Е.Семынина | декабрь 2010
Словосочетание «ранее развитие ребенка» всегда кого-то привлекает, а кого-то пугает. Прежде, чем решить, есть ли необходимость в раннем развитии детей, нужно понять, что это за процесс.
Развитие – это изменение. Изменение того, что уже имеется, то есть врожденных задатков и способностей. Прогрессирующее развитие воспринимается нами со знаком плюс, а регрессирующее – со знаком минус. На то или иное развитие индивида влияют различные факторы: среда, близкие люди, личностные особенности человека. Изменения происходят в физической, когнитивной (умственной) и психосоциальной областях. Раннее развитие ребенка предполагает ускоренное изменение мыслительных, эмоциональных, двигательных процессов в организме ребенка.
В настоящее время накоплено много данных, подтверждающих, что малыши, с которыми занимались по методикам раннего развития, демонстрировали навыки, свойственные детям более старшего возраста. Так, например, никого не удивить тем, что дети в 2,5 - 3 года могут читать, в 3-4 решать задачки, играть на музыкальных инструментах и т.д. Но один из моих 4-х летних учеников, читая книгу об устройстве машин, объяснял мне различие между генератором и карбюратором. А другой дошкольник, с легкостью решая музыкальные задачки за 1-2 класс, возмущался, почему их так мало.
Любому родителю приятно видеть и осознавать, что его чадо такое умное, способное и талантливое. Стараясь закрепить эти навыки, развить способности, взрослые (преподаватели, близкие) увлекают ребенка в мир математики, музыки, естествознания, иностранных языков. Как это делать, грамотно описано многими исследователями и практиками столетия (С.Лупан, Г.Доман, Судзуки, Монтессори, Никитины и др.).
Конечно, каждый родитель сам решает, нужно ли его ребенку ранее развитие, тем более – развитие музыкальное. «Для чего маленькому ребенку такие знания в раннем возрасте, если всему этому учат в школе?», - спрашивают меня родители.
Что ж, мы подошли к вопросу о плюсах и минусах раннего развития детей.
Плюс – это то, чему мы говорим: «Да!». Прежде всего, раннее развитие – это увлекательный и интересный ПРОЦЕСС. Дошкольный возраст является синзетивным (чувствительным) периодом для развития всех познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения и др. У каждого малыша есть врожденные задатки, которые можно и нужно развивать. Развить рано – это привить на всю жизнь. То, что маленький ребенок любил и понимал в раннем детстве останется таковым на долгие годы. Как он этим распорядится в дальнейшем - его выбор.
Развиваем, изменяем, составляем программы, делаем методические разработки – в сути всех этих слов скрывается некоторое давление взрослого, которое он оказывает, на малыша, взаимодействуя с ним. Если такого давления слишком много и преподаватель или родитель преследует какие-то свои цели, то, скорее всего, результатом раннего развития будет то, чему мы говорим: «Нет!» Быстрая утомляемость, потеря интереса к происходящему вокруг, истерики, различные недомогания и нервные расстройства – минусы, которые возникают вследствие НЕВЕРНО организованного процесса раннего развития.
Конечно, лучше в любом деле достигать «золотой середины». Недаром, очень многие композиторы классической музыки пытались реализовать это в своих произведениях. Например, Моцарту удалось гениально «вычислить» местонахождение 3/4.
А как найти «золотую середину», занимаясь с маленькими детьми?
Прежде всего, нужно отталкиваться от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка:
- дети 2- 4 лет очень подвижны и эмоциональны. Они непосредственно выражают и показывают все свои желания. Ребенок 2-х лет еще не способен выразить словами все, что он переживает, но невербальное общение дается ему гораздо легче. Эмоционально малыши быстро откликаются на чужую боль или радость, они как-будто «заражаются» эмоциями. Преподаватели не всегда учитывают повышенную эмоциональную восприимчивость маленьких детей. Ребенок чувствует и внутреннее раздражение, и антипатию взрослого, даже если последний обращается к нему с улыбкой и ласковыми словами;
- детям дошкольного возраста свойственно проявление непроизвольного внимания, поэтому их действия спонтанны и ситуативны. Но это вовсе не означает, что у малыша слабая память. Следуя своему внутреннему замыслу, ребенок манипулирует предметами, он как бы пытается преобразовать то, что ему предложили. Иногда взрослым просто необходимо понаблюдать за тем, что делает малыш, чтобы понять, что в каждом действии заключен свой смысл;
- психологи отмечают, что именно в этом возрасте у человека закладывается основа «Я-концепции». Общение со взрослыми и сверстниками имеет большое влияние на то, какие качества будут преобладать в Я-системе ребенка.
Многие эстетические предпочтения ребенка формируются в раннем возрасте, а музыкальное искусство влияет НА ВСЕ познавательные процессы и, кроме того, развивает эмоционально – волевую сферу ребенка.
Пора, я думаю, перейти к конкретным рекомендациям. Начинаются они со статьи «Как заниматься с малышом… Музыкой!»
Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник