А.Васильев | март 2014
О регистровом строении человеческого голоса говорилось и писалось в различных источниках не одну сотню лет. Понимание процессов, происходящих в нашем организме при работе вокальной функции, именно с этой точки зрения (существования регистров) не подвергалось сомнению столь долго, что кажется совершенно незыблемой истиной, единственно верной на все времена.
Но давайте посмотрим на это с точки зрения современной науки, которой о голосе за последние два десятка лет стало известно значительно больше, чем за все предыдущие века.
А для начала прибегнем к столь любимым различными авторами сравнениям человеческого голоса с различными музыкальными инструментами.
Итак, все музыкальные инструменты имеют регистровое строение, но лучше рассматривать духовые и струнные инструменты, поскольку именно к ним по своим физическим принципам наиболее близок голосовой аппарат человека.
Основное свойство любого регистра - звуки, близкие друг другу по тембру. Как правило, это достижимо в том случае, если эти звуки производятся сходным образом. ПРОИЗВОДЯТСЯ! Вот ключевое слово!
В этой связи в духовых и струнных музыкальных инструментах существует некое расширенное понимание регистров (как и в других инструментах, конечно, тоже). Во-первых, сами инструменты могут принадлежать, относиться к различным регистрам.
В качестве примера можно привести скрипку и виолончель или корнет и тубу. По принципам создания звука эти инструменты друг другу подобны, не правда ли? Но звучание их существенно отличается тембром. Поэтому их относят к инструментам разных регистров.
В сравнении с голосом человека такое понимание можно сравнить с типами голосов: бас - туба, корнет - тенор, или скрипка - сопрано, виолончель - контральто.
Во-вторых, в звукоряде самого музыкального инструмента тембр высоких звуков будет, естественно, отличаться от тембра звуков низких. То есть можно говорить о существовании регистров ВНУТРИ возможностей каждого конкретного инструмента. И вот это уже гораздо ближе к тому, что понимается в вокале под регистрами человеческого голоса.
Ну а теперь посмотрим на то, как создается РАЗНОТЕМБРОВЫЙ звук. Ведь регистры отличает друг от друга не только высотность, но в основном именно тембр. Например, в духовых инструментах.
Что нам говорит об этом Википедия? Вот, пожалуйста: «Регистр духовых инструментов определяется их размерами: чем больше объём заключённого в инструменте столба воздуха, тем с меньшей частотой он колеблется и, следовательно, тем ниже издаваемый инструментом звук.
Изменение колебаний воздушного столба в инструменте (а следовательно, и высоты звука) достигается двумя способами:
• более сильным вдуванием столб воздуха рассекается на две, три, четыре и т.д. части, вследствие чего начинает звучать не основной тон, а какой-либо из его обертонов (передувание);
• объём звучащего столба воздуха увеличивают или уменьшают посредством специальных приспособлений — клапанов, вентилей, пистонов, кулисы, — которые музыкант приводит в действие пальцами.»
Согласитесь, ни один подобный «способ» не свойственен человеку. Наоборот, при усилении «выдувания», то есть воздушного потока, высокие звуки произвести становится невозможно по причине резкого срабатывания защитных механизмов, и голос либо становится фальцетным, некрасивым, либо вообще исчезает.
Что же происходит в инструментах струнных?
А там «регистры» - это сами струны! Других механизмов нет! При этом они же являются и генераторами звука. Толстая скрипичная струна имеет другой «тембр», нежели тонкая, вот и все. Никаких других способов изменения тембра ВНУТРИ диапазона звуков САМОГО ИНСТРУМЕНТА нет. Только если водить смычком не по одной струне, а по всем, в зависимости от требуемого тембра.
Есть ли у нас в голосовом аппарате такая возможность? Очевидно, что нет. Наши струны-связки - пара одинаковых образований, одна связка ничем не отличается от другой.
Правда, существует и очень серьезное свойство, резко отличающее наши связки от струн музыкальных инструментов - они гораздо эластичнее и могут растягиваться, подобно резинкам (видеоролик об этом находится в статье «Как создается вокальный звук?»).
Если в человеческом вокальном аппарате НЕТ специальных устройств или множественности генераторов звука (как в оргАне, фортепиано, да и в струнных инструментах), то что заставляет нас, людей, считать, что в человеческом голосе существуют регистры?
Я прекрасно понимаю, что вопрос может показаться странным - ведь так считают сотни лет. Но физика, физиология - это не мораль или юриспруденция. Мы в жизни соблюдаем некоторые законы и правила не потому, что они единственно верные, а потому, что мы так в обществе между собой договорились. Не убий, не укради и т.д.... Это в моральных или юридических законах мнение большинства является единственно верным.
А когда речь идет о естественных науках и постижении устройства мира (мы ведь тоже - его часть), мнение большинства не имеет абсолютно никакой силы. В некоторых статьях сайта приведен пример о том, что в средние века БОЛЬШИНСТВО считало Землю плоской, а небесный свод - хрустальным. И что? Это основание, чтобы отвергать научные истины?
Ответ, думаю, и так понятен.
Итак, что же мы имеем в итоге?
С точки зрения вокала можно поделить всех людей на две большие группы - одна, наибольшая, это те, у кого нет единого голоса, и он действительно разделен на регистры. Их называют грудным и фальцетным, что, в принципе, справедливо, хотя ради точности нужно было бы говорить не о грудном, а о речевом регистре.
Помните? Регистр - это последовательность звуков, произведенных сходным образом и имеющих сходный тембр. Вот поэтому правильнее говорить о речевом регистре у необученных вокалу людей. Они поют так, как привыкли говорить. Они используют то количество воздуха, которое привыкли использовать в собственной речи, не владеют способом плавного перехода к высоким звукам, не обучены верной артикуляции, анкеровке, дыханию... Поэтому у них есть фальцетный регистр, способ, которым они создают высокие звуки, и речевой, для звуков средних и низких.
Есть ли при этом какой-то третий регистр, микстовый?
А с каких коврижек? Откуда ему взяться-то? Коли человек петь никогда не учился, так и микстового регистра у него просто так, от природы, никогда не будет (ну, может, за совсем уж редким исключением)...
Вторая группа людей - это те, у кого благодаря обучению, трудолюбию и настойчивости голос развился и стал единым. В таком голосе нет переходных нот, на всем своем диапазоне человек поет с плавным облегчением (как говорят в вокале) тембра, без скачков в фальцет, непреднамеренного писка и так далее. То есть - певческий голос.
Почему мы тогда делим его на регистры? ГДЕ они? Чем в производстве высокий звук отличается от низкого? Ну, воздуха нужно меньше, связки больше растягиваются, гортань приподнимается, хрящи наклоняются... Но в принципе-то чем? Ведь все эти события, происходящие в вокальном механизме, протекают постепенно, без скачков.
Если мы наливаем воду из под крана тонкой струйкой, а потом, постепенно отворачивая вентиль, усиливаем ее поток, нам же не приходит в голову говорить, что «смеситель перешел в другой регистр»... Так чем же отличается в данном случае голос человека, обученного пению? ОБУЧЕННОГО - это важная особенность!
Вот в том-то и дело, что понятие «регистр» уже стало рудиментарным с точки зрения современных представлений о функционировании голосового аппарата человека. Подчеркиваю еще раз - речь идет ТОЛЬКО О ПЕВЧЕСКОМ голосе, о голосе обученного вокалиста, а не любого человека вообще!
Реалии техники вокала уже глупо объяснять, используя слишком абстрактные понятия, которые не могут с достаточной точностью описать происходящие явления, а сами требуют постоянного уточнения.
Так, например, по поводу микстового регистра и микстового звука гигантское количество всевозможных мнений, поскольку ну разные они, эти миксты! У каждого вокалиста - свой! И особенностей там столько, что впору чуть ли не «именные» миксты обозначать. Это микст такого-то певца (певицы), а этот - такого-то... Сколько «звезд», столько и микстов... Причем данная градация ни на грош не приближает понимание того, КАК создается такой голос.
Для лучшего описания можно привести некоторую графическую иллюстрацию в виде схемы:
Таким образом, понятием «регистр» имеет смысл пользоваться только тогда, когда регистры действительно в голосе присутствуют, вокалист еще НЕ ИЗБАВИЛСЯ от них. Коль скоро это случилось, гораздо правильнее и удобнее переходить на иную терминологию, точнее соответствующую реалиям вокального процесса в опытных голосах - терминологию ВОКАЛЬНОСТЕЙ!
Именно такой взгляд на вещи не только объясняет огромный сонм тембровых различий в массе жанров и манер пения, на разных участках диапазона голоса вне зависимости от его типа, но и прямо подсказывает, как, за счет чего следует, в случае необходимости, менять окраску звука на той или иной высоте, добиваясь нужного звучания.
Можно сказать, что голос новичка в пении разделен на регистры (которых два), а вот голос опытного вокалиста получает в качестве инструмента вокальности (которых девять). Ведь если взглянуть на вокальности с привычной нам в России точки зрения (академической терминологии), то можно сказать, что вокальности - это способы управления одновременно и регистрами, и резонаторами. Вот так, два в одном.
То есть подход к вокальному процессу ПРИНЦИПИАЛЬНО иной. Поэтому и термины другие.
Здесь важно остановиться на уточнении, в чем именно заключаются эти принципиальные (то есть основополагающие) расхождения.
1. Все дело в том, что на протяжении веков вокальная педагогика, не имея возможности «заглянуть» вглубь организма, вынуждена была отталкиваться исключительно от слуховых и вибрационных ощущений, возникающих как у поющего, так и у слушателя. Все строилось на данном фундаменте. Больше опереться было не на что.
2. В современных условиях впервые появились возможности оттолкнуться от самого СТРОЕНИЯ вокальных органов. Теперь педагог и ученик не «вслепую» нащупывают тонкие материи нужного ощущения, они точно знают, как и чем создается тот или иной характер, краска, качество звука. И применяют эти знания, следуя специальным упражнениям, вызывающим конкретное владение той или иной мельчайшей деталькой организма, влияющей непосредственно на получение нужного звука голоса.
Согласитесь, как можно починить не двигающуюся машину, если вы не знаете, как устроены ее «внутренние органы» - двигатель, трансмиссия, электросхема и т.д.? Да никак. Есть вариант – «метод тыка», однако понятно, что потребует он вечности….
Но вернемся к регистрам и вокальностям.
Тем, кто играет в компьютерные игры, понятно будет такое сравнение: играя на первом уровне, вы постепенно избавляетесь от регистров, а когда это окончательно происходит - попадаете на второй уровень, более высокий, где вас уже ждут серьезные бонусы в виде вокальностей. Осваивая владение ими, вы совершенствуете свой голос до уровня звездного исполнителя.
Более того, в России далеко не всякая «звезда» владеет своим голосом на уровне бонусов-вокальностей, если можно так выразиться. Поэтому мало кто может спеть сложные хиты, вечно выступая с простенькими и прилипчивыми шлягерами. Для них-то большого умения не надо...
А подводя итог, хотел бы призвать уже довольно опытных, практикующих вокалистов, продолжающих искать пути самосовершенствования - бросайте замшелые представления, освободите свое сознание от оков дряхлых концепций и понятий, объясняющих далеко не все и далеко не всегда. А зачастую объясняющих совершенно неверно.
Голова всему - наш мозг, наш разум. Если вы не можете найти рационального зерна в старых академических представлениях, не пора ли «стряхнуть их прах со своих сапог»?
Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник