А.Васильев | октябрь 2014
Продолжение. Начало см. в статье «Грудной резонатор - мифы и реальность. Первая часть»
Для начала, нельзя путать низкий обертон с Низкой Певческой Формантой.
Если вы думаете, что когда поете низкую ноту, в вашем голосе обязательно присутствует НПФ – то с огромной долей вероятности заблуждаетесь. Аналогично Высокой Певческой Форманте создать Низкую не так просто. Форманты – не высота голоса, это определенные частотные «всплески», присутствующие или нет в его тембре.
Недаром во всех исследованиях наших соотечественников рефреном проходят понятия «квалифицированности» и «неквалифицированности» певца. Так вот вокалист, не достигший в искусстве (и технике) определенных высот, однозначно относится к разряду неквалифицированных.
Речевой голос человека вполне может издавать достаточно низкие звуки, при этом никто не будет утверждать, что в спектре такого голоса присутствует НПФ. Эта форманта – следствие особой практики, обученности, настройки всех вокальных органов оптимальным образом, что, конечно, как и в случае с ВПФ, не достигается быстро и просто.
Кстати, это еще один факт, заставляющий усомниться в роли «грудного резонатора» в создании низкого обертона (не форманты!). Ведь речевые звуки, даже достаточно низкие, и ОЧЕНЬ низкие мы произносим, используя лишь систему верхних резонаторов, об этом свидетельствуют пики-форманты в анализаторах речевого сигнала. И пока никто даже из наших ученых не стал считать, что наличие определенного всплеска обертонов в спектре РЕЧЕВОГО сигнала – следствие работы нижнего или «грудного» резонатора.
Более того, даже В.Н.Морозов пишет о поиске ответственного за НПФ резонатора так:
«Резонансная природа НПФ достаточно очевидна, хотя нет единого мнения о том, какой именно резонатор ответствен за ее происхождение. Наиболее распространенное мнение: НПФ образуется в глотке.»
Согласен, «наиболее распространенное» не может априори быть наиболее правильным, но, с другой стороны, гораздо чаще наиболее распространенное мнение верным и является – понятие «бритвы Оккама», хотя и несколько «притянутое» в целях статьи.
Просто необходимо еще раз повторить – низкий ОБЕРТОН еще не есть НИЗКАЯ ФОРМАНТА!
Тем не менее, низкая певческая форманта потому и называется ПЕВЧЕСКОЙ, что не является разговорной. Это продукт определенного взаимодействия физических, физиологических и акустических процессов (как следствия физики, физиологии, биомеханики) в организме человека. Причем, человека, управляющего своими реакциями на уровне буквально фокусника, то есть имеющего несравнимые с начинающим вокалистом данные.
В принципе, приведенных данных уже достаточно, чтобы утверждать, что низкие звуки голоса создаются вовсе не «трахео-бронхиальным резонатором», а именно глоткой.
Хотя можно привести и некоторые доказательства.
Известно, например, что чем ниже опустить гортань при пении низких звуков, тем более «насыщенными» они будут. Само по себе положение гортани не является ЕДИНСТВЕННОЙ причиной хороших низов. Не менее значимо в данном процессе состояние вокальных складок, их «толстость», под которой понимается полнота и плотность смыкания, положение языка, контролирующее надсвязочное резонаторное пространство, да и многие другие факторы тоже…
Низкий, плотный и громкий звук образуется именно при наиболее плотном смыкании голосовых складок, ведь они могут находиться в контакте в течение (по времени) до 70% своего цикла! Чем плотнее связки, чем больше разница в подсвязочном и надсвязочном давлении - тем мощнее звук, и тем он «груднее».
Как это можно сделать, чтобы сохранить высоту ноты? Ведь периодическое колебание – это синусоида на функциональном графике? Можно! И математика физических процессов это подтверждает. Сложное динамическое взаимодействие органов, функций и энергий, связанное и с давлением, и с вибрацией – возможно. Например, если при довольно сильном подсвязочном давлении складки начнут работать чуть медленнее, мы услышим ТОТ ЖЕ звук, несмотря на то, что, казалось бы, их вибрация не обеспечивает достижения нужной частоты.
Но, так или иначе, при пении все более низких звуков гортань ДОЛЖНА понижаться, вопреки установкам Сэта Риггса. Все дело в степени ее понижения и отсутствии влияния при этом на другие функции тракта, не менее важные. Это, увы, требование самой природы, а с ним не поспоришь…
Однако, что мы делаем, понижая гортань?
Мы расширяем глоточную полость! Правда, расширяем ее только «вглубь», а не «вширь», как надо бы, но квалифицированный певец умеет выполнять расширение глотки в обоих направлениях. И это следствие комплекса анкеровки, о котором никто из наших ученых не пишет достаточно вразумительно. Что дает удивительные возможности для создания нужных формант. Без всякого «грудного резонатора».
Тем более, что понижая гортань, мы никак не влияем на увеличение или уменьшение объема своей трахеи, то есть если предполагать, что низкий обертон создает именно она, то он при любом положении гортани должен был бы оставаться в спектре величиной постоянной, а это не так…
Кроме того, ни в американской, ни в итальянской вокальной науке не рассматривается НПФ. Спектр голоса расценивается, как набор из формант F0 (основная, создаваемая складками – в ней содержится основной высотный тон ноты), F1 (глоточная, низкая), F2 (ротовая, средняя) и F3 (высокая певческая, возникающая в надгортанной полости при умении певца эту полость создавать).
Думаю, не нужно добавлять, что прекрасных певцов что в Америке, что в Италии, что в других странах не менее, а даже более много, чем в России. И изучались их голоса не менее тщательно, а даже более скрупулезно. Выводы же о существовании именно НПФ ученые не сделали. Проглядели? Вряд ли…
Но, поскольку тема статьи все же не НПФ, а пресловутый грудной резонатор, необходимо добавить, что и сам профессор Морозов не приписывает НПФ целиком и полностью именно ему одному.
«Таким образом, если в формировании ВПФ участвует один надгортанный резонатор, то в образовании НПФ - два, причем самых крупных резонатора: ротоглоточная полость в целом и трахеобронхиальная полость. При этом вклад грудного резонатора весьма велик.»
Морозов «Резонансная теория искусства пения»
Как видите, за низкую певческую форманту профессиональных оперных голосов (другие-то не исследовались) отвечает РОТОГЛОТОЧНАЯ ПОЛОСТЬ В ЦЕЛОМ по мнению В.Н.Морозова.
Тот, кто «дружен» с семантикой и может читать «между строк», поймет, что если бы Морозов признавал главенствующую роль грудного резонатора во всем процессе, то написал бы, что «весьма велик» вклад резонатора ротоглоточного… Однако, написано иначе…
Вклад же грудного резонатора, хоть по его же мнению и «весьма велик», но только в чем этот вклад состоит? Цитата из той же работы:
«Другой резонатор НПФ - трахеобронхиальный (или грудной) - работает уже по типу закрытой органной трубы, выполняя роль нижней резонирующей камеры, устанавливаемой в язычковых органных трубах под вибратором и сонастроенный с верхней основной трубой для стабилизации колебаний язычка. Подобно этой нижней камере, известной у органных мастеров под термином «башмак» (Музехольд, 1925, с. 32), грудной резонатор свое влияние на спектр звука оказывает путем воздействия на режим колебания голосовых связок (Ржевкин, 1936).»
Так что грудной резонатор не дает низкий обертон, и если и участвует с процессе пения (но пения профессионального, да еще и классического), то лишь как некая вспомогательная система, облегчающая связкам процесс создания сильного звука классического характера.
Иными словами, если «низкий гул», уловленный вибродатчиками, все же имеет отношение к резонансу в трахее (что, как вы понимаете, не может трактоваться однозначно), то этот гул, эта гуляющая внутри трахеи не слишком сильная низкочастотная звуковая волна не «выскакивает» наружу в виде низкого обертона при пении низких нот.
Она лишь помогает связкам работать более щадящим образом, чем они работают БЕЗ этого «гула». Но вот чтобы добиться у себя такого эффекта, нужно быть «Шаляпиным».
В современном же вокале это и не нужно, и не приветствуется, и не наблюдается.
Не стоит думать, что «низкие ноты усиливаются в груди», все совсем не так.
Тем не менее, несмотря на то, что современная наука развеяла миф о существовании в голосе человека грудного резонатора именно В АКУСТИЧЕСКОМ СМЫСЛЕ этого слова, мне не хотелось бы, уважаемый читатель, чтобы вы подумали о «крахе» всех вокальных концепций.
Вне зависимости от отсутствия акустического резонанса под нашими голосовыми складками, никто не отменяет очень важную роль вибро, баро и проприорецепции в «нащупывании» верных координаций работы всех частей нашего вокального механизма.
То, что низкие звуки дают совершенно отчетливую вибрацию в груди, а высокие – в костях и тканях головы – никто сомнению не подвергает. Просто причина этих вибраций в другом, не в резонансе в трахее.
Вибрационные ощущения, «ощущения внутри» (проприорецепция) глотки, рта, носовых пазух – одни из важнейших индикаторов певца, особенно учащегося. Они являются надежными помощниками, если певец работает над вокальной техникой, ища наиболее оптимальные положения своих органов для производства требуемого характера и тембра звука.
И это в вокальной педагогике давно известно и с успехом используется.
Но мифы нужно развеивать!
Да и, кроме того, достаточно много «малограмотных» педагогов, а также людей, которые пытаются вокальные премудрости постигнуть самостоятельно. Привычка считать наличие «грудного резонатора» объективной реальностью часто загоняет учащегося в «петлю Мёбиуса».
Считают, что грудной звук рождается в груди (а головной – в голове), и это заблуждение часто приводит к страшным последствиям для голоса! Тащат «грудь на уши», загоняют гортань в неведомые глубины, неимоверно усиливают воздушную подачу… Знакомо? А ведь подобные действия кажутся вполне верными, если считать, что грудной резонатор на самом деле есть.
Вроде как – толкнешь воздух посильнее, вот тебе грудной резонатор его побольше и усилит, и звук будет погромче…
И к каким последствиям такие действия, как правило, приводят? Вот именно – к травмам, голосовой усталости, глухому и невыразительному тембру. Это если только часть взять…
Объективная реальность такова, что низкие, громкие, мощные ноты поются, оказывается, совершенно без участия «груди», поскольку – ее нет. Но ведь звуки-то есть! И значит, нужно абстрагироваться от старых замшелых «истин» и понять, что наш организм все богатство своей палитры звуков производит иначе, чем, возможно, вам казалось раньше.
А приняв такую информацию – задуматься о том, что для получения качественного голоса, в том числе низких нот, низкой форманты «грудной резонатор» совершенно не нужен! На чем и построены наиболее передовые технологии воспитания голоса – щадящие и действенные, что самое главное.
Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник