Заголовок

Как мне помочь моей дочке?

И.Рамзина | ноябрь 2011

Я решилась обратиться к Вам за помощью, потому что мне очень нужна консультация специалиста, которого мне в этой стране банально не найти. Дело в том, что моя дочь ОЧЕНЬ хочет учиться вокалу, а все мои попытки найти для неё преподавателя кончаются какими-то неудачами. Сразу оговорюсь, музыкальное образование в общем и целом здесь на каком-то пещерном уровне за огромные деньги. Музыкальных школ подобных российским здесь нет. Я сама ей помочь не могу, так как не имею музыкального образования.

Дочка проучилась год в так называемой "музыкальной школе", разучивала с преподавателем песни. Ноты, правда, не выучили за год. Очень мило. Теперь у нас есть преподаватель-частник, сам артист и певец в мюзиклах, театрах. То есть, это очевидно, петь он умеет. А учить, наверное, нет. А может моя дочка не очень одарённая, я не знаю.... Он с ней пробовал песню Кристины Агилеры «Бьютифул», теперь пробует Баха (Аве Мария), первые две строчки. Дочка очень старается, постоянно поёт, что-то пытается, но... Как оценила моя мама, когда-то давным-давно имевшая дело с музыкой, в ноты дочка не попадает, и, похоже, не понимает, где её ошибки в случае Аве Марии.

Я в растерянности и не знаю, что делать. Это очень трудное произведение для начинающих? Или нет? Какую цель преследует наш учитель? Моя дочка старается и пытается, но бьётся «как рыба об лёд». В чём тут дело? Учитель с ней занимается ещё недолго, только 4 занятия прошли, я вижу что-то положительное. Дочка стала по-другому дышать, в общем кое-какие сдвиги заметны. Но вот абсолютно фальшивая Аве Мария вводит меня в тупик. Возможны ли у Аве Марии какие-то вариации? Может моя мама где-то не права? Как мне помочь моей дочке? Я уже просто в отчаянии...

У меня не получается с учителями здорового в моём понимании контакта... Единственное, что я слышу, это «всё хорошо, Дженни делает хорошие успехи, всё отлично». Никакой критики, просто ужасно... И бросать его не хочу и не могу, так как дочка всей душой рвётся к пению и к сцене (у неё уже был опыт выступления здесь на центральной телепрограмме), а выбор педагогов крайне ограничен.

Татьяна (Германия)


Что касается столь обстоятельно заданных Вами вопросов, то и ответ мой будет обстоятельным, но… сначала, пожалуйста, ответьте на некоторые дополнительные вопросы. Эта информация поможет более полно представить картину в целом.
- каков возраст вашей дочки? В письме Вы об этом не говорите, а это важно.
- что за выступление у вашей дочки было на телевидении? Пела, танцевала, давала интервью?
- каким образом она потянулась к вокалу? Что было побудительной причиной?

Кроме того, ответьте или обратите внимание на ближайшем занятии, а потом напишите, как занятие проходит? Перед началом занятия обязательно должна быть проведена РАСПЕВКА – мероприятия по разогреву вокального аппарата, подготовке его к работе. Это делается? Далее обязательно выполнение определенных технических вокальных упражнений. Уже после «разминки». Только потом – сама работа с репертуаром (песней).

Вот пока все, ответьте, пожалуйста, тогда и мой Вам ответ будет полным и обстоятельным, поговорить-то есть о чем…


С удовольствием отвечу на Ваши вопросы:

- дочке недавно исполнилось 11. К вокалу потянулась она лет с 2-х. Помню, на ёлке в детсаду схватила микрофон и чётко, радостно и громко спела песенку. Народ аплодировал, она настолько задорно и с настроением спела.

- на телевидении пела песенку и пару минут разговаривала с модератором. Тут есть такая передача, каждое воскресенье прямая трансляция музыкальной передачи из Европа-парка (это такой немецкий Диснейленд). На эту передачу искали детей, желающих спеть в прямом эфире. Моя дочка сразу же туда «рванула», послала резюме, потом они звонили и вели с ней переговоры, она им даже пела по телефону, это было уже в 9 её лет. Её сразу же выбрали. Ей очень понравилось, прямой эфир, репетиции, камеры, местные «звёзды». Она была там очень в своей тарелке, заговаривала без всяких комплексов со звёздами, спрашивала.

- пела дочка всегда и с удовольствием. И поёт до сих пор. Везде, включая ванную комнату и туалет. Всегда рвётся к любой возможности спеть, будь-то какой-то конкурс или соло в школьном хоре.

- на уроках распевку я слышу. По крайней мере, я думаю, что это распевка. Вот про технические вокальные упражнения я не знаю.

Что происходит дальше, я как-то затрудняюсь сказать. Поют то одно, то другое. Отрывок из одной песни (Бьютифул Кристины Агилеры), потом Аве Марию, потом песенку Пеппи. Что это я не очень поняла, это что, примерка? Но к чему Аве Мария, не сложновато ли? Почему учитель берёт такой репертуар, когда заведомо понятно, что она не может ещё такого?

В общем, я совершенно в расстроенных чувствах...ПлачУ этому учителю очень немалые деньги и рассчитывала получить качественные занятия, чтобы дочка чему-то научилась. А что происходит, непонятно.

Или уж может моя дочь не очень одарённая к этому делу, но почему тогда такая тяга и такое желание петь?!


Теперь уже многое стало и мне понятно. Вы в своем втором письме уже и сами ответили на один из важных вопросов. В 11 лет петь то, что дает ей репетитор – рано! Это произведение для взрослых голосов, но, что самое важное, для взрослых мозгов. Гармония, мелодия, украшения, которые присутствуют во взрослых песнях, совершенно не годятся для детей, а это могут не учесть те, кто не обучался специально работе с детьми. Научить петь взрослого и ребенка – далеко не одно и то же. Да и не всякий исполнитель может быть педагогом…

Да, видно по вашему рассказу, что дочь очень тянется к вокалу, это неспроста, это обязательно нужно развивать и всячески помогать ей. Ведь для нее это уже не игра, в свои 11 лет она прекрасно понимает, что нужно учиться. Вы правильно заметили – откуда такая тяга? Так, на мой взгляд, проявляется талант. Я не хочу сказать, что она обязательно будет мировой звездой, для этого пути нужно очень и очень много чего другого, кроме желания, но вот если ее естественное желание не поддержать и не развить – потом будут справедливые обиды, что же вы, родители… Это я говорю, сочувствуя Вам в том, что действительно, в Германии найти вокального педагога, работающего с детьми…. В этом плане в России, конечно, возможностей гораздо больше. Тут ведь даже язык должен быть определенным, использующим понятийный аппарат и аналогии с теми явлениями, которые ребенку понятны. Педагог, занимающийся с детьми, вынужден постоянно придумывать какие-то сравнения, которые натолкнут ученика на то, как правильно… Слова «пой выше» или «пой ниже» и т.д. могут просто быть непонятны ребенку.

Мне кажется, что песенка Пеппи гораздо лучше для вашей дочери сейчас, чем Аве Мария

Вы писали о фальшивых нотах. Ну, это в сложной песне, понятно. А как она поет то, что соответствует ее возрасту, есть ли фальшивые ноты в этих песенках? Если нет – вот Вам ответ. Вокальная координация и музыкальная память развивается постепенно. Я, как-то, заинтересовалась детьми от 5 до 12, записи которых выкладывают на разных интернет-сервисах, набрала даже целую коллекцию. Обратила внимание на то, что в этом возрасте КРАЙНЕ МАЛОЕ КОЛИЧЕСТВО детей могут петь взрослые песни без фальши. Да, такие примеры есть, но очень редко, да и неизвестно, сколько и как с ними занимались.

С другой стороны, Вы пишете, что какие-то положительные сдвиги есть. Возможно, самый главный ответ и кроется в подборе правильного репертуара, с ПОСТЕПЕННЫМ усложнением задач. Ну и упражнения, конечно, обязательно должны присутствовать, любая вокальная методика – это набор специализированных вокальных и невокальных упражнений, без них научиться хорошо петь нельзя, это проверено веками. Так что репетитор ОБЯЗАН применять упражнения для развития различных качеств голоса, пением только песен этого не добиться. Кстати, вокальные упражнения тоже бывают разной степени сложности. Достаточно простые, которые применяют для развития необходимых вокальных навыков у детей, построены так, что ребенку нужно постараться, чтобы сфальшивить. Если ученик поет эти упражнения чисто, то говорить об отсутствии слуха ни в коем случае нельзя. Конечно, когда он перейдет к Агилере (в 11-то лет!) может сфальшивить, и не раз! Но это ни о чем не говорит, кроме того, что просто пока рано петь такую песню.

В России существуют даже целые студии, специализирующиеся на производстве вокальной продукции для детей. Эти песни поют на праздниках, на конкурсах, на уроках… Поверьте, почти никто из 11-летних российских детей не поет Баха (кроме учащихся в спецшколах, но уже давно там учащихся, с 5, с 6 лет!). Я бы предложила Вам найти через сеть такие песни, но понимаю, что Дженни поет не по-русски. А может быть, она поет по-английски? Тогда есть смысл покопаться в Штатах, там ведь тоже этим вопросом серьезно занимаются. Насчет Германии, конечно, не знаю.

Так что, думаю, стоит мягко поговорить с вашим учителем. Вполне возможно, что он неплохой педагог, но должен учесть реалии возраста, то есть подучиться сам и поискать более подходящий репертуар и упражнения, в конце концов, деньги Вы платите немалые.


Подвал Яндекс.Метрика