Заголовок

Баритон в роке и других стилях современной музыки

И.Рамзина | ноябрь 2012

Из предыдущей статьи о баритоне должна стать понятна одна очень важная мысль – средний тип голоса, являясь наиболее распространенным среди мужского населения планеты, таит в себе наибольший потенциал.

Потенциал – вещь скрытая, «латентная». Пока он не реализуется в то, что можно «пощупать», в данном случае – услышать, говорить о нем можно сколько угодно. Можно что угодно утверждать и доказывать, при этом любые сентенции будут голословными. ДОКАЖИТЕ! Делом…

Давайте попробуем.

Первое доказательство находится в «недрах» классического вокала. «Звездных» баритонов на оперной сцене больше, чем теноров. Пусть никто не считал их количество с точностью до единицы (хотя, наверное, это было бы интересно со статистической точки зрения), но, я думаю, знатоки и любители классического мужского вокала со мной согласятся. Если отбросить в сторону вкусовые пристрастия и постараться взглянуть объективно – то баритонов больше. Что закономерно.

Классическую музыку не интересуют индивидуальные отличия, наоборот, воспитание голоса должно приводить к определенной «модели», ведь партии опер написаны для тенора или баритона, а не для Киркорова, Билана, Расторгуева или Кипелова. А на современной сцене именно индивидуальные отличия, «узнаваемость» конкретного голоса – залог успеха данного, конкретного вокалиста!

Среди певцов, работающих в жанрах современной музыки, баритонов тоже не мало. Особенно в роке. А еще точнее – в русском роке, хотя один из признанных «столпов» стиля, группа «Металлика» тоже имела вокалиста-баритона.

А наши мэтры известны всем:

Характерное рОковое звучание голоса лучше создается баритональным типом. Тенору удобнее петь выше, но тембр тенора далеко не всегда предпочтительнее баритона. Вот пример песни, где первую часть отрывка поет тенор (Билли Джоэл), а вторую – баритон (Рэй Чарльз). И что? Баритон, при этом, проигрывает тенору?

*****

Вернемся в классику. Не зря композиторы-классики писали партии опер для конкретного типа голоса. Они, как профессионалы, как люди с исключительно тонким музыкальным вкусом и слухом прекрасно понимали, какой персонаж КАКИМ тембром должен петь. Поэтому Ленский в «Евгении Онегине» - тенор, а сам Онегин – баритон! Ведь опера – это спектакль, а не шоу!

Старый анекдот: «На экзамене по ЛИТЕРАТУРЕ в музыкальном ВУЗе студенту задают вопрос: «Скажите, а кто такой Онегин?» Студент, подумав: «Баритон!»

Реалии нашей жизни неотделимы друг от друга, типы голосов – лишь одна из множества черт значительно более важных и глубинных процессов. Дорогие мужчины, знайте, что БОЛЬШИНСТВУ женщин нравятся именно баритональные голоса! В какой-то степени это наблюдение подтверждено фольклором, а не только выбором Чайковского.

Известно с давних времен, что о певцах на театральных подмостках рассуждали таким образом: «Все басы – пьяницы, баритоны – бабники, а теноры – дураки!»

Не обижайтесь, пожалуйста, на эту фразу, не я ее придумала! Фольклор есть фольклор, хоть и театральный! В конце концов, зависимость интеллекта от цвета волос у женщин тоже обескураживает – раз блондинка, то «глупа, как пробка»? Обидно! Разве дело в волосах? Но… Фольклор – это мнение народа, отражение некоего стереотипа… А с ним не поспоришь.

*****

«Нелюбовь» к баритональному типу голоса – часто встречающаяся у молодых мужчин эмоция, отношение к своей и чужой природе. За что ж его не любить? Все просто – за невозможность с ходу, без развития голоса петь песни, написанные в тесситуре для более высокого типа – тенора.

Но, уважаемые баритоны! Теноры ведь испытывают те же самые чувства! Потому что по-настоящему «классная» вещь, написанная для высокого мужского голоса, требует существенных возможностей и от тенора! Если неподготовленный баритон сваливается в фальцет после Ре первой октавы, то тенор – всего лишь после Фа. Ну, в среднем, конечно. Разница-то невелика - полтора тона! Голос все равно нужно развивать.

Ах, как хотим петь, «как Лепс»! А ведь Лепс – баритон! Пожалуйста, убедитесь сами:

Григорий Лепс решает проблему высоких нот, пожалуй, самым оригинальным на российской сцене способом – он, «не мудрствуя», уходит в головной регистр. Причем головной у Лепса – практически чистый, это своеобразный «лепсовский» микст (с явным преобладанием в ряде нот именно головного регистра над грудным), просто настолько хорошо и оригинально он владеет голосом, настолько развил свою манеру. Даже можно предложить такое название – «Лепсус». Между «Лексус» и «ляпсус» - богато, красиво, современно и необычно, при этом совершенно не похоже на классику! Вот послушайте:

Или кто-то решил, что это – фальцет?!

Есть еще одна причина «нелюбви» к баритональному типу голоса – мало кто из наших молодых вокалистов стремится петь оригинальные песни, то есть свои собственные, подавляющее большинство «снимают» чужие (англо-американские!), а на современной сцене высокий тип голоса действительно превалирует, в любых стилях. Но ведь вне моды и баритоны могут решать вокальные задачи ничуть не хуже!

Конечно - не рок, но не одним роком, как говорится… Но есть и очень неплохой рок!

Существует мнение, что рок-вокалисты баритоны чаще встречаются в Европе, точнее в Скандинавии и Германии. Пожалуй, с этим нужно согласиться. Все-таки США и Англия, задавая моду, выводят на первые места именно высокие мужские голоса, откуда, собственно, и у нас эта тенденция появилась.

Однако, сегодня очень популярны балладные песни, в основе своей имеющие (парадокс!) британские корни. И их превосходно поют баритоны, даже, может быть, лучше, чем теноры. Корни-то – народные, а в народе баритонов больше – статистика!

*****

Вернемся в Европу. Вокалист «Therion» - швед Матт Левен. Невозможно пройти и мимо такого мощного немецкого «рок-танка», как «Раммштайн»:

Правда, на мой взгляд, это не вокал, а что-то вроде речитатива. Но о вкусах не спорят.

Существовало и такое «явление», имеющее немецкие корни, как группа «Супермакс». Дискотечные площадки сотрясались от ритмичного и «тяжелого» диско, в свое время эта команда «гремела» в России не меньше «Queen», хотя и ничего общего с ними не имела:

Согласитесь, ни один тенор не споет столь же «мясисто» низ малой и верх большой октавы! А развить голос вверх баритону не сложнее, чем тенору. Все друг другу подобно! Те же упражнения, и тот же подход. И в этом – потенциал баритона!

Основоположник соула, Рэй Чарльз, тоже баритон:

*****

«Ой, раз я – не тенор, а баритон, то петь, как Ламберт, не смогу!» КАК ЛАМБЕРТ споет только сам Ламберт! Для этого мало иметь такой же тип голоса. Но превалирование на «эстраде» высоких голосов создает ложное впечатление об их всесилии. И хочется быть таким же, приобщиться к успеху…

Подражание, стремление быть «как все» хорошо в армии, на конвейере завода, да и, отчасти – в обыденной жизни. В искусстве «быть, как все» нельзя! Это путь к деградации, путь «в никуда»! Только индивидуальность приветствуется в данной области человеческого самовыражения! Не будь похожим ни на кого – и тебя заметят! Иначе – тебя невозможно отличить от массы таких же…

Когда я пишу эти строки, по Первому каналу идет передача «Голос». Проект американский, благодаря которому мир узнал множество будущих «звезд». Того же Ламберта… Очень хорошо, что он (проект) пришел и в Россию, ведь хорошая идея хороша везде! Обратите внимание на жюри – Градский, Агутин, Пелагея и Билан. Достойнейшие во всех отношениях вокалисты! Прославившиеся именно своей индивидуальностью, непохожестью, олицетворяющие собой идею уникальности. Вот уж не скажешь с сарказмом: «А судьи – кто?!» Судьи – право имеют, они его заслужили на деле. Правда, голоса-то у них у всех высокие….

Отвлеклась…

*****

Баритональный ТЕМБР – главное богатство этого типа голоса. Причем, даже на «теноровых» верхах тембр баритона «выглядит» во многих случаях предпочтительнее, поскольку более богат обертонами, такой «мужской» составляющей голоса.

Эти высоты баритоны могут петь методом микстования, «смешивания» регистров. В современных стилях, конечно, такой технический прием звучит совершенно иначе, чем в классическом понимании. Даже новое понятие появилось – рОковый микст (причем, далеко не только у баритонов!). И оно имеет право на существование, характерность его звучания существенно отличается от микста, принятого на оперной сцене.

Подвохи природы (например, мутационный период, понижающий мужской голос) нужно преодолевать, добиваясь поставленной цели. Мужчины вы, или нет? Справившись с трудностями, вы лишь «уважать себя заставите». Непреодолимых барьеров не бывает.

И один из путей преодоления – развитие своего головного регистра, который может простираться практически до максимальных возможностей тенора. Ну – те же один-полтора тона разницы! Так и репертуара, где мужской вокал требовал бы Ми-Фа второй – почти нет, а подняться к Си1-До2 для баритона – вполне возможно. Просто несколько по-другому будет звучать голос, по-своему, не похоже ни на классических певцов, ни на теноров, поющих попсовые песни. Так и хорошо, что по-другому!

Так что развитый профессиональный баритон иногда воспринимается, особенно в роке, как более высокий тип голоса.

БАРИТОН – в этом слове слышен львиный рык монарха. Не надо сомневаться или бояться, надо работать…

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник


Подвал Яндекс.Метрика