А.Васильев | декабрь 2012
Если послушать последние музыкальные примеры из предыдущей статьи «Как возникла музыка соул и почему ее так назвали», то может сложиться впечатление, что популярная музыка в США тех лет (конец 40-х – начало 50-х) была практически одинаковой. Похожие ритмы, рифы, строение мелодий, аранжировки… Так оно, в сущности, и было.
Ведь царил тогда ритм-энд-блюз, поскольку классическая музыка не относилась к музыке популярной, как не относится и по сей день. Конечно, нельзя говорить, что кроме R&B ничего другого не было, был джаз, и его популярность в те годы, прямо скажем, превосходила сегодняшнюю. Кроме того, уже появился и мюзикл. Но «удельный вес» ритм-энд-блюза был, все же, больше суммы всех остальных направлений.
Из «бульона» R&B, как упоминалось в статье «Почему соул следует считать основой» вышел как соул, так и рок-н-ролл. Естественно, что на первых порах звучали эти стили друг другу подобно, похоже.
Причем соул – вокальный стиль. Сравнивать его напрямую с рок-н-роллом (музыкальным стилем) было бы не совсем верно.
Надо сказать, что в Европе, разоренной Второй мировой войной, в те годы наблюдалось просто-таки засилье американской музыки, продолжавшей развиваться в то время, когда европейцам было не до искусства. Какие уж тут студии звукозаписи и электроинструменты, если элементарно не хватало еды!
Американский бизнес принес в Старый Свет не только помощь в восстановлении разрушенной промышленности и разоренных войной городов, он, вольно или невольно, пропагандировал американский образ жизни, а музыка в нем играла очень существенную роль. Естественно, что на все развитие европейской популярной музыки именно американская оказала решающее влияние.
Люди не могут постоянно страдать, душа все равно требует праздника, пусть даже на развалинах… И «заполнил вакуум» ритм-энд-блюз. Кроме того, эта музыка была для Европы новой, неведомой, малоизвестной раньше. Стоит ли удивляться вспыхнувшему интересу?
Развитие же ритм-энд-блюза, его деление на различные самостоятельные направления происходило в США, до «эры «Битлз» европейские музыканты ничего существенного не внесли. Да и влияние на американский поп и мировую популярную музыку в целом, впоследствии, оказали именно «Beatles», англичане, как «родственники». Достаточно вспомнить знаменитое «британское вторжение». Даже Ray Charles, «создатель» соула, впоследствии перепевал темы «Beatles»
Соул и рок-н-ролл «выпестовались» из R&B практически одновременно, рок-н-ролл даже раньше. И очень быстро заговорили о стиле funk, первым представителем которого считается James Brown. С этого момента соул пошел в своем развитии по двум направлениям – сам soul, как более спокойная, «душевная», лиричная версия, и funk – ритмичный, хулиганистый, заводной и «сексуальный» соул.
James Brown “Living In America”
Earth, Wind And Fire “After The Love Has Gone”
Вокальные элементы госпел использовались как одним, так и другим стилем, но кощунственно было бы предполагать, что на мессах в «черной» церкви зазвучали бы «экстатические» стоны и вздохи, свидетельствовавшие о слишком «своеобразной» любви к Богу. Так что фанк и соул с «чернокожей религией» близки только вокальными приемами, более ничем.
Да и тексты песен в соуле и фанке совершенно не относились к церкви. Обычная жизнь, любовь и взаимоотношения мужчины и женщины, словом, «вечные» темы искусства. По-ритмичней, по-«драйвовей» и по-«эпатажней» - фанк, помягче и поспокойнее – соул.
В некоторых Интернет-статьях и текстах вне Сети можно нередко встретить информацию о том, что R&B и соул были неким «знаменем» черного населения, требовавшего от власти и общества Америки равноправия, уничтожения расовой дискриминации и т.п.
Действительно, в те годы расовые различия были заметны невооруженным глазом: отдельные сиденья для белых и черных в общественном транспорте, отдельные школы, рабочие места, предпочтение, отдававшееся белому практически во всех моментах жизни, когда существовал выбор между людьми разного цвета кожи. Что было – то было.
Хотя, современные реалии говорят о том, что все равно диаспоры живут раздельно друг с другом, большинство черных все-таки по-прежнему создает обособленные места обитания, даже в рамках городов.
Однако, соул – музыка, а не политический инструмент. Если бунтующие в гетто черные американцы распевали соул-песни, это не дает права говорить о соуле, как о своеобразной «Варшавянке» на американский лад.
Джеймс Браун «усмирял», уговаривал толпу, пользуясь своим авторитетом и известностью, а Кобзон (провожу некоторую параллель) пришел в музыкальный центр на Дубровке говорить с террористами, захватившими в заложники почти тысячу человек. И ушел живым, и даже забрал с собой несколько детей. Он что, «знамя терроризма»?! Просто силен авторитет и уважаема личность… Хотя, конечно, обстоятельства разные, не спорю, прямые сравнения не годятся, лишь в принципе…
А Джеймс Браун и сам был парень-«оторва»! В молодости успел посидеть в тюрьме, и вовсе не за политические дела! Более того, характер привел его в тюрьму и гораздо позже, уже в 80-х, когда ни о какой масштабной борьбе за права и речи не было. Правда, сидел не долго. Не стоит объединять разные вещи – личность Брауна и музыку соул и фанк.
Вот, кстати, пример
Aretha Franklin “Respect”
«Я требую уважения!», - эта фраза из известной песни Respect, которую пела Aretha Franklin (сама песня написана Отисом Реддингом) выдается за клич черного бесправного «раба». Полная ерунда! Вот слова:
Чего ты хочешь?
У меня все есть,
Что тебе нужно.
Ты знаешь, что у меня это есть?
Все, чего я прошу,
Это немного уважения, когда ты приходишь домой!
Эй, беби, когда ты приходишь домой....мистер.
О, твои поцелуи
Слаще меда.
И догадайся, что?
Таковы мои деньги.
Все, что я прошу тебя делать для меня
- дать их мне, когда приходишь домой.
Да, беби,
Дай его мне (уважение, хотя бы чуть-чуть),
Когда ты приходишь домой.
Ну и где тут расовая дискриминация? Или у нее бойфренд белый? Сам Реддинг, кстати, писал тоже о взаимоотношениях полов, но только с позиции мужчины, которого не уважает женщина.
Просто те ребята, которые бунтовали и требовали, пели песни, им нравящиеся. Ни соул, ни фанк, не имеют отношения к политике, иначе в качестве примера уже не раз были бы приведены тексты песен, ЯВНО говорящие об их политической подоплеке. А при большой фантазии и «Во поле береза стояла» можно выдать за иносказательное недовольство властью…
Повторять имена вошедших в историю соула и фанк звезд и названия групп, пожалуй, нет смысла, о них много написано, но несколько примеров не помешают.
Karima “Just Walk Away”
Whitney Houston “A Song for You”
Stevie Wonder “Isn’t She Lovely”
И соул, и фанк в последующем времени рождали разные песни, от вошедших в мировую «копилку» шедевров до откровенного отстоя, который забывали после первого же прослушивания. Это нормальное явление, это было, есть, и будет в любом музыкальном стиле и творчестве вообще.
А еще именно соул (взяв это из госпел и трансформировав) принес в современную песню БЭК-ВОКАЛ! Именно благодаря соулу он стал таким, каким мы его привыкли слышать.
Кроме того, развивалась и инструментальная музыка. Многие находки дал рок, приобретший собственный скелет и нарастивший на нем мощные мышцы. И, конечно, джаз. Причем, вокал в роке многое взял именно от соул, «поделившись» с ним особенным и харАктерным звучанием группы инструментальной.
Джаз же к 70-м – 80-м годам очень разветвился, приобретя целую вселенную, лежащую в иной плоскости, чем и классическая, и популярная музыка. Cool-джаз, free-джаз, джаз-рок, фьюжн и многие другие «поднаправления» никогда не были «мэйнстримом» популярной музыки, но обогатили, в первую очередь, соул и фанк оригинальными инструментальными и мелодическими идеями. В частности, очень большое влияние оказала музыка джазового пианиста Herbie Hancock.
Вот одно из его известнейших произведений. Привожу полностью, хотя композиция немаленькая.
Herbie Hancock “Just Around The Corner”
Кажется, что в этой пьесе не хватает вокала, он просто ПРОСИТСЯ туда! Но и сам инструментальный язык что-то имеет от R&B, от рока и, конечно, главным образом, от джаза…
В частности, по рассказу Анастасии Егоровой, ведущей эту рубрику сайта, один из американских соул-певцов (Frank McComb), который давал мастер-класс в университете, где Анастасия постигает искусство соула, признавался, что на него очень сильно повлияло именно творчество Hancock. Вот фрагмент из записанной на диктофон части его исполнения.
Frank McComb - отрывок исполнения
Вокальные приемы, найденные, разработанные и проверенные на практике еще госпелом, сохранились практически незыблемыми. Не зря в стилевой классификации песен современных американских звезд первой величины (и уже ушедших – Майкла Джексона и Уитни Хьюстон, и продолжающих петь, и вновь появляющихся на сцене) присутствует как слово R&B, так и soul, и pop. Слишком в тугой узел завязалась мозаика со временем.
Micaela “Fuoco e cenere”
Whitney Houston “Salute”
Alicia Keys “If I Aint Got You”
Причем, и современный R&B, который принято, чтобы отделить от прежнего понятия, обозначать R’n’B (Rihanna, Mary J.Blige, Christina Milian, Beyonce), и хип-хоп – все претерпели непосредственное влияние соул и фанк. От кого-то – больше, от кого-то – меньше, но что есть, то есть.
Beyonce “Ave Maria”
Rihanna “Unfaithful”
Chaka Khan ft. Mary J. Blige “Disrespectful”
Звезды соула записывают много совместных проектов вместе с музыкантами, известными своим творчеством в других жанрах. Качественный, великолепный соул-вокал – ценная жемчужина, способная украсить любую композицию.
Maroon 5 ft. Mary J. Blige “Wake Up Call”
Mary J. Blige and U2 “One Love”
Sting feat. Mary J.Blige “Whenever I Say Your Name”
Важно для вокалиста одно. Петь современную музыку, не обращая внимания на желания публики, которые в огромной степени сформированы соулом, уже нельзя. Для себя, для друзей – ради Бога… Для большой сцены – уже нет. Слишком многое изменил соул в вокале, чтобы можно было игнорировать его присутствие. И по-настоящему хорошие вокалисты его никогда не игнорируют, а постигают: «Как же можно добиться от своего голоса таких замечательных возможностей?»
Начало этого разговора – в следующей статье.
Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник