И.Рамзина | ноябрь 2011
Знакомые говорят, что голос есть, да я и сам в группе пою, но у меня не получается брать высокие, очень высокие, например, как в этой песне:
Что ж, давайте попробуем разобраться «что-есть-что» в этом музыкальном примере. В первую очередь, у молодого человека высокий мужской голос. Я не употребляю слово «тенор», так как это название нужно применять по отношению к голосу, поставленному в классической традиции, а налицо другая вокальная манера, другое звукоизвлечение и другая техника.
Во-вторых, мы видим превосходный пример «пения в речевой позиции», то есть в современной вокальной манере. Благодаря удачному ракурсу камеры хорошо заметен кадык юноши на всем протяжении клипа. Он остается на одном месте! А это говорит о том, что позиция гортани при пении не меняется, она всегда остается «речевой».
На 54-ой секунде ролика мы слышим переход голоса в фальцет, которым фраза поется до 59 секунды, где голос опять возвращается в речевой участок своего диапазона. То же самое повторяется и на участке записи от 01:05 до 01:09. Итак, в первом припеве для данной фразы певец применяет регистровую технику – меняет речевой режим голоса на фальцетный. Пока его фальцет – это именно фальцет, а не головной голос. Но звучит уже неплохо. Просто ему немножко не хватает координации, однако это вырабатывается тренировками.
Во втором припеве и третьем применяется уже совершенно другая техника. Во втором припеве – участок от 01:53 до 02:06, в третьем – участок от 02:50 до 03:15. Здесь голосовые связки певца работают в речевом режиме, не растягиваясь. Нужной высоты ноты он достигает, используя форсирование. Я писала в статье «Грудной голос и диапазон речи. Что общего?», что примененный в небольших дозах и в нужном месте, прием форсирования себя оправдывает. В данном случае форсирование связано с эмоциональной задачей определенных моментов в песне. Напряжение звука возрастает к кульминации! И в аранжировке, и в вокале!
А почему форсирование? Просто потому, что для речевого диапазона голоса этого юноши данные ноты высоковаты. Обратите внимание на то, как меняется его мимика в эти моменты. Напряженная работа всего вокального аппарата отражается и на лице! Не приходится говорить о легкости и непринужденности звукоизвлечения, наоборот, оно именно «принужденное».
Посмотрите, певец слегка приподнимает голову, как бы «вытягивая» гортань. Это еще одно свидетельство того, что он отступает от верной техники пения. Звучание звучанием, но создавать его нужно верно. Если бы при фонации самых высоких нот голова не задиралась бы вверх, а звук был бы таким же – вот тогда можно было бы говорить о том, что песня «по плечу». А так, мне кажется, на пол-тончика лучше было бы фонограмму ему опустить.
С другой стороны, а слушалась бы эта песня так же хорошо, если бы не было небольшого (я подчеркиваю, НЕБОЛЬШОГО) форсирования? Возможно, что и нет. Эмоцию бы не передал.
Поэтому нельзя утверждать однозначно, можно или нет применять форсирование в своем вокале. Это – дело вкуса. Только одно можно утверждать точно – форсирование должно быть лишь ФРАГМЕНТАРНЫМ! Если постоянно петь «на форсаже», голос проживет очень недолго.
Повторю еще раз. Для пения высоких нот в данном случае певец использует фальцетный регистр и метод форсирования.
Так что, если у вас не получаются ноты именно этой песни, то нужно и фальцет осваивать и диапазон развивать. В крайнем случае, можно поменять тональность фонограммы. Но не забывайте, что все это можно делать лишь в том случае, если у вас ТАКОЙ ЖЕ ВЫСОКИЙ ГОЛОС! В противном случае все может оказаться бесполезным.
Вот пример правильного исполнения высоких звуков мужским голосом. Это - отрывок из саундтрека к кинофильму «2012» - «Time for miracles» в исполнении Адама Ламберта.
Нет никакого форсирования! А что есть? Хорошо развитый головной голос! Вот таким становится фальцет при работе над ним. Конечно, это не сразу происходит, требуется время и постоянная практика. Зато «нет предела диапазону», потому что связки певца при таком вокале находятся в растянутом режиме, а это совершенно безопасно для них при такой высоте звуков. Слушается не менее «пробирающе», чем форсированные ноты, но так, как поет Ламберт можно петь сколь угодно долго без малейшего вреда для голоса!
Вот достижение ТАКОГО звучания в верхнем регистре голоса (вместо первоначального фальцета) и даст возможность петь сколь угодно высоко.