятия или консонанса в контексте с реальным резонансом акустической физики, а также ошибочно вовлекая с эстетической точки зрения носовые полости в усиление звука. Размещать звук «в маске» НЕ означает получать звук из какой-либо части тела и менее всего из «основания» носа!»

*****

Про гнусавый звук тоже объяснение не правильное, антинаучное. Гнусавый звук происходит на очень низком мягком нёбе с плохим раскрытием носовых пазух.

Про ор, опять же, говорит примитивно. Смотря как орать. Она показывает действительно такой ор, который использовать нельзя. То есть у нее сжимаются при этом фальшивые голосовые связки, и голос срывается, такой ор не есть настоящий.

А в бэлтинге заложен правильный механизм ора, такой, каким громогласные неаполитанцы всю жизнь из окна орут и никогда себе голос не срывают. Или же как орут маленькие дети.

В силу всех неправильных объяснений тот звук, который она демонстрирует, и не кажется Вам таким, как у западных звезд. Тут даже не в напряженности дело, не только в ней (хотя явно видно, что она с большим трудом берет соответствующие ноты), а в том, что окраска совсем не соул-блюзовая, не современная, даже не рОковая, а академическая. Это, с точки зрения EVT - типичный cry, с почти незаметным твангом, то есть еле-еле он иногда появляется.

При том, что она сама утверждает, как важно, когда резонаторы развиты и «маска» хорошо звучит. Так вот у нее «маска» не звучит. Ну и плюс поет на тонких связках, бэлтинг же предполагает толстую массу.

Про шею тоже не правильно говорит. Найдите фото звездных певиц покрупнее, там где они поют в микрофон, где видна шея, и посмотрите, какой у них рельеф на шее из боковых (сосцевидных) мышц, а иной раз и вены видны. Поскольку работа этих внешних мышц обязательна для вокалиста (в том числе и при бэлтинге) и призвана помогать раскрытию фальшивых голосовых связок и снимать нагрузку с мелких внутренних мышц гортани.

*****

Таким образом, несмотря на кажущуюся логичность и обоснованность предлагаемой в видеоролике информации, она не является справедливой, так как сегодня о вокальной функции человека известно много больше, чем это было до начала последнего десятилетия XX века.


Подвал Яндекс.Метрика