Е.Семынина | декабрь 2010
В этой статье я хочу предложить несколько практических музыкальных упражнений для маленьких детей. Насколько маленьких? От 1 года до 4. Не пугайтесь того, что я сказала о МУЗЫКАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЯХ. В таком нежном возрасте настоящие музыкальные или вокальные упражнения, конечно, еще невозможны, поэтому любые музыкальные упражнения для детей, чтобы быть действенными, должны превратиться в музыкальную игру.
Для чего нужно заниматься музыкой, да еще с такого раннего возраста? В последнее время становится популярным начинать заниматься с маленькими детьми какой-либо учебной деятельностью, будь то музыка, чтение, рисование, английский или что-то другое. Многие родители на поставленный вопрос отвечают: «Хотим, чтобы наш ребенок был гармонично развитым, чтобы ему было интересно жить, чтобы он увидел многогранность мира». Здесь мы не будем спорить о том, нужно ли ребенку такое раннее обучение или не нужно. Выбор решения - за родителями: одни считают, что всему свое время, другие - набираются терпения и учатся вместе с детьми.
Музыка вплетена в нашу жизнь очень органично. Мы говорим с разной интонацией, «мурлыкаем» себе под нос любимые мелодии, отстукиваем ритм ногой под танцевальную музыку, напеваем колыбельные своим малышам. Наш малыш, едва ему исполнилось 2 месяца, улыбается в ответ на знакомый родной голос мамы, в четыре он уже угукает и улюлюкает. Он растет, а мама напевает ему песенки, рассказывает прибаутки и потешки, ведь они доставляют большую радость для малыша. Любимые шумовые инструменты в это время - различные погремушки, малыш с большим рвением тянется к ним и извлекает простейшие звуки. К таким погремушкам можно добавить различные баночки, насыпав в них крупу, раскрасить вместе с малышом и по очереди трясти, вслушиваясь в шуршание и шорохи. А звонкие стаканы и бокалы? Они очень привлекают внимание малыша. Этот звучит так, а этот так, а если еще в них добавить воды, да еще и цветной, попробовать постучать под музыку. Самое большое удовольствие для ребенка в этом возрасте - участвовать в процессе, творить, создавать, ломать, собирать, греметь. Это исследование звучащего мира: стук палочками, звон от связки ключей, грохот кастрюль, шуршание бумагой, к ним можно добавить и игру на простейших музыкальных инструментах, таких как маракасы, треугольник, бубен. Эти звуки доставляют большое наслаждение ребенку, тем более, если получается стучать ритмично.
Звучит подвижная ритмичная музыка и ваш ребенок начинает двигаться, прихлопывать, притопывать, кружиться. Такая активность ребенка завораживает.
Итак, наш малыш уже музицирует. Могут ли родители и педагоги поучаствовать вместе с ребенком в этом процессе и показать ему всю красоту музыкального искусства? Попробуйте, вам это доставит большое удовольствие.
На что обращать внимание ребенка, что ему говорить, над чем работать. Музыка развивает чувство ритма у ребенка. Не всегда у вашего малыша будет получаться стучать ровно или в такт, при этом не следует акцентировать его внимание на том, что не получилось. Стучите вместе с ним, по очереди, разговаривайте при помощи ударных инструментов (установите диалог), поиграйте в повторяшки (один стучит, другой отвечает тем же). Можно попробовать простучать имена мамы, папы, любимых зверюшек или отрывок из стихотворения. Главное, чтобы не прерывался процесс игры.
Я бы хотела процитировать высказывание о музыке Ж.Ж.Руссо: «Учите музыку, как хотите, лишь бы она всегда оставалась забавой». Придумывайте, творите вместе с детьми, тогда положительный результат не заставит себя долго ждать.
Для определения тембра голоса хороши все игры закрытыми глазами с различными вариациями, игры в разговор по телефону и т.д. Тембр инструмента лучше всего ребенок различает, если ему играют на этом инструменте или он пробует сам. Но не каждый родитель может похвастаться, что играет на каком- либо инструменте, а даже если и играет, то на одном, реже - на двух. В этом случае можно посоветовать слушать записи, это не ново, весь секрет в том, как их слушать.
Заставить ребенка слушать сложные произведения, все равно, что попросить первоклассника решать задачи из высшей математики. Нужно начинать с простого. Вспомним эволюцию, то, как развивалось человечество. Сначала были созданы простейшие инструменты - ударные, затем духовые, струнные. Не сразу человек перебрался из пещер с плясками у костра в роскошные концертные залы с музыкой, которую сейчас называют классической.
Вы уже догадались, на что я намекаю. Да, именно, наше слушание музыки или игра на инструментах на первых порах будут напоминать пляски у костра и пусть это вас не смущает. Конечно, необходимо сказать и о том, что ваш ребенок - индивид, который развивается в определенной культуре и, поэтому, ему будут близки те музыкальные произведения и те инструменты, которые одобряются и наиболее популярны в нашем обществе.
Слушая же отрывки из музыкальных произведений, попробуйте вместе с ребенком имитировать те инструменты, которые вы слышите. Если вы хотите обратить его внимание на другой аспект звучащей мелодии, например, на то, кто его написал и как называется произведение, то лучше показать портрет композитора, «познакомить» вашего ребенка с сочинителем и слушать в движении, здесь вам поможет ваша фантазия. Звучит «Полет шмеля» Римского-Корсакова, полетайте как шмель; звучит тема прогулки Мусоргского из «Картинок с выставки» - создайте ощущение того, что вы вышли на прогулку и др.
Необходимо отметить, что у маленьких детей в этом возрасте еще не сформирован альфа-ритм (он развивается лишь к 14-15 годам, когда закрепляется формирование абстрактного мышления), и им будет сложно воспринимать музыку с альфа-ритмом. Произведения, где присутствует дельта-ритм (этот ритм можно услышать в Лунной сонате Бетховена, во многих ноктюрнах Шопена и др.) будут понятны и интересны детям. С точностью указать, в каких произведениях какие ритмы присутствуют - достаточно сложно, это требует проведения специальных экспериментов. Но вы можете сами, судя по реакции ребенка определить, какое произведение предпочтительнее давать ему послушать. Если же вас заинтересовала тема восприятия музыки, то могу вам рекомендовать замечательную книгу В.И.Петрушина «Музыкальная психология».
Как обратить внимание ребенка на различный темп в музыке? Слушание контрастных по темпу произведений, а лучше смена темпов в одном произведении - вот тропинка, которая приведет к результату. Но вы уже знаете, что пассивное слушание не приведет к нему. Двигайтесь под музыку, стучите, рисуйте, используйте различные предметы и картинки.
Вы хотите, чтобы ваш ребенок играл на каком-нибудь инструменте. Подготовкой к этому можно заняться уже сейчас. Пальчиковые игры - основа такой подготовки. Такие игры позволяют развить у ребенка координацию движений, тонкие тактильные ощущения. Известно также, что большую роль упражнения ручками и пальчиками играют в развитии умственной деятельности ребенка.
С какого времени начинать обучение игре на инструменте? Это решать педагогу. Если ваш ребенок уже готов к контакту с инструментом, почему бы и не попробовать? Многое зависит от взаимодействия между преподавателем и вашим ребенком. От личности преподавателя, от его способности устанавливать доверительные отношения с учениками. В этой статье я не буду рассматривать подробно эту сторону музыкального обучения, так как, на мой взгляд - это отдельная работа.
Я хочу отметить то, что маленьким детям свойственно говорить, что они уже умеют играть, например на фортепиано. Не удивляйтесь, с их точки зрения это так и есть. Ведь они извлекают из него звук, этот звук может олицетворять погоню кошки за мышкой, полет птички или рев медведя. А это уже творчество. Пусть ваш малыш еще не играет Шопена, не импровизирует на темы Моцарта и Баха, но он играет знакомые ему вещи: героев сказок, песни о своих любимых игрушках. И такая игра достойна похвалы и поощрения. Это те же каракули на листе до того, как малыш действительно начнет рисовать понятные взрослым изображения.
Очень часто дети сами наталкивают меня на создание новых пособий или музыкальных игр. Наблюдая за детками 2-х лет, я отметила, что они очень любят игры-прятки. Так родились упражнения: «Нотки-прятки» и «Гуделка».
«Нотки-прятки».
Данное пособие способствует развитию интонирования и вокализации у маленьких детей. Помогает усваивать местонахождение нот.
Для 1 пособия необходимо взять 2 белых чистых листа. На одном из них нарисовать нотный стан, скрипичный ключ и одну ноту. Ноту прорезать так, чтобы ее можно было открывать и закрывать. На другом листе приклеить цветную ноту (цвет должен быть ярким, насыщенным) чуть большего размера. Затем оба листа склеить. Прорезанная и цветная нота должны совпадать. Тогда открывая прорезанную, можно увидеть цветную. Как вариант можно использовать не только цветные ноты, но и написать крупными буквами их название. В своей работе я использовала 7 пособий: по одному для каждой ноты.
Ничего не объясняя (дети маленького возраста тяжело воспринимают длинные потоки непонятной ему пока речи взрослых людей) вы показываете пособие. Слегка приоткрывая ноту – окошко, вы одновременно пропеваете данную ноту. Затем тоже предлагаете сделать ребенку. Маленькие дети с удовольствием выполняют это упражнение. Это похоже на игру в прятки. Главное, они, сами не замечая того, точно (в меру своих способностей) вслед за вами будут чисто петь ноты. Если изучение нот не является вашей целью, то пособие можно применять как развитие интонирования простых слогов у дошкольников.
«Гуделка».
Для данного упражнения хорошо подходит датский танец «7 прыжков». Но не у всех он может быть в наличии. Тогда вы можете сами записать музыку или сочинить ее на уроке вместе с детьми. Суть музыкального отрывка заключается в том, что попеременно звучат: гудение музыкального инструмента и мелодия веселого танца. Когда дети слышат гудение, они прячутся: приседая, закрывают глаза руками. Ритм танца снова созывает детей в круг. Они хлопают в ладоши, ставят ножку на пяточку, кружатся. Только стоит им услышать гудение – это сигнал, что пора прятаться. Дошкольники с большой радостью выполняют данное упражнение. Ведь для них нет ничего проще, чем прятаться. А веселая музыка только подбадривает их. В танце-игре у детей развивается музыкальное внимание, ведь нужно слушать, когда начинает гудеть, а когда звучит мелодия.
Ритмо-пластика: необходимо точно в такт музыке выполнять движения. Использовать это упражнение удобно также в случаях, когда нужно раскрепостить ребят.
Кончено, многое осталось за рамками этой статьи. Думаю, что ваше творчество вместе с ребенком, ваша фантазия подскажут вам и другие интересные находки для этого увлекательного процесса. Вы и сами сможете создавать такие музыкальные упражнения для ребенка, а они, в свою очередь, разовьют ему память, воображение, логику. И, конечно, музыкальный слух, чувство ритма.
Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник