А.Васильев | октябрь 2014
«На свете очень много интересного, но очень мало тех, кто этим интересуется...»
В российской вокальной науке и педагогике понятие «грудной резонатор» давно является одним из основных «столпов». Усомниться в его роли – это, практически, кощунство, ну а усомниться в его присутствии – просто ересь!
Я неспроста употребил существительные, ассоциирующиеся у нас с вопросами религии, веры. Именно потому, что наличие и роль резонанса в груди (а именно в трахее и крупных бронхах) – это, скорее, постулат веры вокалиста, чем физический факт.
В данной статье я постараюсь описать и подчеркнуть ряд несоответствий, неких «моментов», которые заставляют усомниться в незыблемости принятой концепции. Да, хочу сразу сказать, что несмотря на то, что буду стараться придерживаться правил «Вокальной механики» - то есть говорить попроще, но физические процессы довольно сложны. И хоть на формулы переходить не буду, сразу хочу предупредить читателя, что статья достаточно сложная для восприятия ее неподготовленным человеком.
Итак.
Сама сущность явления АКУСТИЧЕСКОГО резонанса (именно этого вида, поскольку понятие «резонанс» связано далеко не только с акустикой) описывается на нашем сайте в статье «Постановка голоса. Направлять ли звук в резонаторы?», так что еще раз описывать его я не буду.
Известно также из множества русскоязычных источников, причем далеко не только сетевых, а, в первую очередь, литературных, что голос человека – набор неких «спектральных всплесков», которые именуются ФОРМАНТАМИ, и за получение каждой конкретной форманты отвечает некая полость в вокальном тракте.
Причем, к одной из главенствующих полостей, ответственных за создание низких обертонов, у нас, в России, относят полости, находящиеся ниже звукового генератора – трахею с рядом примыкающих к ней крупных бронхов.
Казалось бы, как можно в этом усомниться? Если в момент фонации низких нот (особенно если их поет хороший певец, да еще и бас, баритон) приложить руку к его груди, то в пальцах, в ладони отчетливо воспринимается существенная вибрация. Говорят, что такой мощный звук рождается именно в груди, больше ему «нет места»!
Однако, акустический резонанс – явление «жесткое»! Он не может существовать где-либо, кроме полостей, заполненных воздухом! И, при этом, данные полости должны иметь определенный объем!
Наши легкие тоже заполнены воздухом, если этого не будет, мы не сможем жить. Но ведь никто не говорит, что легкие – резонатор? Естественно, поскольку внутренняя структура этого органа очень далека от той, которая требуется для возбуждения резонансного процесса.
Единственная «подсвязочная» полость, которая теоретически готова к резонансу – это именно трахея и примыкающие к ней крупные (именно КРУПНЫЕ) бронхи.
Однако существование процесса резонанса (акустического!) возможно только при определенных условиях. И ПЕРВЫМ ТАКИМ УСЛОВИЕМ является открытость полости во внешнюю среду.
В свое время (XIX век), изучая процесс акустического резонанса, Гельмгольц использовал некие полые стеклянные сосуды-шары, имеющие ДВА отверстия – одно (горло) использовалось для посыла воздушной струи, второе было пассивным. Приложив к нему ухо, ученый мог слышать тон резонатора, на который тот «отзывался» - то есть резонансную частоту.
То есть – ЛЮБОЙ АКУСТИЧЕСКИЙ РЕЗОНАТОР ДОЛЖЕН БЫТЬ ОТКРЫТ ВО ВНЕШНЮЮ СРЕДУ!
Вопрос – а как открыта во внешнюю среду трахея, если на пути воздуха сомкнутые голосовые складки?
Вполне может возникнуть возражение – голосовые складки не сомкнуты, они вибрируют, то есть голосовая щель периодически, с частотой фонируемой ноты, открывается. И вот в этот момент усиленный «грудным резонатором» обертон и «проскакивает» дальше, в постоянно открытые полости – надсвязочную часть гортани, глотку и рот.
Все бы ничего, если бы связки работали, как шторки – сомкнулись-разомкнулись. То есть поступающий снизу воздух вообще никакого бы влияния на их работу не оказывал. Колышутся, как флаг на ветру… Но это же не так!
Тогда невозможно было бы создать усиленное подсвязочное давление, которое является основой изменения громкости голоса.
Воздух через связки проходит не «непрерывным потоком», а ПОРЦИЯМИ! То есть наши связки работают подобно КЛАПАНУ, своеобразному «ниппелю», а вовсе не являются пассивной структурой. Да, наложить модуляцию, то есть определенные частоты, на воздушный поток, создав тем самым первичный «бульон» звука, могут только они. Однако модулируется не ВЕСЬ ПОТОК В ЦЕЛОМ, а каждая его отдельная порция, хоть чередование этих порций происходит очень быстро, что для нашего уха просто сливается в один непрерывный звук.
Ну, мотор автомобиля, особенно на высоких оборотах, тоже ведь не издает звука непрерывного, там чередуются фазы работы системы впрыска топлива с его взрывом и толчком поршней. Просто это настолько быстро происходит, что на слух мы слышим непрерывный мощный «зум-зум», например. Да и мотор автомобиля имеет только один выход во внешнюю среду – выхлопную систему, которая, кстати, буквально «орет», если на пути выходящих газов нет устройства, называемого глушителем.
Но организм – не двигатель, естественно. Само наличие под складками в момент фонации области повышенного давления и говорит о клапанном механизме работы системы. Как бы оно могло создаваться, если бы на пути воздуха были «шторки», а не «клапан»?
А раз так, то даже если резонансные процессы под складками и происходят, то их результата мы не слышим.
Самый простой пример этого явления – сильный ветер «относит» слова. Думаю, вам приходилось петь при сильном ветре? Или говорить? Или кричать кому-нибудь какой-нибудь призыв?
Например: «Эй! Сюда!»
Тогда, наверняка, вы не раз замечали, что если ваш крик, ваш звук «против ветра», то его просто не услышат во многих случаях. А если и услышат, то не низкий тембр, а наоборот – высокий. Чем «писклявее» крикнуть, тем больше вероятность, что услышат. То есть низкая частота, низкие обертоны «против ветра» распространяются гораздо хуже, чем высокие.
Данный пример, конечно, лишь некая аналогия тому, что происходит внутри нашего организма. Там другие условия и расстояния. Скажем, если приблизить ухо ко рту крикнувшего человека на расстояние длины трахеи (а это всего 10-15 сантиметров), то порыв воздуха, который «унесет» звук, должен быть на уровне скорости и силы смерча!
С другой стороны, звук голоса – это не звук трахеи, это уже усиленная и отфильтрованная верхними резонаторами сложная по спектру воздушная волна, в которой низкий обертон не слишком силен… То есть вы должны понимать, что пример «пения против ветра» не является ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ тех или иных процессов, он служит для понимания того, что звуку гораздо сложнее распространяться в направлении против тока воздуха, чем в «попутном».
Еще пример - вибрацию голосовых складок, вызывающую звук голоса, часто совершенно справедливо сравнивают с вибрацией губ трубача, ведь генератором звуковой волны при игре на этом инструменте служат именно губы.
Если трубач исполняет низкую ноту, то его губы воспроизводят низкочастотную вибрацию, а усиливается она в самой трубе. Резонанс происходит именно там. Почему же никому не приходит в голову считать внутренние полости музыканта резонатором? Да потому что резонанс во рту или глотке не возникает, хотя должен был бы, ведь система ротоглотка-губы-труба очень похожа на систему трахея-связки-ротоглотка…
В то же время голосовые складки окружены не только средой воздушной, они же не «висят» в некоем вакууме сами по себе, они являются частью всего организма. Почему это важно?
Так как статья в целом довольно велика, я разбил ее на несколько частей просто для удобства восприятия материала. Так что продолжение - в следующей части...
Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник