Заголовок

Rattle и заключение темы об экстрим-приемах в вокале

А.Егорова | ноябрь 2013

(Продолжение. Начало см. в статье «Экстремальный вокал»)

Rattle (читается - рэттл) - в переводе с английского означает «погремушка» или идеофон. Идеофон - это ударный музыкальный инструмент, который создает звуки за счет собственной вибрации, без использования струн или мембраны.

Таким образом, rattle - это перкуссивный эффект, который может быть добавлен к любому экстремальному стилю, как мелодическому, так и нет. При подключении этого эффекта в голосе вокалиста слышна этакая дробь «дрррррр». Хотя есть люди, которые и разговаривают с данным эффектом. Кому-то наверняка доводилось встречать людей, в разговоре которых улавливался не столько хрип, сколько этакий «раскат».



Именно этот эффект при добавлении к таким вокальным стилям, как growl (grunt) дает усиление вибрации, и как факт бОльший эффект рыка, а в добавлении к distortion (о котором речь шла в предыдущей статье), scream и просто чистой мелодической линии делает звук не зажато-сиплым, а именно глубоко-раскатистым.

Это очень важный момент, который следует учитывать всем любителям (как рок, так и поп стилей) обучаться «рычать» по видео на YouTube и по мастер-классам распиаренных «знатоков». Практически ни в одном из демонстрируемых видео такого эффекта вы не услышите, так как его просто и быть не может, если следовать предлагаемым советам «покашлять», «натужиться», «сжать горло», «перенести нагрузку на гортанные мышцы» (что то же самое, что «сжать горло»), «выдвинуть нижнюю челюсть вперед» (выдвижение нижней челюсти как никогда быстро приводит к зажиму) и т.д.

А если в показе достойный пример и присутствует, то в объяснениях вы получаете такой совет, в результате которого на свет появляется фонация в стиле карканья вороны, но уж никак не раскатистый рык именно потому, что все объяснения сводятся к пресловутому «расщеплению» (по всей видимости мозолей на голосовых связках).

*****

Rattle используется, как эффект, практически во всех музыкальных стилях, за исключением разве что оперы. Его можно встретить в black, death metal, в джазе, мюзикле, поп-музыке. Иногда его используют в театре при исполнении ролей харАктерных персонажей: Карабас Барабас, Бармалей и т.п..

Используется он в качестве добавочного перкуссивного эффекта к уже имеющемуся шуму (в стилях без основного тона, мелодии):

Или в качестве ударного звука, добавленного к мелодическому:


Звук фонации имеет перкуссивный характер: этакое биение, трель, одним словом «погремушка».

*****

Rattle получается в результате вибрации черпаловидных хрящей, клиновидных хрящей, черпалонадгортанных складок и надгортанника в результате сильного воздушного потока и с добавлением twang.

На самом деле в западной вокальной литературе выделяют разные виды rattle, помимо основного черпаловидного, описанного выше: нёбно-язычковый (когда вибрирует маленький язычок и корень языка), языковой (когда вибрируют корень языка и мягкое нёбо) и даже слюнный (осуществляемый за счет концентрации слюны в определенном месте вокального тракта, похож на полоскание горла).

Не считаю нужным рассматривать эти виды rattle в силу их несерьезности и малой профессиональности. Они хоть и являются довольно безобидными и гораздо менее сложными по сравнению с черпаловидным, но не дают качественного звучания настоящего rattle.

*****

Основная сложность заключается, опять же, в сильном воздушном потоке, который не должен создавать сильного подсвязочного давления. Неконтролируемый сильный воздушный поток может привести к сухости голосовых связок, а также к зажиму ложных, чему опять же благоприятствует twang. Поэтому данный эффект выполняется на тонких или жестких связках в сочетании с хорошей анкеровкой.

Другую сложность составляют высокие ноты, на которых rattle воспроизвести труднее. Но и этот физиологический барьер преодолим путем необходимо-правильного положения языка.

Ограничением является достаточно негромкий звук на низком участке диапазона.

*****

Как вы смогли убедиться, рассмотренные выше стили или эффекты экстремального вокала имеют, как многие сходства, так и различия.

Абсолютно все они сходны по базовым принципам их образования: координация подсвязочного давления и воздушной струи, достижение выгодного резонанса за счет создания 3 певческой форманты (twang), хороший контроль ложных связок. Различаются же они именно на уровне специальных навыков: то есть тех частей вокального аппарата, которые входят в рабочий «комплект» того или иного эффекта.

Являются ли экстремальные эффекты безопасными? Да, при условии правильной техники их создания, включающей очень прочный общий вокальный базис и дополнительные специальные навыки.

Существует 2 главных постулата, которые должны выучить, как аксиому, все желающие обучиться любому виду экстремального вокала:

- контролируй воздушный поток в соответствии с эффектом;

- никогда не толкай (!), дай воздуху «ответить», среагировать.

*****

Все эффекты вполне доступны освоению вокалистом, если его направляет грамотный вокальный тренер, базирующий свою методику на научных знаниях, а не на собственных гипотезах и ощущениях, и если сам вокалист обладает достаточным терпением и трудолюбием. В обучении любому делу, а вокалу особенно, важна систематичность и постепенность, люди, пытающиеся «прыгнуть через голову» или «бегущие впереди паровоза», живущие по принципу «хочу все сразу и сейчас» никогда не добиваются успеха.

Так, все экстремальные эффекты тренируются посредством систематичного добавления или подключения нового элемента по принципу ступенчатости или пошагово. Например, «начать выдыхать на определенной атаке звука, определенном смыкании, добавить одно, затем другое, сжать (раскрыть) одно, добавить третье». Каждый шаг совершается с большой осторожностью и под контролем.

Когда конечный результат достигнут, то есть звучит нужный эффект, то на начальных этапах занятий он тренируется дома не более 5 минут в день. По мере обучения, время практики постепенно увеличивается. Сначала всегда практикуют версию soft, создавая очень слабое подсвязочное давление. Следуя принципу «тише едешь - дальше будешь», каждый из перечисленных эффектов можно освоить достаточно быстро, прочно и, главное, безболезненно.

Иногда может вмешаться аттрактор, то есть динамическая система: ваши устойчивые привычки, выработанные самостоятельно или в результате прошлого вокального опыта. Для их преодоления и замещения другими требуется бОльшее количество времени. В утешение же можно сказать, что в некоторых натуральных функциях человека уже содержатся данные эффекты, на что всегда делает ставку грамотный преподаватель.

Следует принять тот факт, что одни и те же экстремальные приемы, особенно мелодические: rattle, distortion, у разных вокалистов звучат по-разному, точно так же, как и любые другие тембровые приемы и вокальности. Это зависит от природного типа, окраски голоса вокалиста, от сочетания экстремальных приемов с другими, в том числе и не экстремальными. Кроме того важную роль играют биомеханические свойства внутренних частей вокального тракта: ложных связок, черпаловидных хрящей, клиновидных (они не у всех есть), рожковидных хрящей, других вибрирующих частей: складок черпалонадгортанных, мягкого нёба, маленького язычка и т.п.

В силу этих свойств, некоторые голоса изначально обладают большей предрасположенностью к освоению разного вида «рыков», другие меньшей. Например, тот же fry является очень распространенным природным компонентом у низких голосов, а у высоких нет. Наличие меньшей предрасположенности не означает невозможность, просто на освоение отдельных приемов потребуется большее количество времени и конечный результат может не быть в точности таким, каким вы его себе представляли.

Например, невозможно ожидать от хрупкой девушки такие же глубоко-утробные «хрипы смерти», как от крупногабаритного мужика, в силу ее изначально более тонких и коротких голосовых связок, более мелкой и узкой гортани, более узкой глотки, более мелких черпаловидных хрящей и т.д. По сравнению с другими представительницами прекрасного пола ее grunt, возможно, и будет самым мощным и зловещим, но не таким, как у крупнокалиберного представителя сильной половины человечества. Разница в строении оказывает влияние даже на мощь и объем человеческого храпа, что уж говорить о вокальных эффектах...

Ну и, наконец, исследования в области экстремальных эффектов не закончены, есть еще огромное количество белых пятен. Благодаря постоянной работе ученых по изобретению новой аппаратуры и новых методов исследования, усовершенствованию старых (EMG электромиография и EGG электроглоттография), а также совместными усилиями самих исследователей - вокальных тренеров и привлекаемых ими волонтеров из числа профессиональных «грантеров, гроулеров и скримеров», они постоянно идут вперед.

Огромное количество специалистов Америки, Италии, Голландии и других стран каждый день работают для того, чтобы дать возможность вокалистам безопасно практиковать любой вокальный стиль в течение долгой и успешной карьеры! Потому любое упрощение в данной области, сводимое к советам «покашлять и погреметь мозолями на связках», дабы за несколько дней получить пресловутое «расщепление», считаю оскорблением по отношению ко всем этим людям.

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник


Подвал Яндекс.Метрика