Заголовок

Голос тенор в современном вокале

И.Рамзина | октябрь 2012

Эта статья продолжает тему о теноре, высоком типе мужского голоса. Так нужно современному вокалисту знать свой тип, или не нужно? Продолжим разговор.

Тенор – голос, определенным образом проявленный на определенном диапазоне ОБЕРТОНАЛЬНО. Если этого соответствия представлениям нет – говорить о теноре не приходится. Можно говорить лишь о высоком голосе.

Высокий голос отличается природной способностью на высоких нотах создавать вокальный звук с преобладанием грудного регистра. Насколько высоких? Среднестатистически – на участке Ми первой – До второй октавы. Примеров не привожу, они есть в предыдущей статье.

В этом все дело! В примеси «груди»! Такой звук проявляет себя, несмотря на его высоту, как более обертональный, мясистый, «мужской»... «Мясистости», «плотности» на высоких нотах хочется всем вокалистам. Это – следствие слуховой привычки, идея распространения грудной манеры пения на как можно более широкий диапазон. Корни, кстати, в народном вокале. Но подобное желание – следствие моды, а она, как известно, вещь переменчивая.

В 30-40-х годах ХХ века блистал вокал Любови Орловой (это в Советском Союзе), А за границей блистали другие голоса, не менее высокие, потому что была мода на сопрано. МОДА. А сегодня востребованы иные женские голоса. Это – к слову.

Аналогично, сейчас мода на высокие мужские голоса. Не важно, что высокий голос у мужчин (объективно) достаточно редкое явление. Тем лучше, шоу-бизнесу проще отсеивать массу обращающихся. Раз ты не тенор – погуляй, пока, ибо нужны другие… При этом теноров по типу голоса тоже не берут, ведь мало иметь высокий тип голоса, нужно еще уметь им пользоваться.

Современный хороший, качественный мужской вокал вовсе не определяется обязательно высоким типом голоса. Он определяется его развитостью, индивидуальными отличительными чертами.

С.Пенкин “Feelings”

Сергей Пенкин – баритон. В характеристике «тенор» для современного вокалиста много вредного. Сама характеристика ставит рамки, а рамки (как и рюмки) всегда мешают.

*****

Вернемся к тенорам.

Налицо совершенно разная манера пения, характер звучания голоса, и, конечно, разная вокальная техника.

Для классического тенора, До второй октавы является показательной нотой, потому что это – предел партии в большинстве классических оперных арий, написанных для данного типа голоса. Коль скоро рабочий диапазон качественно достигает До второй, то - тенор!! Но слово «качественно» имеет отношение к вокалу классическому! Мало спеть До второй, его нужно спеть с «мясистостью» взрослого вокалиста и «классическим» характером звука. А молодежь не хочет учитывать это обременение. Ну, естественно, если сравнение не в мою пользу, я просто не замечу такого факта…

При таком подходе знаменитый голос Лучано Паваротти превращается в «средненький» вокал… Если этой ноты достигают 15-летние мальчишки, то они, получается, уже Паваротти… ХАРАКТЕР звука, как бы, оставляем «за кадром», так приятнее, «линейкой» меряем…

Спросите оперного педагога, Лазарев – тенор? Он ответит: «Дайте услышать его «До»…». Он не сомневается в диапазоне, его интересует ХАРАКТЕР, КАЧЕСТВО звука.

Тренировочный диапазон певца может (и должен) уйти дальше, пусть до Ми второй. Иначе хорошая До не получится! Процессы «передачи» тембра от одного регистра к другому – не скачкообразны! Они постепенны! Если, конечно, рассматривать РАЗВИТЫЙ и ПОСТАВЛЕННЫЙ голос. Скакнув «петухом», звездой не стать.

КАЧЕСТВЕННО, с точки зрения классики, должна звучать нота До, после нее ухо эстета услышит искажения. Причем, это важно, искажения услышит, зачастую, не «ухо» слушателя, а его «память». Не привыкшая вообще к звучанию мужского голоса выше До второй. Вопрос привычки, которую принято называть вкусом!

Голос Валерия Меладзе, по типу – высокий, воспитан в традиции классической. Пусть и не «оперной», а «эстрадно-джазовой». Может быть, поэтому у тенора Меладзе нет нот выше До?

А современный вокалист, и не обязательно с высоким голосом, будет петь выше просто потому, что у него и его слушателя уже изменилось ОТНОШЕНИЕ к характеру звучания. Ноты РЕ, МИ второй, которые слушатель «классик» назовет «кошмаром», для публики, имеющей другой вкус, будут «обалденными»! Чистый мужской головной голос, невозможный в традиции, прекрасно используется в вокале современном!

А.Ламберт “Feeling Good”

Steelheart “Sheila”

То есть, ФИЗИЧЕСКИ, петь выше можно, и еще как можно! Обязательно ли при этом быть тенором, головной голос ведь доступен всем типам? Вот именно, не обязательно!

*****

Тип голоса определяется по тембру. При этом, современный рокер, имея баритональный тембр (читай – тип голоса), споет «с мощёй» и До, и Ре второй октавы.


Как же так? А другая техника! Другое ожидание слушателя, другая мотивация искусства. А неопытный 18-летний парень, даже имеющий высокий голос, без фальцета не сможет и Ля первой спеть. «Значит, я не тенор?» Слезы…

Не типом голоса пробиваются стены:


Тенор? Может быть. А поет Соль большой октавы. Для тенора классического – слишком низко. А головным голосом – Ре второй, а свистком – До третьей. Какой у него тип голоса? Скажете, тенор, но не классический? Понятие «тенор» относится к классическому типу, его нельзя, как резину, «натягивать» в зависимости от собственных желаний. Не бывает «не немецкого Мерседеса» или «не итальянского Феррари», это не Мерседес и не Феррари, это что-то совсем другое.

Не в типе голоса дело, а в его развитости! Сравнение возможно, если сопоставлять объективно близкие величины. Рок-вокалист, имея баритональную окраску, обладает «в разы» более развитым голосом. Его не смущает, что он – баритон, ему на это наплевать, он поет так, как чувствует эту песню, он ее написал и выстрадал. И не для того, чтобы по ней определяли тип его голоса, а потому что - ПЕСНЯ! Ее по-другому не споешь! Эмоционально не передашь! Может, и споешь, «кавернув», но первый исполнитель именно ТАК ее прочувствовал, и хотел именно ТАК ее спеть, а не иначе. А второй в СОВРЕМЕННОМ вокале – всегда не первый…

*****

Есть в медицине термин – «эффект плацебо». Для тех, кто не знает, поясню – это эффект воздействия бесполезной таблетки, если внушить пациенту, что лекарство действенное. Глотает человек витаминки и выздоравливает, а все потому, что ВЕРИТ в их лечебный эффект. Хотя сам врач знает, что прописал «плацебо». То есть, практически бесполезные вещества.

А организм ВЫЗДОРОВЕЛ! Посмотрите в Интернете, это уже не подвергается сомнению, такой эффект давно изучается наукой, но, пока не известно, что именно вызывает выздоровление. Наверное – ВЕРА. Сорри за тафтологию…

Сегодня отнесение голоса молодого человека к тенору, высказанное теми, чье мнение он считает значащим, вызывает, скорее, обратный эффект. Поясню.

Раз тенор, значит смогу петь как… Вера удесятеряется, но ею, зачастую, все и ограничивается . Важен сам факт употребления слова «тенор». Этим, кстати, манкируют и многие педагоги. Не хочу обвинять, но как можно однозначно утверждать, что голос – тенор, если юноше 15-16 лет?! В данном случае говорить о теноре или баритоне просто рано, тенор через пару-тройку лет может стать баритоном, а баритон – басом. А может и не стать, оставшись высоким голосом.

Скорее, смысл такой: «Отвяжись, тенор ты, тенор…», - и пошел парень счастливый домой… Конечно, в этом возрасте у мужчин, начавших петь несколько раньше, лет с 9-10, голос певческий, в любом случае, будет, он ведь развивался, при этом будет довольно высоким. Но не факт, что таким останется.

А получивший «пилюлю» молодой вокалист счастлив, и «забивает» на работу, на тренировку голоса. Только в медицине-то работает организм, а в вокале нужно работать самому, ничего не появится «по воле провидения».

Если тип голоса считать основным фактором, то психика услужливо подскажет, сравнит себя со «звездами» и успокоит. А через пару лет она же (не дай Бог!) сорвет связки… Говорить нужно ПРАВДУ, а не то, что хотят услышать молодые мужчины!

*****

Тип голоса – не панацея, важнее – индивидуальность и творческая составляющая, которая может сделать вокалиста «звездой» даже без уникальных голосовых качеств! Вспомним Виктора Цоя, высоко не пел, но стал кумиром! Так что, не загоняйте себя в рамки традиции! Высокие-то ноты петь нужно НАУЧИТЬСЯ все равно! Даже высокий тип голоса – еще не «достаточность» для получения этого навыка. При этом, как следует из вышесказанного, «необходимостью» он тоже не становится. Высоко петь можно и с более низким. Ведь не о классике речь. А тенор или не тенор…

Хорошему певцу это совершенно не важно, тип голоса не должен мешать, как хорошему танцору (в известном анекдоте) не должны мешать … Знающие анекдот, «допишут» недостающее слово сами.

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник


Подвал Яндекс.Метрика