Заголовок

Современная наука о миксте и головном голосе

А.Егорова | декабрь 2013

Уяснив прочно из текста статьи «Ошибки «высотного мышления» вокалистов», какие процессы руководят вашим голосом, будет проще исправить и третью ошибку в понимании того, что же такое грудной, головной голос и микст.

*****

Фониатры, говоря о грудном голосе, подразумевают феномен восприятия полноты звука, который провоцирует у вокалиста субъективные вибрационные ощущения консонанса в скелетных мышцах грудного отдела его тела.

Исходя из данного явления очевидно, что предпочтительнее использовать термин «полный регистр с грудным консонансом».

А субъективные вибрационные ощущения, являющиеся следствием «работы» утонченной голосовой связки, направлены в черепную коробку.

Вот что пишет по этому поводу медик-хирург, специалист в Фониатрии и Отоларингологии доктор Franco Fussi :

«Можно определить высокие звуки, как полные, с консонансом в голову, развенчивая некоторые мифы и термины, например, как знаменитое «грудное до» теноров (имеется в виду «до» 2 октавы - прим.автора), которое на самом деле является нотой, произведенной полным голосом, но с «головными» вибрационными ощущениями. Таким образом, установлено, что термины «грудной» и «головной» не являются настоящими регистрами и выражают исключительно субъективную оценку со стороны вокалистов в связи с ощущаемой вибрацией в некоторых частях тела в ответ на звуковые волны, произведенные гортанью. Запомним, что настоящее явление резонанса происходит в естественных полостях (ротоглотка и носовые), в которые звук распространяется, и которые, следовательно, реальные «резонаторы» .


*****

В современном вокале из-за обилия различных тембровых красок возникает еще больше путаницы и споров.

Во-первых, появляется еще третий тип вокальной фонации - «микст», термин, рожденный академическим вокалом для обозначения «сглаженных» переходных межрегистровых нот, и с радостью подхваченный современными вокалистами для обозначения всего того, что не «голова» и «не грудь», а их «смешение».

Даже вокальные педагоги попались в этот капкан и активно объясняют своим студентам, что для получения качественного вокала надо «смешать грудной и головной резонаторы».... Не беря в расчет все, что считает по поводу резонаторов наука… Интересно, как они это себе представляют на практике? «Смешивание резонаторов»…

*****

Основные споры разгораются по поводу разницы микста и головного голоса, а также бэлтинга и микста. I thinking

Дело в том, что для производства мощного и объемного звука в академическом и современном вокале используются разные приемы. В академическом - это «прикрытие» и округление, а также искусственное увеличение резонаторных полостей: опускание гортани, задирание «купола» (или мягкого нёба), плюс создание «высокой форманты» (или тванга), впрочем используемого и современным вокалом. Эффект полноты голоса дополняется неотъемлемым от академической фонации вибрато.

В современном вокале используются несколько иные «трюки», так как ни задранное нёбо, ни пониженная гортань не соответствуют параметрам современного звучания, мощное звучание достигается изменением состояния голосовых связок и специальными приемами, изменяющими резонаторные полости, причем не всегда в сторону их увеличения.

Подобная вокальность считается неэстетичной с точки зрения академического вокала и называется «форсированной» или «толчковой».

*****

В полном «толчковом» голосе время контакта голосовых связок во время цикла вибрации значительно продлено (более 60% полного периода) и, на спектральном уровне, наблюдается дисперсия и слабое усиление гармоник вплоть до 5000 Гц и выше, тембр при этом обретает резкое и открытое звучание (отсюда термин «толчковый» или «форсированный»), теряя характеристики «округлости» и «прикрытости» правильного академического звукоизвлечения. В этом случае принято говорить о фонаторной гиперкинезии. Гиперкинетический режим часто используется в стилистических целях в музыке поп и рок (агрессивный стиль).

Тем не менее, как в академическом, так и в современном вокале существуют компенсаторные механизмы, помогающие устранить гиперкинетический синдром посредством использования верхних резонаторов, с результатами не всегда приемлемыми в академическом вокале. Таким, например, как назализация.

Таким образом, звук, который своей мощью, обретенной благодаря плотному смыканию голосовых связок и/или максимально выгодной эксплуатации эффектов резонанса, способен вызвать отзвук в грудной клетке вокалиста (и полный восторг слушателя в зале) относят в современном вокале к бэлтингу и миксту (но миксту, не имеющему отношения к классическому оперному мужскому голосу).

*****

Во-вторых, сам «микст» - весьма обширен, так как вызывается, в основном (если это не бэлтинг и не полубэлтинг), именно за счет выгодной эксплуатации эффектов резонанса, а резонаторные пазухи у всех разные, да и профессиональные вокалисты умело ими «оперируют».

Появляется целое семейство различных микстов: рОковый микст, поп-микст, и т.д.

Never understand

Да и физические ощущения самого вокалиста и слуховые слушателя, равно как и разных слушателей, не всегда совпадают. Слушатель скажет «головной голос», а вокалист ощущает вибрацию в костях грудины, или же одному слышится микст, а другому головной голос....

Исходя из этого, некоторые западные школы (например, EVT, да и не только) вовсе отказались от данного термина и используют названия различных вокальностей, с присущими им специфическими признаками (ощущаемыми телом и ухом), которым и обучают.

С одной стороны это увеличивает количество терминов, с другой стороны вносит ясность, так как разница между данными вокальностями действительно определима, что показывает и практика форума «Вокальная механика», где многие участники на основании полученных знаний уже в состоянии идентифицировать тембры вокалистов. А умение понять «что прозвучало» - верный ключ к пониманию того, как это самим воспроизвести.

*****

Возвращаясь к миксту и головному голосу следует сказать, что разница тут только в силе конечного звука и его направленности.

Одними из неотъемлемых компонентов микста является тванг, то есть усилитель высоких частот.

У чистого тванга звук получается типа клаксона, не слишком музыкальный. Потому он дозированно используется на верхних нотах, дабы придать им вес, так как в противном случае они звучали бы слишком легко и слабо (то есть «головой»), и на низких нотах с целью «сконцентрировать» звук, усилив, таким образом, их гаснущее и «рассеянное» звучание.

Так, например, изменяя голос от разговорного к певческому, мы усиливаем те частоты, которые были бы «неслышимы», если бы мы этого не делали. Kupi

Для получения головного голоса используется некое подключение «плаксивости», интонаций плачущего человека (только не горький отчаянный плач!). Звук получается совсем не такой энергичный, как при полном голосе, и слушается даже немного «позади», если говорить об акустической «позиции». Плаксивость в чистом виде - это звук, фактически лишенный амплификации в резонаторах, с ощущением только головного консонанса.

Если на средних и низких нотах добавление плаксивости создает звук, который вполне может звучать, как микст, то на высоких он звучит не направленно, не интенсивно, и вызывает консонанс в костях черепа позади, в то время, как при добавлении к такому звуку высокой форманты (тванга) получается еще и проекция вперед, сильный резонанс, что придает интенсивность и силу голосу, усиливая высокие частоты, и создавая полный или микстовый голос.

Звук, лишенный определенной силы, компрессии и концентрации, а также богатства обертонов, ощущается вокалистом и слушателем, как головной, так как не создает достаточной вибрации, дабы звучать полно.

Попробуйте поныть, и ничего, кроме отзвука где-то позади головы, не почувствуете, а потом попробуйте позудеть, как сверло, и почувствуете, что изменится как характер звука, так и ваши ощущения.

*****

I afraid

«Головной» голос часто выходит у начинающих вокалистов по причине ментального блока. Занимаясь дома и осознавая, что их могут услышать соседи, родители, муж/жена и т.д., они производят как бы сдерживание голоса, пение «внутри», «позади», без каких бы то ни было ощущений вибрации.

Только преодолев данный ментальный блок, вокалист из дилетанта превращается в профессионала.

Хотя, как краска, легкий cry вполне имеет право на существование, а также часто используется вокалистами-контртенорами. Иногда он идентифицируется, как «усиленный фальцет», falsettone.

Используется cry и для смягчения других, более мощных вокальностей, а также в хоровом пении для унификации голосов и получения однородного звучания.

Под понятие «головного голоса» подпадает и фальцет на всем диапазоне.

Человеческий голос слишком сложен, чтобы делить его на «головной» и «грудной». Даже разговорный голос, согласно Блудову А.А. (директору НИЦ Биокибернетики), разнится в соответствии с гармоническим спектром и преобладанием в нем тех или иных гармоник. А помимо гармоник в нем присутствуют и негармонические обертоны (см. рисунок в предыдущей статье), то есть тембр голоса - это очень сложный набор звучащих одновременно звуковых волн разной частоты и громкости (амплитуды).

«В человеческом голосе присутствуют также и обертоны. Если бы в нем были только гармоники, то все бы имели одинаковый голос, как компьютер. А так, естественный ли или искусственно созданный вокальной техникой человеческий голос содержит другие вибрации (помимо гармоник), которые активизируются и даже образуют сложные фигуры. Например, меняя голос от speech до twang мы принципиально изменяем обертоны. Обертоны - фундаментальные ингредиенты нашего тембра. В музыкальных инструментах (фортепиано, флейте, кларнете и т.д.) обертоны фиксированные, всегда одни и те же, в то время как удача (и беда одновременно) человеческого голоса в том, что свой «инструмент» он создает сам (то, чем мы занимаемся на Voice Craft). Таким образом, на основе изменений физиологии меняется «инструмент»

Elisa Turla, Master CCI Estill Voice

Эти обертоны (все, и гармонические, и нет) являются хоть и индивидуальной характеристикой голоса, но поддаются влиянию и изменениям при помощи изменения подвижных структур голосового аппарата.

А уж о вокальном голосе, при наличии столь многочисленных тембров, вокальных приемов, и вовсе говорить не приходится.

*****

Подводя итоги можно сказать, что чем скорее учащийся СОВРЕМЕННОМУ вокалу человек перестанет мыслить категориями прошлых веков и обратится «в истинную веру», то есть начнет руководствоваться научными данными и передовыми взглядами, тем скорее и быстрее пойдет процесс воспитания голоса в требуемой ипостаси.

Вокальный механизм человека за тысячи лет не поменялся, поэтому перевод на другие «рельсы» своего восприятия предмета не приведет к каким-либо «поломкам» в организме. Регистры, со всеми сопутствующими им понятиями – лишь УПРОЩАЮЩАЯ ОЦЕНКА происходящих во время фонации процессов. А, как известно, чрезмерное упрощение чего-либо сложного в конце концов приводит к абсурду, и получается, что поем мы «полой трубой со лба до живота».

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник


Подвал Яндекс.Метрика