И.Рамзина | ноябрь 2014
Читаю Ваши статьи, у меня появился вопрос на счет статьи про регистры. Я выбрал определенный стиль и вокал, к которому стремлюсь. Это вокал Джареда Лето. Очень чистый, собранный, с большой амплитудой, элементами экстрим-вокала на верхах, очень интересно звучит под гитару и просто нравится мне. На одной из записей есть очень хороший момент, где он поочередно поет каждую ноту с шагом в пол тона - тон и доходит до Ля#.
https://www.youtube.com/watch?v=bJjH7KngQ1kУ - момент, начиная с 4 мин. 30 сек.
У меня создается полное ощущение, что поет он полностью в голосовом диапазоне, возможно форсируя последние 2-3 тона, но все равно очень чисто. А после Си просто переходит на скрим (или возможно этот прием еще как-то называется). Отсюда сразу много вопросов: правильно ли я понимаю услышанное, можно ли так петь (мне очень близка именно такая манера), что Вы посоветуете делать, чтобы добиться такой амплитуды с аналогичным способом звукоизвлечения? Мне 24 года, я пою с детства (еще в муз.школе ставили классический вокал), решил серьезно заняться вокалом пол года назад. На данный момент пою чисто без форсирования до Ре# - Ми первой октавы. С форсированием до Соль, иногда до Соль#. Мой педагог не говорит ничего о фальцете, распевая меня каждый раз в голосовом регистре. Раньше я не мог взять и Фа, и Ми давалась с форсированием, сейчас голос звучит совсем иначе, чище, звонче. Он говорит, что потихоньку и до Си распоемся. Но попав на Ваш сайт, я понял, что что-то в моих занятиях не то…
Роман
Во-первых, Роман, вы ошиблись, называя «грудной» регистр голоса - голосовым. Хотя и название «грудной» - это тоже уже устаревшее слово, поскольку вовсе не в груди возникает звук, который называют грудным.
Во-вторых, важен ваш тип голоса, ведь Джаред имеет высокий тип (заметьте, я не называю его тенором, потому что не об опере идет речь). Так вот подобно ему вы станете петь, только имея подобный тип голоса, не забывайте об этом. Вы можете «выбирать определенный стиль и вокал» сколько угодно, только природе на это наплевать.
Судя по тому, что вы пока без форсажа, как пишете, поднимаетесь до Ре-Ми первой, голос ваш может быть и средним по типу, это надо услышать. А может быть и высоким, но еще пока не развитым. Словом, нужен пример, запись.
Однако даже имея высокий тип голоса, нельзя, ничего не меняя, подниматься все выше... Так что преподаватель ваш, считая, что голос можно просто «распеть» со временем и до Си1 глубоко заблуждается. Нужно знать, что и как менять при подъеме вверх, поскольку иначе будут неизбежны зажимы, фонотравмы, и голос в конце концов можно не распеть, а потерять.
Вернемся к примеру. Для статьи мы специально вырезали из всего файла нужный фрагмент.
Так вот последняя нота звучит с явным признаком работы ложных связок. Трудно сказать, специально ли это сделано, или нет, факт лишь в том, что так может звучать и экстрим-прием, и зажим при форсировании. Но я склонна считать, что это все же предел возможностей, то есть проявление зажима. Все, стоп, в данный момент вокалист выше петь не может, используя тот же тип звукоизвлечения.
Предпоследние ноты вовсе не звучат форсированно, наоборот, обратите внимание, как вокалист широко открыл рот, когда потребовалось взять уже сложные для него ноты! И это совершенно правильно! Вообще в целом похоже на распевку... Перед долгим концертом. Не факт, что он заранее распевался, как классик.
Кроме того явно слышно легкое вибрато (на всех нотах кроме последней), которое не может возникнуть при форсировании.
В общем и целом, имея подобный тип голоса, научиться подобному звуку не сложно, это вовсе не запредельные практики. Однако необходимо понимать, что просто «тащить грудь на уши» контрпродуктивно, это не поможет, вы не справитесь с проблемой переходной ноты. Менять надо вокальную технику, и существенно.
Я обратила внимание, что Джаред Лето в течение этого короткого пассажа (гаммы) успел и гортань понизить, а потом вернуть в речевое положение и даже повысить, успел взять ноту, предварительно выдохнув лишний воздух, который бы не дал связкам плотно сомкнуться.
Посмотрите, как учащенно он дышит перед началом своей гаммы! Набегался по сцене! Поэтому и дыхание берет довольно часто, его надо согласовать, привести в норму для получения качества звука. И при вдохе воздуха набирает с избытком, а вот поет уже на остаточном воздухе, убирая лишний. Но все равно, самый высокий звук с такой сильной подачей воздуха петь нельзя, поскольку его связки уже слишком растянулись и стали тонкими. А Лето не ослабил выдох до нужной степени, не успел еще организм «успокоиться». В результате - толчок воздуха по тонким связкам, и следствие - вокальный зажим.
Так что этот момент тоже показательный.
Ну а чтобы добиться подобного звукоизвлечения (я не имею ввиду зажим, конечно), нужно понять, что чем звук выше, тем меньше воздуха нужно для его производства, орать бесполезно, все должно быть как раз наоборот. Пресловутые регистры существуют в голосах тех людей, которые не умеют менять внутренние механизмы, создавая плавно изменяемый звук. Тот, кто этому научился, о регистрах уже не думает, смысла нет.
Нужно научиться плавно растягивать связки, находить для каждого звука свое положение языка, научиться управлять своей гортанью и ее хрящами. В целом - немало.
Однако сначала - определиться с типом голоса.