А.Васильев | август 2015
На вопросы редактора сайта «Вокальная механика» Андрея Васильева отвечает создатель и руководитель госпел хора «Light Gospel Choir» из Тулы Сергей Васильев.
Госпел (gospel) - жанр духовной христианской музыки, развившийся в конце XIX - начале XX века в США. Обычно различают афро-американский госпел и белый госпел. Эту музыку по праву называют прародительницей соула, о чем вы можете прочитать в статье «Госпел. От тайных месс к современной сцене».
Интервью с Сергеем Васильевым, создателем и руководителем Light Gospel Choir (г. Тула) мы записали неким «эпистолярным способом», не встретившись пока лично. Тем не менее, показалось интересным поговорить с человеком, рискнувшим, не побоюсь этого слова, попробовать осуществить такой музыкальный проект на российской «почве».
Ведь традиции русской церковной музыки существенно отличаются от музыки американской, как, собственно, и сами церкви. Тем не менее…
Андрей
В первую очередь необходимо сказать, что мы не родственники, а всего лишь однофамильцы))) Чтобы у наших читателей не возник естественный вопрос о причинах совпадения фамилий.
Предлагаю начать с некоей небольшой исторической справки. О том, как пришла в голову идея создания хора, почему именно госпел? Вы, Сергей, имеете специальное образование, поэтому понятно, почему именно хор. А вот выбор такого музыкального направления, стиля… Для России довольно нетрадиционно.
Сергей
Да, я в 1998 году закончил Московский государственный университет культуры и искусства по специальности дирижер академического хора. И хоровая музыка всегда меня привлекала, тут, наверное, эффект попадания – занимаешься тем, что на самом деле любишь.
Сама идея именно госпел хора пришла в голову достаточно спонтанно, когда я находился в поездке с «народным» коллективом по Скандинавии, и в городе Осло, в Норвегии, увидел вокальный ансамбль (хор, не хор).. Человек восемь, по-моему... Трое молодых людей и пятеро девушек. Двое играли на клавишных, а пели они репертуар Кирка Фрэнклина, Ричарда Смэллвуда (это современные исполнители госпел). Больше всего меня тогда удивило, что все вокалисты были белые, а пели музыку «черную» и по-«черному»!
Андрей
То есть – «в стиле»…
Сергей
Да, собственно, я тогда и понял, что в принципе это возможно. Иначе бы даже не пытался.
Я встретился с этими ребятами, норвежцами. Они подарили ноты. Я не знал тогда, что это за фамилии, к чему они относятся. Потом увидел все в видеозаписях, увидел концерт Кирка Фрэнклина, и понял, что я уже от этой музыки никуда не денусь… То есть, все это полностью меня «объяло».
А потом уже, через некоторое время, после того, как в Минске я поучаствовал в одном из концертов, у меня остался мультитрек, а в нем недоставало бэк-вокала. Когда же я вернулся в Тулу, нашел здесь девушек, которые весьма прилично пели. Я не знал, как они вместе сольются, да и они друг друга не знали, но вот когда я их пригласил помочь записать этот концерт, то есть уже в студийной версии, живой концерт просто доработать, подредактировать, они согласились.
И когда они запели, голоса удивительно слились, и я понял, что это то, что мне нужно, для того, чтобы начать собирать госпел хор.
Андрей
Словом, идея выпестовалась, вылежалась, дождалась благоприятного стечения обстоятельств. И тогда уже, как брошенное в землю зерно, стала давать свой росток. Несколько высокопарно звучит, я понимаю. Проводились ли какие-либо кастинги? Как в хор попадали вокалисты?
Сергей
Да. «Время всякой вещи под небом», как сказал Соломон. У меня так же было и с мужским хором. Я к этой идее шел 10, если не 15 лет, и так же с госпел хором. Когда я увидел, как это МОЖЕТ БЫТЬ…
За годы моей жизни, и творческой в том числе, я научился воспринимать все, что в моей жизни происходит, как нечто сакральное, предопределенное. Я выступаю в роли некоего приёмника, Бог дает определенные ноты, а у меня уже начинают «слюни течь» - вот было бы здорово это спеть!
Проходит каких-нибудь лет 10, и появляются люди, которые способны это спеть. Да и я как раз к этому готов к тому времени. Я готов их «загрузить»…
Была не та ситуация, чтобы проводить кастинг, а может я не тот человек, потому что по кастингу прецеденты есть (). Все получилось само собой. Как-то кулуарно, может быть. Информация распространялась, люди приходили, и я говорил, что мы поем вот такой «материал». Грубо говоря, как в рок-группе, мы играем кавер-версии песен Metallica, а в ответ, например: «Не, я Металлику не люблю, я поклонник Мегадэт…» Ха-ха-ха! Ну, вот как-то так…
Нельзя заставлять человека петь то, что ему не нравится, в этом нет никакого смысла.
Я предлагал госпел, и основным критерием были обыкновенные певческие данные кандидата – наличие голоса, и… даже голос – это в меньшей степени (и навыки пения, это все можно приобрести), но когда у человека нет слуха, это… Без вариантов. Нужно слышать. НУЖНО УМЕНИЕ ИНТОНИРОВАТЬ.
У нас поет девушка, которая не знает нотной грамоты, она блестяще поет, нужным звуком, с прекрасной интонацией. А есть люди (не в хоре, а вообще), которые, даже имея образование, интонируют отвратительно… И это беда, конечно…
Андрей
Вопрос может показаться странным, но, тем не менее, я его задам. Для полноты картины, так сказать. Религиозные убеждения скорее всего не являлись каким-либо существенным фактором при оценке кандидата? Вряд ли в России, где госпел достаточно редок, будет существенным отбор по религиозным «параметрам», так выражусь.
Сергей
Да, совершенно верно, таких вопросов не возникало. Потому что мы никогда не декларировали каких-то религиозных предпочтений. Это – музыка. Скажем, если брать во внимание светский коллектив, хор, например, Свешникова, они исполняют Реквием Моцарта, то в 1968-ом году вышла знаменитая пластинка, в самые «хмурые» атеистические времена, но… Просто светский коллектив исполнял духовную музыку. В хоровой академии имени Свешникова Си-минорную мессу Баха, например, поют постоянно, это их учебный план…
Госпел – это образец музыки. Это не католическая, не православная, это протестантская музыка… Это ПЛАСТ культуры.
Из этой музыки вышли Арета Фрэнклин, Мэрайя Кэрри, Уитни Хьюстон… Мама Уитни была руководительницей хора в местной церкви, который выступал как в церкви, так и на светских площадках, и Уитни росла в такой атмосфере…
Мне приходилось очень много читать об этом, и я обратил внимание, что корни «лежат» именно в церкви… Рэй Чарльз, опять же, он же женился на дочери пастора…
Все самые известные имена, как правило, выросли из госпел. Рэю Чарльзу предъявлял претензии его тесть, мол, зачем ты берешь наши госпелы (они их почему-то во множественном числе называли) и поешь уже со светским текстом. То есть то, что пел Рэй Чарльз – это, по сути, госпел, только «со светским текстом». Типа, «…ты ушел, я пришла.. Пидманула-пидвела…». Вместо текста духовного.
У Ареты Фрэнклин есть замечательнейший концерт, записанный в одной из церквей в 1972 году. Уникальная запись! Она уникальна и с точки зрения исполнительского мастерства, и с точки зрения звукорежиссуры. Там все live, все сыграно и спето сразу, никаких наслоений, обработок… Ничего такого. Никаких изысков, просто звукорежиссер умудрился как-то это все уникально записать.
Так что ни в коем случае, религия религией, а музыка – музыкой!
Андрей
Да, согласен, стою на таких же позициях)))
Сколько же вас было, когда вы начали? Скажем, первые серьезные репетиции, подготовку к какому-то конкретному выступлению?
Сергей
Когда мы начали репетировать, нас было 4 человека. Две девушки и двое молодых людей, включая меня. Появлялись разные участники, которые оставались или уходили, потихонечку коллектив начал обрастать.
Хотя, если бы сейчас собрать всех, кто когда-то был участником, а потом по разным причинам ушел, то хор составил бы человек 30-35!
Андрей
Вероятно, трудности испытывались достаточно большие? С составом участников, я имею ввиду, ведь хор – самодеятельный коллектив, если можно так выразиться. Я с той точки зрения, что вы не относитесь к какой-либо официальной организации, филармонии, например. Все, так сказать, на добровольных началах.
И в таких обстоятельствах людей, как бы, «ничего не держит», вернее, держит нечто особенное, не всегда присутствующее в официальных коллективах…
Сергей
Да, в любом случае у самодеятельного коллектива неминуем момент, когда людям просто некогда, есть более важные дела. То есть это не профессиональные музыканты, они просто обладают какими-то данными. Когда коллектив находится на каком-то обеспечении, в какой-то организации, будь-то филармония или еще что-то, у музыкантов существует именно обязанность быть ответственными.
Ну а здесь, конечно, все на интересе, на доброй воле…
Если работа на добровольных началах, то ни что не может людей заставить быть вместе, кроме любви к общему делу. Я думаю, что классическая ситуация произошла с Beatles, им надоело быть вместе, и все. И никакие деньги их не могли сдержать. Их ведь завязали на целые корпорации, для того, чтобы официально расторгнуть свои творческие взаимоотношения, им пришлось подписать уйму бумаг. Но они не хотели быть вместе, и все…
Трудно было людей собирать, работать с ними, но это и есть работа! В профессиональном коллективе людей тоже собирают, мотивируют, им напоминают, что, мол, вы опоздали на одну минуту, на пять минут… У нас немного по-другому получается – говоришь, вы все взрослые люди, у нас серьезное мероприятие, так что нужно быть ответственным, вот и все. Ты хочешь? Если не хочешь, то что же делать, если хочешь, то давай работать. Я всегда за единомыслие.
Безусловно, у нас отношения более «человечные», что ли, нежели в коллективе профессиональном. У хора есть друзья, нас приглашали на шашлыки, на гагаузские шашлыки, там все по-серьезному!
Ну, конечно, люди творческие… Хотя я себя тираном не считаю. Можно, конечно, спросить об этом мнение со стороны. Я люблю, когда человек все делает по доброй воле и несет человеческую ответственность. Когда что-то неинтересно, становится неинтересным одному, второму, третьему, четвертому человеку, и при этом руководителю приходится (или он позволяет себе) гневаться, вести себя неадекватно, всегда появляется трещина во взаимоотношениях. Я же этой трещины всегда стараюсь избежать, хотя, возможно, кое-чему в ущерб.
Тут должно быть единодушие, близкое к сакральному, потому что, особенно в духовной музыке, с плохим отношением друг к другу не спеть… И нагнетать некий негатив…
Я на сто процентов уверен, что любой руководитель, который захочет создать духовный коллектив, будет выкристаллизовывать и огранять, как алмаз, качества своего характера. Терпение, и еще раз терпение…
Руководитель, если быть искренним и честным – просто машина. В любом случае идеальной ситуации, идеальной репетиции не бывает. Допустим, пришел человек с плохим настроением на репетицию, он это плохое настроение и показывает… Или у руководителя плохое настроение, что-то там у него произошло… Ну все может быть на грани срыва в какой-то момент времени. И данное обстоятельство может дать такие плоды впоследствии, которые потом «замазывать» и «замазывать»… Нужно уметь просто работать, оставив все «за бортом», забыв на время. Просто работать.
Необходимо обладать умениями, навыками, присущими именно руководителю. Нужно быть и стратегом, и психологом, но всегда на базе профессионализма. Другое дело, что свой профессионализм ты можешь постоянно поднимать, или заморозить на каком-то уровне…
У меня всегда возникали трудности с аккомпанементом. Госпел поется не просто под фортепиано. Были, конечно, «золотые времена», когда были хорошие аккомпаниаторы, хороший барабанщик, басист, но в принципе… плохие эту музыку не сыграют.
Я с большой благодарностью вспоминаю всех. И Антона Чуйко, и Витю Крюкова, я благодарен басистам Ивану Смирнову и Алексею Дроздову (они в разные времена играли). На клавишах играли Вера Мозжечкова из группы «Аркаим», Лера Черная, на гитаре играл Алексей Пивак, это в начале, а впоследствии – Алексей Олейников. Такой вот состав. Ребята все хорошие.
Конечно, у всех немного разные возможности, кто-то больше расположен к этому стилю, кто-то меньше.
Андрей
Наш сайт «Вокальная механика» тематически посвящен вокальной технике, причем неклассической. Госпел, как вокальный стиль, тоже входит в этот «круг интересов».
И я хотел бы поинтересоваться, а как обстояли и обстоят дела именно с вокалистами? Проводите ли вы специальные занятия? Возможно, как-то ограняете технику вокалистов?
Сергей
Вообще Light Gospel Choir объединяет молодых певцов и певиц, уже являющихся солистами в различных коллективах и желающих проявить себя и творчески раскрыться через эту удивительную музыку.
У меня не особенно есть такая возможность – заниматься техникой вокала, да в основном таких проблем и не было, потому что приходили и оставались люди достаточно «продвинутые» в отношении вокальной техники.
Были в коллективе две девушки и парень, которые учились на отделении эстрадного вокала в Тульском колледже, так что благодарность педагогам! Мне просто приходилось несколько корректировать стилистически. Они были максимально подготовлены. Предметно они госпел не проходили, конечно (я с их преподавателями периодически переписываюсь), но с точки зрения манеры, подачи они были готовы к решению тех творческих задач, которые были им предложены.
Андрей
В госпел существует немало сложных с вокальной точки зрения оборотов, нот. Например, известный впоследствии как бэлтинг прием выхода на высокие ноты полным голосом, как у нас говорят «грудным» регистром. Или импровизации runs, riffs, которые имеют в музыкальной основе пентатонику… Это традиционные «фишки» госпел, которые в российской вокальной культуре практически отсутствуют. Им не обучают в учебных заведениях.
Как обстояли дела с вокалистами вот в данном конкретном сегменте вокала? Как они приобретали такие возможности? Или уже приходили подготовленными в данном аспекте?
Сергей
База у всех участников коллектива в основном выстроена на классических стереотипах, плюс нашумевшая и доминировавшая долгое время школа Сета Риггза «Пение в речевой позиции» (ну куда без него)))). Но время идет вперед и приходится корректировать свои знания и навыки (с точки зрения терминологии и технического арсенала). И скажу откровенно так, многое движется по простой схеме «съема» у фирмачей. Я вот, к примеру, переслушивал концерт Ареты Френклин 1972 года, Кирка Фрэнклина 2000 года ну о-о-о-очень по многу раз…. Так что как в давние времена «из уст в уста», вернее, сначала в уши, а потом в уста)))
Андрей
Традиционно госпел исполняется, конечно, на английском языке. Вы тоже поете на английском? Или есть и на русском произведения? И если на английском, то как у вокалистов с ним дела обстоят? Все англоговорящие?
Сергей
Мне кажется, что сейчас с английским языком гораздо проще, чем было, скажем, лет 15 назад, когда люди писали в анкетах: «Знаю английский со словарем…». Сейчас люди знают английский. Молодое поколение знает английский язык. И произношение хорошее стало. Плохое знание языка и плохое произношение, скорее исключение сейчас, чем правило.
Да, репертуар в основном на английском языке, но я проявил инициативу с попыткой эксперимента, и есть некоторые песни на русском языке. Мне было интересно в этом жанре, в этом стиле сделать что-нибудь на русском. Одна вещь – в джаз-роке, «Ужин на облаках» она называется, потом «Как дорог день, как дорог час» и «Омой меня». Я пытался реализовать в стиле госпел.
Андрей
Раз зашла речь о репертуаре, то расскажите, пожалуйста, чуть подробнее. Что вы поете, где берете произведения? Ведь своих только несколько, значит основа – существующие госпел-произведения?
Сергей
Как я говорил, все началось с нот, подаренных норвежцами. Но там не слишком много. Однако сейчас есть возможность все находить в Интернете. Партитуры, клавиры… Какие-то вещи снимаем… Работать сейчас вполне можно.
Мы поем произведения, которые в свое время звучали у Уитни Хьюстон, Куинси Джонса, Кирка Франклина, группы «Земля, Ветер, Огонь», то есть это не только произведения строго в стиле госпел… Это и соул, и фанк… С точки зрения музыки, аккомпанемента – джаз, джаз-рок.
Андрей
У вас был опыт работы и с чернокожими парнями, да? Интересны подробности! Как вот они «прижились», как пели? Действительно ли «госпел в крови у чернокожих»?
Сергей
Я могу сказать, что ни чем они не лучше, но и ни чем не хуже. Конечно, танцевали они лучше. Но нам нужны были не только танцы. Двигаются они, конечно, лучше, но надо сказать, что они африканцы, а не афроамериканцы, и, конечно, поют африканцы совсем не так, как поют афроамериканцы.
Это миф, что все люди с черной кожей поют просто как Рэй Чарльз, совсем нет. Им не надо было объяснять, что такое госпел, но традиции у них африканские, а не американские. Госпел – музыка американская. А у африканцев свой фольклор, так же, как у нас, и песни НАД фольклорные. У них не американское мышление. А госпел – узко американское. В нем очень много джаз-рока, хип-хопа, r’n’b… В африканской музыке другое. Местные традиции.
Они не заморачиваются по поводу интонации, как бы это качественнее спеть… Они поют… Душой! Ну, типа того))) И уж точно они ленивее наших… Их даже приходилось вытаскивать на репетиции)))
Словом, опыт был, но я не жалею, что мы расстались…
Андрей
Ну что ж, спасибо за информацию, мифы нужно развеивать!
Вы коллектив не официальный, вернее, не имеете такого статуса. А где же вы работаете, в смысле, где ваша репетиционная база? Ведь не на квартирах же у участников, я думаю?
Сергей
Ну что вы, нет, конечно))) У нас есть репетиционная база – российская христианская гимназия в Туле, там нам любезно предоставляют актовый зал, там есть рояль, есть сцена, где мы можем действовать – порепетировать, попробовать.
Андрей
Приятно слышать, что российскому христианскому мировоззрению не чужды такие музыкальные вкусы! Ну и, конечно, интересно, где вы работали уже как артисты, где выступали, что запомнилось… Чем, как говорится, можете похвастаться (в хорошем смысле этого слова)?
Сергей
У нас был концерт в Тульской областной филармонии, пасхальный концерт «Светлый день» совместно с оркестром. Мы довольствовались всегда тем, что у нас есть, никто нас не приглашал, мероприятия мы организовывали сами. Были у нас концерты в Туле совместно с оркестром «Альфа Мьюзик», эстрадно-симфоническим оркестром, Любовь Труфанова…
Затем мы самостоятельно концерты делали, нас приглашала участница «Фактор А» Виктория Щербакова выступить вместе с ней в Серпухове, в ДК РОССИЯ, там был ее гала-концерт. Она была приятно удивлена, что в Туле есть такой коллектив.
Мы приехали, поучаствовали вместе с ней в концерте. Что-то вместе с ней пели, что-то сами.
Да все концерты памятные! Единственно, то, что бывает свежо… Вот недавно, 24 мая мы выступали с группой «CrossroadZ». Сергей Воронов и группа «CrossroadZ» в Москве в «Известия Холл». Такое здание…
Там было множество звезд российской рок-сцены, включая группу «Моральный кодекс». Сергей Мазаев там был, Кильдеев, гитарист «Морального кодекса», Николай Арутюнов, с которым мы очень здорово подружились, «Jukebox», ребята, вот сейчас восходящие звезды такие, трио, «Jukebox» трио, мы там тоже успели подружиться, пообщаться… Мириам из «Голоса», Гарик Сукачев…
Собственно мы с группой «CrossroadZ» и репетировали на базе Гарика Сукачева.
Концерт был грандиознейший! Зал был битком, большой зал, музыка была роскошная, качество было просто супер-пупер. В общем – «фирменный» концерт. Мы с удовольствием там поучаствовали! Нам досталась одна из самых колоритных вещей, музыканты не играли на привычных инструментах. Басист играл на ситаре, гитарист играл на гитаре, названия которой даже не знаю, какая-то хитрая… По саунду было что-то такое, времен Харрисона, «Биттлз», короче, Тадж-Махал абсолютный, Индия такая… С ситаром особенно..
Таблы, да, настоящие таблы, не эмуляция какая-то, которая везде в последнее время на каких-то «солянках» звучит…
Так же большое количество положительных откликов было после выступления на фестивале Крапивы, который ежегодно проходит в Щекинском районе Тульской области. Кроме госпел хора, на концертной площадке выступали такие известные коллективы, как: «Jazz Art & Eve Cornelious» (Россия – США), группа «Blended 328» (США), «Fork & Fiddle» (Германия), «Серебряная свадьба» (Беларусь) и другие.
Мы с удовольствием там выступили, очень понравились организаторам… Был такой у нас опыт!
Есть традиция такая и с госпел хором, и с мужским хором - по мере возможностей выступать на благотворительных концертах. У нас было несколько выступлений в Москве, там, собственно, прямо во время выступлений и производится сбор средств.
Часто мы поем на венчаниях. Вот, наверное, в силу этого в нашем коллективе уже образовалось 4 пары! И это не прикол! За это время четыре семьи создалось. Да уже дети начинают подрастать у многих!
Андрей
Что, наверняка, отразилось на возможностях коллектива? Семьи, дети… Это, увы, разрушающий фактор… Нет, я совсем не против семьи, не подумайте))) Но факт есть факт, думаю, не ошибаюсь?
Сергей
Времена да, трудные. Когда у участников образовываются семьи, то обязательно появляются дети. И это – самое важное! Никакие супер-пупер творческие инициативы не стоят того, чтобы противопоставить их созданию семей, рождению детей…
За время своей работы в коллективе Эльмира вышла замуж, родила дочку, у меня второй ребенок родился, сын, Анастасия Положенцева, наша солистка, вышла замуж, стала Анастасией Дроздовой, Михаил Лымарев тенор-баритон, женился на Марии, которая тоже была участницей коллектива, и они переехали в Калугу.
Здесь вот начинается самое интересное. Эльмира уехала в Щекино жить, Анастасия Дроздова уехала в Ясногорск, а это уже не Тула, ребята, учащиеся в колледже сдают сейчас ГОСы, Дима Елецкий уехал, поступил в ГИТИС, была у нас девушка, Наташа Романова, уехала, поступила тоже в ГИТИС, в Москве, барабанщик Антон Чуйко уехал в Москву, после того, как закончил политехнический университет, Миша с Машей уехали в Калугу, там предложена была работа. В общем, коллектив «объективно» рассосался!
Я думаю, что даже если бы он был профессиональным коллективом, то… Мы, конечно, можем съехаться для какого-то коммерческого концерта, например такого, который был в «Известия Холл». Мы были там малым составом – трое мужчин и трое женщин. Это была работа, мы потратили на нее время, и нам за это заплатили.
Хотя, в ближайшее воскресенье мы будем петь на венчании, и это будет вполне реальное выступление!))) Единственное, в тот момент, когда мы были все вместе, то наработали очень много материала, и есть возможность его быстро-быстро вспомнить.
Андрей
Сергей, а ваш коллектив, работающий в столь редком для России жанре музыки, вокала, ведь не единственный? Хотя, в Туле может быть и один, я спрашиваю, не утверждаю… Но в Москве наверняка есть подобные хоры. Знакомы ли вы с коллегами? Обмениваетесь ли каким-то опытом, может быть?
Сергей
Скажем так, в статусе самодеятельного коллектива (не по уровню звучания) наш пример, конечно, беспрецедентный. Не знаю, были ли еще подобные. Вот знаю, что сейчас стали появляться. И в Москве. Я со всеми этими коллективами дружу. И с вокальными ансамблями, и с хорами. Сейчас уже появляются госпел коллективы. Не просто там одну-две госпел песни поют, а серьезно работают…
После того, как мы выступили с Любовью Труфановой, она решила организовать свой коллектив. Sound Of Rainbow, по-моему.
В Москве тоже есть коллектив с не менее витиеватым названием Sanny Side Singers, под управлением Ольги Олейниковой, с которой мы знакомы и дружны. Мы переписываемся, она кое-чем у меня интересовалась по поводу госпел. Я рекомендовал ту или иную литературу. Этот хор поет не только госпел, но в манере госпел, так скажу.
Было бы приятно считать, что в Туле мы единственные, но я не знаю, никогда не подводил такие грандиозные итоги)) Когда я организовывал мужской хор, его тут тоже не было. Но пока еще никто не повторил. Я знаю, что в России есть серьезные мужские коллективы. В Москве есть два очень мощных – Свято-Данилова монастыря и Сретенского монастыря. Кстати, это же своего рода тоже госпел, только православный, не правда ли?
Однако, идею мужского хора никто не подхватил. Идею госпел хора… Возможно, это было на стыке времени, это было важно и интересно. Понятное дело, что сейчас в связи с музыкальными шоу «Голос», «Один в один», «Точь-в-точь» и так далее нужно уметь петь и госпел в том числе.
Казарновская, вон, посоветовала некоторым участницам попеть немного госпел, прежде чем браться за исполнение песен Уитни Хьюстон)))
Андрей
Ну а что в будущем? Какие планы? Что хотелось бы спеть? Словом, какое-то будущее прорисовывается?
Сергей
Что бы я хотел спеть? Идеи возникают спонтанно. Услышал какое-то произведение… Мы спели довольно-таки приличные (по амбициям) произведения: Гендель, Аллилуйя Куинси Джонса, «Joy to the world» Уитни Хьюстон, тоже Гендель, но версия Уитни Хьюстон… Довольно сложные произведения.
Они есть в видео, которое, собственно, свидетельствует о нашем труде. Люди, которые это смотрят, отдают должное, что да, труд просто неимоверный. То есть, есть на что оглянуться назад. Это греет!
Как говорил, опять же, Соломон: «Радость для человека – видеть плоды своего труда».
Что же касается будущего… Ну вот, видите, как складывается жизнь… Пока мы немножко «не в русле» жизни, людей объединяют общие мероприятия и, соответственно, желание достигнуть во всем максимального качества. Все-таки тут нужно «въехать» не одному человеку, тут нужно «въехать» всем коллективом. То есть необходимо некое корпоративное мышление, обязательно.
Сейчас пока таких возможностей нет… Если Бог даст, и в какой-то момент, в какой-то системе координат что-то можно будет сделать опять коллективом, люди, думаю, появятся, придут. Если нет, то Бог даст что-то другое… Пока, наверное, Бог дал мне время отдохнуть, поскольку занятия с коллективом – это очень не просто. Это отбирает ресурсы, силы и их надо восстанавливать.
Андрей
Что ж, спасибо за интересный рассказ! Остается пожелать и вам, и хору только творческой удачи! Я думаю, Бог даст, и мы еще услышим ваш хор, а возможно, и что-либо другое. Приятно понимать, что не только столица имеет подобные коллективы, что и наша российская провинция вполне может показать «лицо», так сказать, благодаря таким, как вы, энтузиастам, любящим свое дело!
ВСЕ, ЗДЕСЬ КОНЕЦ ИНТЕРВЬЮ!