И.Рамзина | февраль 2013
Предыдущая статья «Профилактика простуды – «Отче наш» для вокалиста» посвящена целиком способам уменьшения риска простудных заболеваний. Такие методы нужны для любого человека, и вокалиста – в том числе, ведь все мы люди… Просто для поющих эта тема более актуальна, так как далеко не все используют голос для пения.
Так что информация о профилактике требует расширения. В направлении понимания, что и как желательно делать, какие несложные правила соблюдать, чтобы голос был здоров не только по причине отсутствия простуды, а и со стороны другой – неприятностей, касающихся исключительно самого голоса. Ведь не только простудные заболевания ему вредят…
Давайте взглянем на простой пример. Очень многие специалисты, изучающие вокал и все, что с ним связано, приводят прямую аналогию: вокалист – это в огромной степени спортсмен. Слишком много общего. Тренировки, разминки, внимание к мышцам и дыханию и т.д, и т.п. Так и есть.
А спортсмен может «потерять форму» вовсе не только от заболеваний, связанных с простудными явлениями, не правда ли? Как раз слово «простудился» для спортсмена постыдно. Что же ты за спортсмен, который подхватил такую элементарную хворь? Где же твое хваленое здоровье? Как раз в спорте большей частью неприятности связаны с другими явлениями.
Перетренированность, травма, недостаточность процесса восстановления после большой нагрузки. Кто спортом занимается – согласится. И в вокале все точно так же, но с поправкой на вид нагрузок и род деятельности. Принцип – тот же, а проявления – иные.
Но так же, как спортсмен не может выполнять, в силу случившихся с его организмом обстоятельств, свою «работу», вокалист не может качественно выполнять свою.
Поэтому предлагаю взглянуть на многие аспекты со «спортивной точки зрения».
Первый из них – ни одна функция организма не может работать «на полную катушку» мгновенно. Все требует разогрева, разминки. Любое занятие вокалом (хоть дома, хоть с педагогом в классе) начинается с разминки – нескольких вокальных упражнений-распевок. Причем каждое, особенно самое первое для всего занятия, должно начинаться С РАЗГОВОРНЫХ по высоте нот, с самых удобных и средних для возможностей. Забираться в верха или низы своего диапазона, тем самых тренируя его, можно лишь минут через 15 интенсивной тренировки, да и то, в течение всего занятия таким нотам посвящать нужно те же минут 15, не больше.
И заниматься ежедневно не более часа, максимум полтора, и то, если вы уже опытный вокалист, и за плечами года три постоянной практики.
Второй аспект - игнорирование регистров. Пение без учета требований природы. Другими словами – читайте статьи о регистрах, о силе голоса, нет смысла говорить то же самое, что и так освещено на сайте в полной мере. Форсирование, попытки преодолеть регистровый порог при помощи повышения громкости (то есть, чем выше – тем громче, сильнее) в конечном итоге приводят к болезням и потере голоса, к постоянным хрипам, узелкам на связках и тому подобным «эффектам». При этом осиплость, хрипы и боли, а то и воспаление гортани (ларингит) – частые спутники такой «тренировки».
Опять сравнение со спортом – сможет ли поднять тяжесть плохо подготовленный атлет? Ответ – если и да, то всего один раз, нанеся организму только вред.
Хороший вокал возможен лишь в состоянии КОМФОРТА! Не внешнего – внутреннего! Вы не будете хорошо петь, если жмет обувь, если сваливаются брюки, если болит живот или зуб, если вы не уверены, что следующую ноту возьмете запросто, если думаете о своем больном ребенке или наверняка проваленном завтра экзамене! Все попытки аналогичны поднятию тяжести, к которой вы не готовы…
Конкретных рекомендаций, благодаря исполнению которых можно охранять свой голос – не так много, важно о них не забывать. Тут беда в том, что перетренировавшийся спортсмен не сможет головы поднять от подушки, а вокалист, перенапрягший свой голос, не сразу это почувствует, или просто не обратит внимания. «А, пройдет!» Ну-ну…
Итак, конкретные советы.
1. Лучшее время для вокала – с 12 до 20 часов. Но есть «совы» и «жаворонки», а кто-то вообще работает или учится допоздна, как быть? В любом случае, начинать заниматься нужно не раньше, чем через 2 часа после сна. Смотря у кого какие биоритмы и образ жизни.
2. Если выступление вечером, то желательно устроить хорошую репетицию днем, а потом дать голосу отдых на 2-3 часа. Желательно в это время даже говорить поменьше. И держать горло в относительном тепле – например легкий шарфик или косынка. И, непосредственно перед выступлением, распеться минут за 15 до выхода, чтобы привести голос в «тонус». Для этого существуют различные упражнения, в том числе – мычание.
3. Периоды напряжения чего-либо нужно обязательно чередовать с периодами расслабления этого же самого «чего-либо»! В данном случае – голоса. И это еще одно пересечение с реалиями спорта. Поработал – отдохни! Поработал много – отдыхай много.
Хороший сон или снятие усталости переключением в другую функцию, которая поможет «зарядиться» энергией – отличный вариант. Репетиция, занятие – а потом – спорт! И голосу хорошо, и организму в целом! А вот наоборот – не стоит… После занятий спортом вы устали, а петь уставшим… Смотрите выше, ничего хорошего не получится.
Некоторая осиплость, охриплость голоса, которая проявляется утром, явление вполне нормальное, если не сопровождается иными симптомами – болезненными (больно глотать, тянет покашлять). Это часто наблюдается у людей с пониженным кровяным давлением (гипотоников), и может сопровождать элементарную усталость голоса.
Легче даются вечером низы? А днем верха? Голос много работает, устает к вечеру. Сократите нагрузку, если можно, просто меньше его используйте. Опять все дело в периодах напряжения и расслабления, отдых важнее, чем интенс, без отдыха никакой интенсивности быть не может!
4. В день занятий или выступления не стоит есть орехи, семечки, шоколад, конфеты… Вообще лучше исключить сладкое, особенно перед непосредственно выступлением или записью. «А если я пою каждый день?» Вот и прекрасно, ешьте фрукты. Да и вообще в продуктах хватает сахара, зато сохраните фигуру и здоровье. В конце концов, после выступления или занятия можно позволить себе слопать целый торт, не повредит. Собственно, каждый может попробовать сам. Сделайте наоборот, и почувствуете, что петь неудобно, что не каждую ноту можно взять, как привыкли… А степень количества того или иного продукта можно подобрать опытным путем, если без дольки шоколада вы – не человек!
5. В момент фонации с воздухом организм теряет много воды. Не случайно рядом с местом для оратора обязательно будет присутствовать емкость с водой – стакан, графин (или бочка, шучу!).
У вокалиста все так же, а то и интенсивнее, поэтому и на занятии, и на репетиции, и на выступлении нужно иметь под рукой стаканчик с водой. Но только с простой, негазированной водой КОМНАТНОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ! Ни в коем случае не газировку из холодильника! Газ, как и холод, вреден для певца! А водный баланс нужно обязательно восполнять. Обезвоживание влияет не только на связки, оно переводит нашу психику в стрессовое состояние, исподволь, незаметно, но очень эффективно…
6. К вопросу об алкоголе. Алкоголь – сушит! Если не говорить о его влиянии в целом на мозг. Маленькая доза не повлияет, хотя кому-то достаточно и пробку понюхать! Но главный вред его для голоса в другом. Действительно, под воздействием небольшого количества алкоголя к мышцам, управляющим связками, усиливается приток крови, они становятся эластичными, гибкими, кажется, что спою все, что угодно! И, на первых порах, 50 грамм коньяка перед выступлением кажутся панацеей от всех бед!
Легко привыкнуть и «подсесть» на такой стимулирующий препарат. А с течением времени мышцы ослабеют и самостоятельно работать не будут даже так, как работали раньше. Да и постоянная выпивка приведет рано или поздно к алкоголизму. Вот поэтому стимулирование себя таким образом – обман и вред!
7. Если продолжать аналогии со спортом, то после любой тренировки или соревнования требуется период адаптации мышц к нормальному состоянию. Бегун, пробежав несколько километров, никогда не остановится сразу, он сбавит темп, а потом перейдет на шаг, и лишь затем, замедляя шаги, остановится, верно?
Аналогично и с вокалом. Разогретому голосовому аппарату, всем мышцам и тканям, участвующим в этом процессе, нельзя сразу «остановиться», они должны постепенно успокоиться. Разумеется, перестав петь, вы будете что-то кому-то говорить, сначала, возможно, экзальтированно, находясь «под впечатлением», потом все спокойнее, тише… Это и есть постепенное переведение функции голоса в стандартное состояние. Но здесь есть очень важный момент!
Все должно происходить в том температурном режиме, в котором голос работал в полную силу. Вернитесь к предыдущей статье. Нельзя устраивать голосу сквозняк. Даже если все происходит на улице – уйдите в помещение. При этом никаких холодных продуктов, включая воду, нельзя употреблять раньше, чем через час после окончания «работы»! Забудьте о мороженом, желе или (не дай Бог) холодной воде или пиве!
В момент, когда гортань «разогрета», любое температурное влияние может оказаться для нее фатальным! Просто не рискуйте самым важным!
8. Ну и, напоследок, если вы только что перенесли заболевание, пусть даже не серьезное, «простудное», не возобновляйте тренинг голоса хотя бы в течение недели после выписки. Как бы вам этого ни хотелось. Потеряете неделю, ну, две-три с учетом времени болезни, а если проигнорируете период реабилитации – можете потерять и полгода… Спешка мешает всегда.
Все, о чем написано в этой статье – профилактика, призванная не допустить каких-либо дисфункций или болезней. Ну, а если все же произошло? Если прорвался недуг даже через эшелонированную оборону? А вот об этом – информация следующей статьи, которая рассказывает о «первой помощи», способах борьбы с только проявившим себя заболеванием.
Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник