Заголовок

Народный голос - не помеха, а подспорье

И.Рамзина | октябрь 2012

Спасибо за драгоценную информацию на Вашем сайте, т.к. не везде найдешь столько всего полезного в одном месте! Мне 26 лет, с высшим музыкальным образованием по классу - сольное народное пение.

Всю жизнь нравилась зарубежная музыка, джазовый вокал, но серьезно заняться этим направлением никогда не решалась, т.к думала, что нужно родиться в тех краях, чтобы так петь, и казалось ,что именно МНЕ просто не реально так научиться петь. Но по окончании вуза больше росло желание петь всё же эстраду, чем народные песни (видимо, за 14лет обучения я пресытилась этим направлением).

И вот я решила, что твердо хочу научиться петь эстрадно-джазовые песни. Стала самостоятельно осваивать вокал. Были и взлеты и падения, есть даже некоторые записи. Занимаюсь сама где-то года два, но очень тяжело перестраиваться с одной певческой позиции на другую. У меня всегда были проблемы с гортанью - часто ее зажимала, и вот это очень сейчас тормозит в развитии.

В классе по вокалу почему-то не развивали фальцет, всегда пели открытым голосом, постоянно пытаясь ее раскрепостить. А сейчас, когда захотела переквалифицироваться, стало понятно, что постоянно петь грудным регистром невозможно, и что нужно развивать головной регистр. Стала работать, результаты есть. Поддается также развитию и свистковый регистр.

И вот, наконец, я добралась до вопроса к Вам - есть ли какие-нибудь упражнения по развитию переходного регистра? Моя цель - научиться плавному его переходу, чтобы голос звучал одинаково на всем диапазоне. Могу петь в разных регистрах, но очень слышны переходы… И второй вопрос: микст, как пишется в ваших статьях, это как раз и есть тот переходный регистр?

Но как ему обучиться? И может ли микст быть похожим на бэлтинг по плотности звучания, или микст - это головной регистр вкупе с грудным, но все же не такой плотный и яркий, как бэлтинг?

Хочется развить и головной, и грудной до высоких нот, но гортань плохо раскрепощается, зажимается, а когда перехожу на фальцет, то тембр очень изменяется. Есть ли еще какие-нибудь рекомендации по освобождению гортани? Очень буду признательна Вашему ответу!

Алёна


Конечно, лучше бы, если бы вы прислали некоторые примеры своего пения. Но попробую без них.

С огромной долей вероятности то, что вы считаете «зажиманием гортани», имеет под собой вполне определенный механизм – срабатывание фальшивых голосовых связок (ФГС) при достижении на полном звуке определенных высот. ФГС, как структура гортанного механизма не имеет отношения к вокальной функции, она выполняет в организме защитную роль. Причем защищает она дыхательные пути. Беда в том, что ФГС «не понимают» желаний человека, их работа инстинктивна.

Микст – не регистр. Как раз на сайте мы не один раз рассматриваем этот вопрос. Вообще, по сути, регистры в голосе – это некая «придумка», так проще объясняться друг с другом. Вот посмотрите одну из последних статей – «Регистры и вокальности - как соотносятся эти понятия».

Микст – тот тип звучания голоса (именно так, хотя как раз данное определение и очень близко к понятию «регистр»), который возникает МЕЖДУ характерными для любого необученного человека двумя основными типами – речевым (ну или «грудным», по старому) и фальцетным.

Микст – это некий отрезок диапазона голоса, на котором один физиологический тип звучания плавно перетекает в другой. Естественно, он имеет несколько отличающееся звучание и от первого, и от второго, он их СОЕДИНЯЕТ.

Но, в принципе, если удобно пользоваться прежними понятиями, то можно с определенной долей приблизительности говорить о трех регистрах. Средний – микст. Только повторяю - люди привыкли ведь к чему? Раз есть какие-то три, то надо как-то по-разному подходить к каждому. Рассматривают части голоса, как ПРЕДМЕТЫ, как детали какие-нибудь… А ведь это не так.

Голос должен быть единым, и в этом единстве возможно варьирование различными типами звучания. Фальцетом можно петь и низко. Полный звук распространить выше его природного «расположения», ну и так далее…

«У тебя такая же машина, а ездит быстрее… Почему?» «Ну так я ж движок другой поставил, коробку передач поменял, электронику перепрограммировал…» ВОТ! И это уже ДРУГАЯ машина, которая просто выглядит похоже. В этом суть работы над голосом в принципе.

Существуют разные НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ в вопросе развития голоса. Опять же, в статьях сайта есть подсказки – соединение двух типов звучания (основных регистров) можно выполнять при помощи четкого контроля за воздушной струей. Этому непросто научиться, но, как один из хороших вариантов – метод Сэта Риггса, изложенный в книге «Пойте, как звезды». Наверняка, слышали. Можно скачать в Сети с упражнениями и теорией.

Суть в том, что (как конечный результат тренинга) постепенное уменьшение воздушного потока позволяет связкам растягиваться плавно, не вызывая «срабатывания» ФГС. Результат – голос становится единым, но, скажем, желаемые «верхушки» с «грудным» качеством (как у звезд американской сцены типа Агилеры или Бьёнсе) вряд ли возможны. Голос, разработанный по такому «сценарию», красиво и плавно перейдет в «головной» режим звучания там, где хотелось бы «мясца»!

Как быть, если хочется именно этого?

Вот данные возможности позволяют получить методы несколько иного типа – это вокальный тренинг Estill Voice Craft или материалы Кэтрин Садолин, изложенные ею в книге «Полная вокальная техника» .

Сначала о Садолин. Ее концепции ОЧЕНЬ близки с концепциями Estill Voice Craft, просто чуть иная терминология. Перевода на русский ее книги я не встречала (полного), но по Сети гуляет такая информация, ее нужно поискать, не исключено, что и перевод есть.

Об EstillVoiceCraft в русскоязычном Интернете есть информация только у нас, эта школа вообще не распространяет своих уроков в Сети, такова их политика. Анастасия Егорова, одна из сотрудниц и авторов сайта, как раз является одним из Мастеров этой школы, но она живет в Италии.

Что же такого отличающегося в ИХ методах (Садолин и EVC)?

Подход ко взгляду на работу вокальной функции человека – совершенно иной! Все начинается с умения управлять внутренними структурами своего организма – даже мелкими гортанными механизмами. Никаких «регистров» и прочего, пришедшего из глубины веков. Необходимый в данный момент тембр голоса создается управлением теми или иными «структурами» по отдельности и в комплексе. Вернитесь к примеру о том, почему «такая же» машина ездит быстрее.

Этот подход позволяет научиться «мясу» на верхах (бэлтингу), резким сменам регистровости (пользуясь старым определением), подключению или отключению высокой форманты, назальности, компрессии… То есть полному управлению своим вокалом. Управление воздухом в данном случае играет тоже огромную роль, но… как начально необходимый навык (а у Риггса – как вершина).

Но, для движения в рамках информации (и упражненческой базы) этих школ, нужно пересмотреть очень многое – свои сложившиеся понятия о голосе и его работе. Научиться тюнингу, если использовать «автомобильную» плоскость… Как говорят у нас: «Вы к нам из ВУЗа на работу пришли? Тогда сразу забудьте, чему вас учили в ВУЗе…» Поэтому EVC рассчитан на изучение людьми, уже имеющими определенные знания и базовый опыт, он не для начинающих.

Кстати, сама Анастасия очень рекомендует данные взгляды именно тем, у кого за плечами народный вокал, а не академический. Ведь вы говорите (и правильно), что «все грудным регистром петь нельзя». А что это ВСЕ? При освоении определенной техники меццо запросто будет петь с «мясом» и Ре, и Ми второй! Конечно, Ля второй бессмысленно! Природа не даст. И никакая техника не поможет. Но «отодвинуть» «грудной» тембр достаточно высоко – поможет.

Закругляясь, хочу сказать, что выбор, конечно, за вами. Я бы в любом случае порекомендовала обязательно поработать по программе Сэта Риггса, чтобы получить навык управления воздушным потоком. Без этого навыка двигаться «по рельсам EVC» не получится, это один из необходимых материалов для фундамента.

Вопрос о «есть ли какие-нибудь упражнения» отпадает сам собой, поскольку отдельными упражнениями ничего не решается, все описанные мной школы представляют собой ТЕХНОЛОГИИ, это гораздо объемнее, чем понятие «упражнение». Да и все они имеют «на борту» не один десяток упражнений, и далеко не только вокальных.

Да и освоение владения голосом «по Риггсу», как вы уже, надеюсь, поняли, не мешает, а только помогает дальнейшему движению, но уже в рамках более «продвинутых» технологий.


Подвал Яндекс.Метрика