И.Рамзина | декабрь 2012
Эта рубрика своим рождением всецело обязана Анастасии Егоровой – нашей соотечественнице, уроженке Москвы, которая вот уже довольно давно живет и работает в Италии – стране, ассоциирующейся для многих вокалистов с понятием абсолюта. Ну, еще бы, знания о голосе и его тренировке, приведшие к совершенно исключительным феноменам выдающихся классических голосов, развивались и пестовались (и этот процесс продолжается) именно итальянской вокальной школой.
Однако, Италия – развитая европейская держава, народ которой при всех его природных возможностях не чуждается тенденций, происходящих в современном музыкальном мире. Думать, что вся Италия поет только оперу – совершенно не верно. Как и в России, и в Америке, оперная школа в Италии – удел единиц.
В то же время было бы так же неверно считать, что реалии жизни в Италии и в России, касающиеся вокала и напрямую, и опосредованно, одинаковы. Ничего подобного! Вот как об этом рассказывает Анастасия:
«…я сама на личном опыте заметила, что мы зажаты психологически именно потому, что с самого детства в России нас учат говорить тихо: природная опора, с которой мы все рождены, в результате этого пропадает, и мы начинаем говорить на горле, потому что важно чужое мнение, в том числе и соседей: «А что подумают обо мне, что скажут» и т.п. А раньше в деревнях у всех голоса были, дай Бог каждому, народ на завалинке голосил и никого не боялся. И в поле издалека друг другу кричали: «Эй, Вань, подай…» что-нибудь…
Например (эпизод из детства), у моей подруги был довольно громкий голос (и, кстати, пела она хорошо). Мы как-то с ней в автобусе ехали из музыкалки, и она мне что-то рассказывала, так ближайшие пассажиры сразу же высказались: «Девушка, не завидую Вашему будущему мужу».
А вот в Италии везде стоит гам (туристы согласятся) - каждый разговаривает в полный голос, не сдерживаемый никакими горловыми барьерами, так, как ему удобно, и никто никому не пеняет, детей не осекают: итальянские дети - самые крикливые дети в мире и самые невоспитанные... Но зато и процент певцов, что вообще никогда вокальной техникой не занимались, но при этом обладают прекрасной певческой опорой и отлично владеют голосом - очень высокий. Так, на последнем конкурсе X-Factor, недавно закончившемся, третье место занял молодой парень из Венеции, Davide Merlini, работающий бойлером и никогда в жизни вокалом не занимавшийся. То же самое происходит и в Америке, и среди чернокожего населения…»
И эти наблюдения ценны, поскольку нужно понимать, что из чего происходит.
В настоящее время проникновение афро-американской вокальной культуры в музыку Старого Света достигло огромных размеров. Наша страна, пока, только присоединяется к этой тенденции.
Тем ценнее, на мой взгляд, участие в работе сайта тех людей, которые контактируют с этой музыкой непосредственно, «погружаются» в среду музыкального языка и могут, таким образом, «перевести» многое на язык, понятный российским вокалистам.
Анастасия – открытый, толерантный и коммуникабельный человек. На предложение поучаствовать в работе «Вокальной механики» откликнулась сразу и с удовольствием.
Анастасия Егорова о себе, о соуле, о реалиях вокала:
«Я музыкой soul и R&B увлеклась довольно поздно, то есть лет 9 назад, уже будучи здесь, в Италии. Моя мама и тетя пели классику, дедушка Анатолий Михайлович был врачом-гигиенистом и педагогом по вокалу (опять же классическому), и мама у него училась немного. Я же его почти не помню, так как он умер, когда мне было всего 2 года.
Мама, правда, помимо классики слушала джаз, у нас были виниловые пластинки Эллы Фитцджеральд, Луи Армстронга, разных оркестров, Махалии Джексон (это уже ближе к теме, это уже - госпел). А еще она слушала BBC, так как у нас был магнитофон и радио AIWA, по тем временам - предмет гордости, и оттуда раздавались через советские глушительные станции с жуткими шумами «Битлз», «Роулинг Стоунз», Глория Гейнор (в ее песню «I will survive» я влюбилась с первого раза и мечтала спеть), а также разные ирландские и шотландские народные напевы.
Сама же я поначалу пела народные песни, типа «Среди долины ровные» (и т.п.) и перепевала наш многообразный классический репертуар, по-детски, естественно. Потом, в музыкальной школе, начала подбирать песни, и понеслось: всякие наши советские, но те, что были неплохими, из кинофильмов, рок-оперы «Юнона и Авось» и т.п.
Следом пошел период итальянцев, ими я здорово увлеклась, и надо мной здесь, в Италии до сих пор смеются, а муж мне постоянно вспоминает мое «позорное прошлое», поскольку те итальянцы, коих крутили у нас, и коих мы так любили, были абсолютно непопулярны в Италии, как оказалось.
Например, у меня был шок (как и у остальных русских эмигрантров), что Робертино Лоретти здесь не знает никто, только редкие исключения, типа 90-летней мамы моего мужа, которая помнит, что «был такой мальчик, вроде....». То есть, его «раскрутили» именно у нас и для нас.
Равно непопулярны были и Тото Кутуньо, и Пупо (он сейчас постарел и вообще превратился в карикатуру), и Аль Бано с Роминой и многие другие мои кумиры того времени.
После итальянцев начался период тяжелого рока, и я думала, что это любовь на всю жизнь. Я увлеклась не на шутку «Черным кофе», «Арией», а также Ozzy Osbourne, Metallica, ACDC, Bon Jovi, Accept, Iron Maiden и т.п. Даже писала песни «металлические», во как меня переклинило после итальянцев!
Хотя некоторые итальянцы, вроде Эроса Рамаццотти (кстати, его больше всех уважают из перечисленных), Рикардо Фольи продолжали нравиться. Когда я только встречалась со своим будущим мужем-итальянцем, то он шокировал продавца в магазине CD, так как сказал, что его «девушке нравится Рикардо Фольи и Оззи Осборн»....Продавец остался в легком шоке и заметил, что «у девушки весьма противоречивые вкусы»...
Ну, параллельно с металлом, началось увлечение джазом, так как я в Москве успела поучиться, помимо музыкального училища, еще и в Московском колледже импровизационной музыки, правда - на фортепиано. Однако петь мне всегда хотелось больше, и иногда я заменяла не пришедших на учебный ансамбль вокалисток и что-то там напевала джазовое.
Поэтому, когда переехала в Италию, то пошла на джазовый факультет и только потом, когда поняла, что в преподавании джазового вокала очень мало «черного» и учат, в основном, подражать инструментам и петь импровизации таким обедненным и сольфеджированным голосом (которые, благодаря тому, что я пианистка, я и так могла петь), то разочаровалась и перешла на факультет популярной музыки.
На самом деле этот факультет меня, как и многих, как выяснилось, сначала пугал, так как я думала, что там будут учить петь «попсятину» такую жуткую, которая мне никогда не нравилась. На поверку же, там больше работали с голосом, так как пели итальянский репертуар, рок, западную музыку и, в частности, соул. Причем, я и вовсе пошла к конкретному педагогу по стилю соул, который мне очень много дал, правда, по технике и дыханию он не особо тянул, и потому сам же мне посоветовал прекрасную женщину-педагога, занимающуюся именно техникой.
В общем, с этого момента я конкретно «подсела» на соул. До этого у меня были какие-то записи, очень нравилось, но я считала, что это недосягаемо, правда все равно ужасно хотелось это петь. После же начала обучения стилю появился еще больший стимул. Даже моя преподавательница всегда говорит, что я зациклена на соуле и не вижу вокруг ничего, а есть очень и очень пристойная музыка, в частности, ей очень нравится португальское пение fado.
Сравнивая некоторые современные музыкальные тенденции, лично я могу сделать вывод о том, что, к сожалению, в России очень многие любят слушать музыку «попроще», то есть такую, где не надо «напрягаться» (общепринятое выражение), которую можно поставить как фон и т.п.
Я совершенно не сноб, но искренне мучаюсь, когда на каком-нибудь подмосковном пляже, дачном участке или в магазине на всю катушку разносится какая-нибудь «группешка» из «Фабрики звезд», ну или блатнячок ненавязчивый. Странно, но когда я давала посмотреть кусок концерта какой-нибудь нашей «Песни года» или же, особенно, «Новогоднего огонька», то итальянцы всегда удивляются, что у нас какая-то не русская (с их точки зрения), а турецко-азиатская музыка, ритмы, что-то типа Тархана и т.п.
И правда ведь, я никогда не задумывалась, но то, что «сочится» из ТВ - это именно нерусская музыка, тогда как в других странах музыка имеет явный национальный окрас. То есть, или же играют конкретно не национальную музыку, например, в Италии (и в России, Украине) - джаз, соул, или американский поп, или же отечественная музыка действительно отечественная, ее ни с чем не спутаешь. А у нас в России из отечественной музыки только разве что какие-нибудь группы рок или фолк, которых почти никогда по ТВ не показывают.
В России, в частности, в Москве, мало кто о соуле что-то по-настоящему знает. Уже во времена моего проживания в Италии, приезжая на родину (на лето я езжу иногда в Москву) мне не хотелось терять времени, и я думала потренироваться, попробовать взять частные уроки, дабы не «простаивать». Я купила газету «Из рук в руки» и читала объявления, в которых было написано «соул, йодль, фанк», звонила по объявлениям и обнаруживала, что считающие себя специалистами люди вообще не имеют представления, что же такое соул, госпел, не знают исполнителей, ну и, в конечном итоге, не способны эти направления преподавать.
Часто так - закончил Гнесинку, эстрадный или ГИТИС, и вперед, сразу же преподавать, и пишут о себе такие объявления, что кажется, что Stevie Wonder там рядом не стоял, а на деле все совершенно противоположно.
Или же еще вот недавно нашла на YouTube видео с концерта одной очень популярной в московских барах и клубах исполнительницы соул (так было написано в Интернете). Ну, меня это заинтриговало, и я пошла ее записи искать. Нашла «At last». Под видео было написано - Ella Fitzgerald.... Ну это уж вообще ни в какие рамки, во-первых, это такая известная песня и, мне кажется, почти все знают, что ее Etta James пела, вон и фильм был про ее жизнь - «Кадиллак» с Beyonce в главной роли, во-вторых, музыкант не может не знать, что Ella Fitzgerald никогда соул не пела, она джазовая певица.
Ну и само исполнение мне не слишком понравилось. Голос у девушки есть, но все как-то не в стиле, прямолинейно, да и на многих нотах все-таки не бэлтинг, хотя эта вещь не высока по тесситуре...»
Рубрика «Соул – основа современного популярного и рок-вокала» посвящена всему, что связано с вокальным стилем «соул». В ней найдутся и рассказы об истории и развитии соула, и конкретные технические упражнения, которые помогут вокалисту на практике получить некоторые знания и навыки, относящиеся к столь непохожему на традиционный, но чрезвычайно привлекательному вокальному стилю.