А.Егорова | декабрь 2012
«Блюз приятно слушать — это песня отчаяния. Госпел принадлежит Богу — это песня надежды. Вспомните Давида из Библии: „Пойте громко и радостно Богу“. Я пользуюсь его советом. Происхождение госпел и блюза близко, однако блюз трогает только сердце, а госпел наполняет его божественными чувствами любви, умиротворения и радости»
Махалия Джексон
В статье «Как возникла музыка «соул» и почему ее так назвали?» разговор об истоках соула только начат. В данной же статье, для тех, кто интересуется темой подробнее, я расскажу о главном «фундаменте» соула – госпел. Итак, что это такое, и когда он появился.
Проанализировав ряд интернет статей на английском и итальянском, лекции по истории музыки, я посоветовалась с профессором истории музыки университета американской культуры в Риме. Он - педагог по вокалу, руководитель хора госпел, в котором я пела (сейчас, увы, времени не стало), родом из Америки и живет «на две страны», сам афро-американец. Выводы из всей многообразной полученной информации можно сделать следующие.
Музыка африканских племен 4 века назад отличалась от европейской и американской белой музыки в своем фундаментальном аспекте: в африканской традиции не существовало светской музыки. Европейцы, помимо религии, пели о любви, войне, об исторических событиях окрестных деревень, о далеких землях. Даже если во многих из этих песен в той или иной мере упоминался Бог, все же речь идет о музыке популярной (говоря нашим современным языком) и светской - сельской или деревенской.
Вся же африканская музыка была священной по природе, и концепция светской музыки ей была чужда. Она должна была служить четырем основным аспектам повседневной жизни: религия, плодородие земли и женщины, охота и война. В этом смысле африканская музыка имела больше точек соприкосновения с музыкой американских аборигенов, чем с музыкой европейцев, учитывая, что пение использовали, как средство для взаимодействия с природой и вселенной.
Практикуемый музыкальный стиль, что был ввезен в Америку в века рабства, между 1600 и 1865 годами - это схема зова и ответа, в которой лидер поет строфу (аналог нашего запева) и остальные ему вторят. В другие стилистические особенности входило использование бубнов и барабанов для ритмического, довольно сложного, аккомпанемента. Пример такого стиля зова и ответа с синкопированным ритмом продемонстрировал Рэй Чарльз в своей “What’d I Say”.
Ray Charles “What Would I Say”
На самом деле очень распространено путать между собой или же называть одним и тем же именем различающиеся музыкальные виды (пусть и одного стиля), как спиричуэлз (ударение на первом слоге) и госпел. Это связано, отчасти, с ограниченными знаниями об этой музыке, как и с тем фактом, что в репертуаре групп, выступающих в церквях и театрах, наличествуют песни различных традиций. Верно, однако, и то, что наблюдается много элементов преемственности, и что традиционные спиричуэлз часто перерабатывались и предлагались в качестве госпела, блюза и т.п.
Между этими двумя видами, которые, несмотря на происхождение от общих корней, претерпели такие разные примеси и влияния и выступали в таких разных социальных и культурных контекстах, имеется существенная разница, которая дала истоки музыкальным продуктам отчетливо разнящегося «вкуса».
Спиричуэлз
Хронологически спиричуэлз предшествует классическому госпелу, который, в свою очередь, предшествует госпелу современному.
Спиричуэлз можно определить следующим образом - это религиозные песнопения, сочиненные черными, не записанные и не опубликованные, но передаваемые из рода в род с добавлениями и вариациями, в связи с различными обстоятельствами. Поэтому в русской транскрипции можно встретить это название и с буквой «з» в конце, и без нее. Спиричуэл – одна песня, а спиричуэлз – несколько.
То, что характеризует спиричуэлз помимо их религиозного характера (или же с такой тенденцией) - это устный и народный характер, то есть отличающийся, как будет позже рассмотрено, от музыки госпел.
Первые чернокожие рабы прибыли в Северную Америку в 1619 году, и, на самом деле, не существует каких-либо точных свидетельств о том, как пели спиричуэлз в XVII веке. Точно, однако, что ввезенные черные рабы пели, играли и многие танцевали, некоторые из них быстро специализировались в искусстве игры на скрипке(!) и проведении праздников. Первые упоминания, описывающие исполнение спиричуэлз, относятся только к XIX веку и были написаны людьми, которым удалось разделить опыт лично и поучаствовать в исполнении наравне с черной диаспорой.
Впоследствии было опубликовано много томов с текстами, мелодическими линиями и аннотациями, среди которых наиболее полный и точный, собравший материалы из различных коллекций, выпущен в 1867 году.
Госпел
Верная транскрипция этого слова – именно госпел, а не госпелз, что часто можно встретить в русскоязычных текстах. Госпел в переводе – Евангелие. Число единственное.
Willie Ruff афро-английского происхождения, профессор музыки университета Yale, утверждает, что музыка госпел имеет ту же структуру, что и псалмы шотландской пресвитерианской церкви. Данная структура или форма, называемая lining out, родилась благодаря тому, что в церкви использовалась только одна копия Библии на всех. Священник пел строчку псалма группе прихожан, и они отвечали ему, перепевая эту строчку и обогащая ее своим тембром и эмоциями. Ruff утверждает, хотя многие его критикуют за академический расизм, что данная форма песнопения была услышана афро-американскими рабами в церквях их хозяев и развита в новый, свой и персональный стиль.
Чтобы держать рабов в подчинении или же, возможно, из-за боязни, американские рабовладельцы не разрешали черным пользоваться их традиционными музыкальными инструментами, равно как и не разрешали им петь свою народную музыку. Постепенно многие тексты и мелодии были забыты и исчезли в пространствах Северной Америки.
Именно в результате этого запрета, касающегося родовых корней, был рожден новый вид афроамериканской музыки. Были написаны новые песни, с использованием традиционных африканских гармоний, зова и ответа, ритмики, смешанные, однако, с традиционной европейской гармонией и с использованием музыкальных инструментов.
Необходимо понимать, что на протяжении 2,5 веков ситуация не могла оставаться неизменной. Во всем мире прогресс развивался, свобода постепенно отвоевывала один плацдарм за другим. Сами США (пока только 13 северных штатов) стали независимыми от английской короны в 1789 году, начав распространять республиканские идеи Франции на американском континенте.
Взаимопроникновение существовало, и белые плантаторы-феодалы все же становились другими со временем. Далеко не все из них не считали негров людьми, и многие допускали религию в их диаспору, позволяя богослужения. А богослужения там и тогда могли быть только христианскими!
Гимны госпел, созданные черными, использовали христианские темы, но с ярким влиянием африканской вокальности и ритмики. Церковь стала святилищем для выражения чувств чернокожих рабов. Она была единственным местом, где группы рабов могли собираться без страха надзора со стороны белых рабовладельцев.
Естественно, у тех рабовладельцев, которые не считали рабов животными, наверняка, и «режим» для них был менее жестоким, а информация об этом распространялась среди чернокожих и способствовала росту их стремления к христианству. Человек так устроен – ему всегда нужна надежда. Но, поскольку всё же не все рабовладельцы благоволили религиозному обучению и молитвам рабов, часто собрания проходили секретно.
Однако когда и как именно зародился госпел неизвестно, поскольку первоисточники не сохранились.
Записи госпел прослеживаются в последних тридцати годах XIX века, когда начали выпускать сборники гимнов для использования их в «черных» церквях. Эти гимны включали в себя религиозные песни различных видов, с текстами и мелодией.
Первый такой сборник гимнов был опубликован главой методистской церкви Marshall W.Taylor в 1882 году. Между 1880 и первыми годами XX века были заложены основы дальнейшего развития музыки госпел, благодаря работе композиторов-афроамериканцев, наиболее известным из которых является Charles Albert Tindley (1859-1933) Он - автор знаменитых гимнов, по-прежнему исполняемых в церквях, таких как «I'll Overcome Someday», «Stand by Me», «We'll Understand It Better By and By», «The Storm is Passing Over», «What are they Doing in Heaven?».
Ни один исполнитель soul и R&B не прошел мимо госпел. Как правило, все черные исполнители соул - баптисты и глубоко верующие люди, которые обязательно с детства посещали мессы в церкви. Во время месс в таких церквях поется другая музыка, совершенно не похожая на наши песнопения. Сопровождается она на органе, но на специальном госпел-органе, который называется Hammond Organ (изобретен в 1935 году Лоуренсом Хаммондом) и отличается от классического тем, что этот орган электрический.
Поэтому часто и в соул, помимо фортепиано, используются всякие синтезаторы с эффектом звука Хаммонда, органа госпел. У Stevie Wonder, который сам себе аккомпанирует (как и большинство соул певцов, которые хорошо владеют инструментом) масса соло на синтезаторе с этим эффектом.
Музыка же характерна именно тем, что это своего рода живой диалог с Богом, выражение просьбы, крика души и именно в такой, весьма эмоциональной форме, проходит молитва. Примером служит сцена из фильма «Братья блюз», где вышедший из тюрьмы герой Белуши приходит в церковь, и там как раз Джеймс Браун (ярчайшая звезда соула, которого считают создателем музыки funk, но об этом – в другой статье) проводит такую молитву, после чего герой Белуши укрепляется в мысли создать группу, говорит: «Я видел, видел свет», в общем, озарило его во время мессы…
Еще есть замечательный фильм, называется он «Fighting temptations» (в русской версии «Борьба с искушениями»), там очень хорошо показаны эти мессы, да и актеры впечатляют: Cuba Gooding Jr., Beyonce Knowles, Mike Epps, Angie Stone (госпел звезда).
На мой взгляд, разница в мировоззрении церковном (в сравнении с православной традицией) прослеживается в природной свободе певческого выражения. То есть, в нашей церкви - сакральное пение, единение с Богом, нереальность и хор, имитирующий небесные, ангельские песнопения. В их церкви все вполне реально, люди приходят пожаловаться Богу на судьбу, попросить у него милости, и делают это вполне открыто, эмоционально, раскованно, я бы сказала - почти по-светски.
Неплохой пример демонстрирует музыкальная комедия «Действуй, сестра!», где по сюжету черная исполнительница соул (В.Голдберг) вынуждена скрываться от преступников в католическом (!) монастыре. Получив от настоятельницы задание поработать с хором, она через некоторое время превращает его в госпел-хор, который начинает пользоваться бешеной популярностью у прихожан и даже иерархов церкви!
В этом примере присутствует еще и некоторое противопоставление европейской церковной музыки и американской. Но, конечно, это кино, да еще и комедийное! Не принимайте за «чистую монету», это лишь шутка голливудских сценаристов.
Музыка госпел вышла за пределы церкви, со временем развивалась и пользуется широким успехом в Америке, где проводятся даже госпел фестивали (я иногда заказываю CD по Интернету из Америки, которые так и называются: Wow Gospel 2010, Wow Gospel 2011 и т.д., там собраны лучшие произведения года), и получила свое современное звучание, несколько иное, по сравнению со старым госпелом.
Так, в традиционном госпеле солист, как правило, пел куплет, солировал, а хор его поддерживал: пел припев, повторял спетые солистом фразы, как эхо, ну и создавал фон, подпевал.
Mahalia Jackson “O, Happy Day”
Mahalia Jackson “Joshua Fit The Battle Of Jericho”
В современном же госпеле часто хор - вполне самостоятельная единица, поет куплет или припев, а солист импровизирует сверху по их канве основной мелодии. Такие импровизации и были переняты и широко употребляются в музыке соул. Тут явное влияние. Кроме того, обогатился и аккомпанемент, теперь часто хорам госпел аккомпанирует целый бэнд: орган, фортепиано, гитары, ударные и т.п.
Kim Burrell & Hezekiah Walker “The Lord Will Make A Way Somehow”
Yolanda Adams “Order My Steps”
А вот песня в стиле soul, довольно популярная, в исполнении Yolanda Adams, ее многие исполнители пели. Тут явно прослеживается влияние современного госпела, так как солистка поет, а потом начинает импровизировать и петь вокализы на базе хора, который поет основную тему припева.
Yolanda Adams “I Believe I Can Fly”
Исходя из своей практики, могу сказать, что пение в хоре госпел очень помогает певцу соул, поэтому советовала бы всем, кому нравится музыка соул, обязательно попеть в таком хоре. Например, снять психологические барьеры и начать импровизировать сверху хора… На это надо решиться, но, как правило, импровизационная обстановка хора очень помогает. Тем более, что в хоре госпел часто не один солист (когда хор не очень большой, то почти каждый участник хора может побыть солистом в разных произведениях, или же в одном и том же, или вместе солируют 2-3 голоса), или же, помимо солиста, предлагается всем желающим вставлять реплики в припеве, заполнять паузы, естественно, сговорившись предварительно друг с другом, кто и где вставит, у кого возникли интересные идеи.
В хоре госпел больше свободы и всегда есть возможность попробовать и поэкспериментировать, руководитель такого хора - не диктатор, как в наших, упорядоченных хорах, а еще и преподаватель и аранжировщик, и приветствует интересные идеи и вставки.
В следующей статье будет рассмотрено, во что развился соул в современной музыке, где пустило корни это искусство.
Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник