И.Рамзина | январь 2012
Здравствуйте, подскажите, если возможно. Начал петь около двух лет назад, сейчас мне 19 фактически, жутко форсировал, использовал высокий микст (ну или головной, не знаю, как верно) и фальцет более тихий и мягкий, пел много, учился на песнях Лепса. Петь получалось, но, в итоге, не без последствий. Появились певческие узлы и несмыкание.
Узлы пролечили, они сошли, слава Богу, и вот уже полтора года, как все в порядке, но одумываться я начал лишь недавно, а буквально полгода назад. Работал в том же режиме и, как следствие, насколько я понимаю, у меня были частые несмыкания, уставал грудной голос, а вот микст (головной) и фальцет вовсе пропадали - был сип, а не звук.
На данный момент учусь в муз.училище на академ вокале, фониатр после голосовых режимов и процедур сейчас сказала, что связки в порядке, и можно спокойной заниматься; фальцет и головной голос появились, но тяжело использовать, ощущение, как будто не могу сомкнуть до красивого чистого звука. На «И» я могу сказать, что получается, а вот на «А», «Э» сразу чувствую сип и трудности.
Обычно, если все в идеале, если не болеть и не перегружаться, то все само по себе появлялось, но не на длительное время, если точно, то буквально месяц назад было нормально, я чувствовал свободу, легкость, а потом чуть перегруз, холод или еще что-то, и все напрочь исчезало до полного сипа.
В общем, я в путанице. Как быть сейчас, когда уже врач сказал, что связки здоровы, и все не так печально, как раньше, но все равно головного и фальцетного звучания спокойного, как говорится «расслабился, рот открыл, и звонкий фальцет пошел», а на опоре так вообще звук, как у сопрано или как у power-метал вокалистов, сейчас нет.
Что делать, подскажите, просто ждать, или, может, есть какие-то выходы, решения таковой проблемы? Голос по окрасу и диапазону - тенор.
Леонид
Для начала я хотела бы «восстановить» хронологию событий. Итак, вы 2 года назад начали вокальные занятия (ну или просто начали петь так, как считали нужным). В течение ПОЛУГОДА занимаясь этим делом, в конечном счете заработали узлы.
Далее произошло лечение и, по мнению врачей, успешное. Вы решили, что раз все вылечено, то можно продолжать петь в «том же ключе», как и раньше. Пели так еще год (или около), постепенно отмечая, что уже не удается С ТЕМ ЖЕ КАЧЕСТВОМ воспроизводить звуки, которые раньше, до «срыва» давались легко.
За этот период поступили в муз.училище (где, кстати, вам стали преподавать академическое пение!) и вот недавно, осознав, что того, «старого» голоса, несмотря на обследование у фониатра, голосовые режимы и процедуры, у вас по-прежнему нет, обратились с вопросом. Вернее даже, не голоса прежнего нет, а его качество «то есть, то исчезает». Правильно понимаю?
Если правильно, то в принципе произошла естественная ситуация. У нас ничто не восстанавливается (при серьезных повреждениях) на 100%. На 90, на 80, но на 100 – никогда. Сломанная и нормально сросшаяся рука или нога, порванное, но вылеченное сухожилие и т.д. все равно будут «слабым звеном», как бы успешно не оценивалось их лечение. Се ля ви, как говорят французы – такова жизнь!
Я не исключаю, что не только голосовые связки вы повредили при получении «узлов». Узлы могли быть просто ЕЩЕ ОДНИМ из многих других последствий. Ведь при форсировании можно травмировать не только сами связки! Гортань – инструмент очень тонкий, и там очень много всякого-разного. Не подумайте, что я подвергаю сомнению квалификацию врачей, которые вас лечили, просто не имею права, так как я не врач и, естественно, многое мне неизвестно. Да и смысла в этом нет, ибо это уже прошлое.
Ведь вас интересует, как быть сейчас и дальше!
Выход из положения, увы, будет достаточно длительным. Вы «свалились в пропасть», а выбираться из нее уж гораздо дольше, чем в нее падать. Банально, но… Зато справедливо.
Придется отказаться, и, возможно, НА ГОДЫ, от холодных напитков и продуктов (мороженого, например), стараться максимально не допускать холодный воздух в гортань (дышать носом на улице в холодное время, а не ртом), не позволять себе «экзальтированной» речи, стараясь разговаривать негромко и ненапряженно.
С тем, чтобы сохранить голос для ПЕНИЯ. Петь-то ведь можно и даже нужно! Но КАК петь?
Я много пишу на сайте о сущности ВОКАЛЬНОЙ КООРДИНАЦИИ. Может даже сложиться впечатление, что достаточно постигнуть, что это такое и научиться реализовывать этот принцип в собственном вокале, чтобы все проблемы разом решились. Решатся 80% проблем. Не все, но большинство.
После изменения тончайшего биологического механизма (после «срыва» голоса) нужно нарабатывать НОВУЮ вокальную координацию. Новый «баланс сил» внутри гортани. Привычное количество воздуха (сила голоса, иными словами) уже не годится для создания того же качества звука, которого вы достигали раньше. Оно должно стать другим. Каким? Не знаю, это нужно «подбирать» под каждый звук отдельно.
Вот вы пишете о сипе. Сип – первое свидетельство «пропускания» воздуха МИМО складок, говорящее о его ИЗБЫТКЕ. А как же тогда создать опёртый звук? Для изменившихся вокальных органов нужно найти тот воздушный поток, который даст опору. Придется менять привычку! Это не просто, и не быстро, но возможно. Добавлю «ложку мёда в бочку дёгтя» - совсем без сипа высокие ноты спеть не получится, он будет, но вот в какой степени?! Чем меньше – тем лучше.
Академ воспитывает у вокалиста достаточно серьезное (по сравнению с нетрадиционным вокалом) использование мышечных приемов, то есть в процесс фонации нужно включать не только сами складки, но и многое другое, находящееся рядом с ними. Однако, многие специалисты отмечают, что высокие голоса несколько иначе, чем средние и низкие организуют гортань при пении. Например, гортань тенору нужно опускать вниз далеко не в той же степени, что баритону. Это все очень «тонкие» моменты, но если вы при пении в академической технике существенно «затрагиваете» гортань, то возникающие напряжения могут сказываться на голосе отрицательным образом. Тем более, что вы наблюдаете «отрицательность» у себя. Врачи то говорят, что вокальные органы здоровы!
Советовать вам «вокал в речевой позиции», наверное, глупо, хотя... Вы учитесь академу, от вас все равно будет требоваться ИНОЙ звук. Я ведь не знаю, как вы пели, какой техникой, ДО возникновения проблемы. Возможно, именно РЕЧЕВОЙ, просто не задумываясь об этом. А сейчас стараетесь воспроизвести высокий звук, уже используя технику академическую. Но это ДВЕ БОЛЬШИЕ РАЗНИЦЫ!
Попробуйте разобраться, только ли случившийся с вами в прошлом инцидент повлиял на ваш вокал? А может быть, еще и новая вокальная организация? Академическая? Ведь академическому тенору фальцетом (головным звуком) петь не нужно, это не воспитывается в традиционном вокале. Попробуйте, одновременно с обучением в училище, самостоятельно «потрогать» другую вокальную технологию. В щадящем режиме, разумеется. Не исключаю, что голос начнет возвращаться к старым параметрам, но, конечно, не сразу, не забывайте о «пропасти».
Ну и, конечно, охранять голос! Писала выше. Независимо от вокальной техники охрана вам «прописана» на много лет вперед.