А.Егорова | февраль 2013
Данная статья написана на основе информации, почерпнутой из лекций вокального тренера Melody Castellari, и на основании личного опыта.
Страх перед публикой, с которым сталкивается выходящий на сцену человек, часто является для него огромной проблемой. Причем, она затрагивает певцов самого разного возраста: от совсем юных до зрелых, будучи не менее сложной для профессионалов, чем для начинающих вокалистов. Многие испытывают такой эмоциональный стресс, что выступление перед публикой граничит для них с психологической травмой.
Рассмотрим причины данной психологической проблемы. Что же все-таки лежит в основе подобных страхов?
Первый мотив - боязнь чужого мнения, а если точнее, негативного суждения.
Боязнь негативных комментариев не столько связана с возможным приговором или критикой по отношению к техническому аспекту, сколько с тем фактом, что они затрагивают эмоциональный, очень интимный аспект, иными словами глубоко ранят душу. Потому что пение в целом - это очень интимный, персональный процесс. Голос - единственный инструмент, который есть у каждого из нас и которым мы все, потенциально, можем пользоваться, в том числе петь.
В человеческом голосе, даже когда мы говорим, можно услышать все наши чувства: если голос дрожит - мы взволнованы или испуганы, если кричим или говорим резко - мы злимся. Таким образом, через голос становится абсолютно ясно, что мы чувствуем, и кто мы. Поэтому, когда мы поем перед публикой, то предстаем не только с точки зрения узко-технического аспекта, насколько мы профессиональны или виртуозны, а и с точки зрения человеческого аспекта, насколько мы искренние, представая без какой-либо защиты или маскировки.
Второй мотив - это неуверенность, происходящая от недостатка нашей вокальной техники.
Когда мы уверены в том, что абсолютно безупречно делаем что-то, то такого страха не возникает. Например, я с раннего детства умею крутить хулахуп (гимнастический обруч) и делаю это безупречно, в любом месте, в любой ситуации и любой тип хулахупа. Будучи ребенком, я была всегда готова продемонстрировать свое умение кому угодно, любой публике, потому что знала, что умею это делать отлично.
То есть, когда наличествует полный контроль над умением что-то делать - это приятно продемонстрировать другим, так как есть абсолютная уверенность, что никто не сможет сказать: «Какая гадость! Как ты плохо это делаешь!» Может кто-то и останется равнодушным или же заметит, что ему не нравится, так как в целом он не в восторге от данной деятельности (спорта, искусства и т.п.).
Но с точки зрения профессиональной никто ничего негативного сказать не может. Поэтому, если мы не уверены в своем вокале и пока не достигли прекрасного владения собственным голосом, то боимся ошибиться, «дать петуха», предстать в плохом свете. Таким образом, чем больше недоработана вокальная техника, тем больше мы чувствуем наличие дефекта и сознательно и подсознательно не считаем себя готовыми выносить свое умение на суд общественного мнения.
Как на экзаменах - голос дрожит и не уверен, когда мы не учили материал или же учили, но мало. Когда же мы подготовлены хорошо, то идем на экзамен более уверенно, с большей охотой.
Третий мотив связан с мнениями, которые, увы, часто высказываются самыми близкими людьми: родителями, друзьями, членами семьи.
Пение - это такая деятельность, которая, по мнению многих, представляется наиболее поверхностным и ненужным занятием, потому что обучение пению не ведет напрямую к успеху, не производит никакого дохода, не связано с наличием блистательного умственного потенциала и т.п. Отсюда, к сожалению, часто наши близкие люди вместо того, чтобы воодушевлять нас, поддерживать и давать советы, подвигать к тому, к чему у нас страсть, наоборот, разубеждают нас или осуждают, просто потому, что не считают важным «по жизни» деятельность, к которой лежит душа.
Кому из нас не доводилось слышать мнение, высказанное в открытую: «Певица - это не профессия!» К сожалению, подобная ситуация не редка и даже часто приводит к тому, что кто-то под давлением бросает вокал и перестает петь даже для себя, дома.
Мне приходилось сталкиваться также с такой ситуацией, что кому-то из близких просто не нравится пение в целом (ну как есть люди, например, которые не любят балет, футбол или же животных...). Но вместо того, чтобы хотя бы выражаться объективно, что, мол, не нравится мне пение, не понимаю его, не воспринимаю и т.п., раздраженно говорят: «Не пой, ты мне на нервы действуешь!», и все в таком же духе.
Так одна моя родственница с прекрасным оперным голосом на мой вопрос о том, почему она не продолжила занятия и вообще так редко поет (мы с ней пели что-то вместе на семейном празднике), ответила: «С тех пор, как вышла замуж, не пою больше, так как мужу не нравится». Причем, в таких суждениях присутствует именно неадекватная оценка, по которой поющий может сделать неправильный вывод, что это ОН так плохо поет, что ОН ни на что не годится, что у НЕГО нет таланта, что угодно, но только не то, что дело-то в общем и целом в нелюбви высказывающегося непосредственно к самому пению, в его непонимании данного вида искусства.
А бывает и другая ситуация, когда близкие люди любят вокал, но мало разбираются в его технике, в том, как, собственно, все происходит, и невежественно ставят свой диагноз: «Не надо тебе петь, нет у тебя голоса, с голосом рождаются! Вот кто родился певцом, тот и поет». И, таким образом, некоторые бросают вокал ради другой деятельности, будь то просто увлечение, хобби, а иной раз серьезное занятие, которое может вывести на профессиональный уровень.
Все дело в том, что отрицательное мнение близких людей, обычно, самое ранящее и самое болезненное, так как исходит от тех, кому мы больше всего доверяем, от дорогих и любимых нами людей. И настигает оно, как своего рода первый удар судьбы, оставаясь надолго в нашем подсознании, образуя огромный комплекс неполноценности, неуверенность и, соответственно, негативно влияя на публичные выступления.
Как же бороться с этими страхами?
Начнем с самого простого.
Технический аспект или боязнь того, что мы не готовы к концерту.
Чувство недостаточной подготовленности легко поправимо естественным образом: то есть надо тренироваться, улучшать свой технический уровень, постоянно совершенствоваться, работать над трудными местами. И на момент, когда предстоит выступление, нужно составлять репертуар из таких песен, в которых мы на 100% уверены, которые получаются у нас с легкостью, в которых мы не рискуем «налажать», чего бы ни случилось, даже если мы будем скованы страхом, окаменеем от ужаса, если перегорит лампочка или сломается что-то на сцене.
Такая песня должна быть метаболизирована, должна получаться сама по себе спонтанно и хорошо, независимо от нашего психического и эмоционального состояния.
Перейдем к вещам более сложным - мнение других в целом, боязнь того, что кто-то скажет: «Фу, мне не нравится! Поешь отвратительно!»
Естественно, никто после таких слов не может чувствовать себя хорошо, так как данное мнение, как уже раньше было замечено, ранит нашу персональную чувствительность, нашу душу, наши чувства более чем мысли о том, насколько я технична, насколько профи или дилетант.
В данном случае необходимо, и это я говорю вам совершенно искренне, так как это то, что и я всегда старалась делать - не обращать внимания или, как сейчас модно говорить, «забить». Это не просто, конечно, так как мы окружены людьми, мы живем в обществе, и люди говорят, высказывают свое мнение вне зависимости от нашего желания его слушать....
И в момент, когда мы выносим свою деятельность на всеобщее обозрение, показываем себя, оценка неминуемо производится. Тем более, что когда мы поем, то стоим на сцене, то есть в самом центре внимания и, естественно, первыми подвергаемся данной оценке.
Какому-нибудь барабанщику проще - спрятался за барабаны и «гори все синим пламенем», а вот певцу спрятаться некуда. Тем не менее, певец должен научиться не реагировать и, в какой-то степени, быть неуязвимым. Если только это не критическое мнение, то есть мнение конструктивное.
Например, если я пою, ошиблась где-то, и мне говорят: «ОК, но вот та нота, что ты спела, была несколько фальшива». Тогда я, зная, что нота и правда была фальшивой, буду больше тренироваться и пробовать эту ноту, переслушаю, если это была запись, и постараюсь исправить дефект. Это и есть конструктивный комментарий. А слова типа «отвратительно и точка» - это один из тех комментариев, что должен войти в одно ухо и выйти из другого, потому что он не представляет собой никакой ценности и ничего не значит.
Более того, всегда надо помнить о том, что невозможно нравиться абсолютно всем. Даже такие певцы, как Lara Fabian, Madonna, Stevie Wonder - звезды и жутко популярны, но все равно, если заглянуть на Youtube, то можно увидеть, что некоторые посетители ставят оценку «не нравится» или пишут негативные комментарии. И, между прочим, в основном комментарии явно оскорбительного характера, порой с нецензурными словами, не имеющие никакого отношения к собственно певческому искусству.
Так что не волнуйтесь, никто не может нравиться всем, нужно черпать вдохновение у тех людей, которые вас ценят, ценят вашу работу и ваше искусство.
Что касается самого трудного - нехватки понимания, позитивного отзыва, стимула со стороны родителей и/или других близких нам людей, то в этом случае все неминуемо усложняется, так как зависит от наших отношений с близкими, от того, насколько они нам близки и насколько мы дорожим их мнением. В любом случае, необходимо постараться внушить им и довести до них ощущение, насколько сильна у вас страсть к пению, к музыке в целом, насколько это важно для вас. Ну и постараться на практике доказать, убедить их в серьезности вашего занятия.
Певец должен быть бойцом, поэтому, помимо технической стороны профессиональной подготовки, всегда должна наличествовать и психологическая тренировка, своего рода психотренинг. И никто не сделает это лучше нас самих, если наша любовь к искусству действительно сильна.
Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник