А.Егорова | июнь 2018
Эта тема навеяна часто задаваемым вопросом, на который в силу экономии времени вопрошающих и особенно отвечающих более целесообразно ответить публично.
Сразу оговорюсь, что проводить какие-то сравнения и параллели всегда не очень приятно, очень непросто с этической точки зрения, так как одна из сторон - всегда лицо заинтересованное.
Тем не менее, обстоятельства вынуждают провести сравнение между двумя наиболее значимыми западными образами дидактики вокала, популярными среди вокалистов, так что остается только постараться сделать это как можно более конструктивно и как можно менее эмоционально, иными словами - нейтрально.
Итак, насущным вопросом является - «В чем разница между методами CVT (Complete Vocal Technique) и EVT (Estill Voice Training)»?
Ну, во-первых, как видно из названия, оба эти метода являются тренингом. Сие означает, что предназначением обоих является что-то тренировать. Как известно, тренировка - это систематические упражнения с целью образования и развития умений и навыков, повышения функциональных возможностей организма в целом или в конкретной деятельности. В данном случае оба метода имеют отношение к голосу, потому речь идёт о тренировке вокальных навыков, за которые отвечают мышцы вокального аппарата.
ОБЩЕЕ: данный факт выделяет их среди других методов, которые скорей делают ставку на божественность природы голоса, дар или же харизму всемогущего педагога по вокалу, нежели на такой «неприятный» для вокалиста и тривиальный аспект, что голос не является продуктом какой-то магии или дара свыше (равно как и атлетически сложенное тело), а зависит от тренировки мышц, отвечающих за его качество.
А мышцы, как известно, поддаются влиянию, то есть тренируются, поэтому из любого голоса можно сделать то, что мы хотим получить в конечном итоге. Вопрос таланта тут не рассматривается, так как вокалист становится крутым и мега звездой не только из-за своего тембра и техники голоса, но и благодаря другим музыкальным и артистическим качествам, а также не без наличия некоторого везения: быть замеченным в нужное время и в нужном месте очень крутым продюсером.
ОТЛИЧИЕ: рождением Estill Voice Training можно считать начало 70-х годов прошлого века, так как именно в это время певица, вокальный педагог и уже начинающий исследователь голоса Jo Estill начала свои научные исследования в Медицинсокм Центре в г. Колтон (США).
В течение 80-х годов были сделаны важнейшие открытия: 4 разных вокальных качества тембра, среди которых и знаменитый twang (впервые описанный и названный так именно Jo Estill) в 1981; о независимом контроле структур вокального аппарата (1982); добавлены новые вокальные качества - фальцет и бэлтинг (1984); опубликованы научные работы, представленные на различных симпозиумах Care of the Professional Voice в Нью Йорке.
А в 2004 году исследования были закончены, создана дидактическая база, и Jo Estill официально представила свой метод, ставший реально первым научным, то есть основанным не на догадках, личном опыте или частичных (экспериментальных) исследованиях педагога (исследователя), а только и исключительно на подтвержденных (то есть продемонстрированных документально и с соблюдением всех процедур любого научного исследования) данных.
Метод получил одобрение, а Jo Estill - степень почетного доктора в East Anglia University.
На тот момент не существовало ни одного другого научного метода и законченного исследования по функционированию структур вокального аппарата, а тем более фундаментальнейшего открытия (легшего в основу метода), что каждую структуру вокального тракта можно контролировать независимо друг от друга (1982). Ну да, также просто, как руку, ногу, или поворот головы. Вы ведь не поднимаете ногу каждый раз, когда хотите почесать нос, так почему же столько лет вас обязывали делать зевок для того, чтобы петь свободно?
Jo Estill посчастливилось сотрудничать с лучшими исследователями голоса в США своего времени. Наиновейшим были не только методы исследования, специалисты-исследователи, но и оборудование. Так Estill одна из первых воспользовалась такими техниками исследований, как электромиография, электроглоттография и видео стробоскопия, позволяющими увидеть работу голосовых связок, а также активность мышц каждого отдельно взятого вокалиста. Эти невероятные инструменты техники предназначены для изучения исходящего голосового сигнала и позволяют увидеть работу голосовых связок и некоторых других структур во время фонации.
Что же такое Estill Voice Training? Это базовая система тренировки голоса, основанная на переосмыслении процесса вокального производства от общего к частному, или от «общей постановки голоса» к контролю отдельных структур вокального аппарата с целью получения конкретного и желаемого каждым вокалистом результата.
CVT (Complete Vocal Technique), Совершенная (или полная) вокальная техника - это техника пения, которая была основана датской певицей и исследователем голоса Cathrine Sadolin в 1992 году.
Был опубликован также вокальный учебник с аналогичным названием «Complete Vocal Technique».
CVT была создана как система для изучения вокальной техники, а в 2005 году Sadoline открыла также Complete Vocal Institute в Копенгагене.
Примерно в те же годы появился не научный, но достаточно эффективный по своему базису упражнений, метод Speech Level Singing, основанный вокальным тренером Seth Riggs и известный в России по его учебнику «Пойте как звезды».
Несмотря на отсутствие у метода научного базиса, интуиция Seth Riggs позволила создать ему ряд довольно эффективных (особенно для начинающих) упражнений, которые при правильном их выполнении позволяют довольно быстро решить одну из самых насущных проблем вокалиста: слом голоса на переходных нотах и потерю его насыщенности далее на верхних.
Цель метода: получить микстовый голос, звучащий одинаково хорошо во всех регистрах.
Ограничения: отсутствие научной базы и, в связи с этим, адекватного отслеживания происходящего процесса и точных физиологических рекомендаций по выполнению упражнений, а также ограничения в плане экстремальных вокальностей и бэлтинга, которые Seth Riggs настоятельно не советует.
Поскольку целью данной сравнительной статьи все же являются 2 конкретных метода, по которым чаще всего задаются вопросы, то не считаю нужным останавливаться подробно на методе SLS, хотя и упомянула его не случайно.
Во-первых, потому что упражнения данного метода часто творят чудеса, позволяя вокалисту в короткие сроки изменить то, что не удается профессорам вокального факультета в течение 5-6 лет обучения студента в престижном вокальном учреждении.
Во-вторых, Seth Riggs, пожалуй, единственный, который действительно разработал свой метод самостоятельно, а не на основе информации других методов. Он сам ссылается на то, что позаимствовал многое из belcanto, что только делает ему честь. Он честно упоминает источник в отличие от лидеров других методов, получивших свои азы и старт с исследований Jo Estill, часто будучи ее студентами и создавшими свои «новые методы» не без ее влияния.
Ведь чтобы что-то называть своим, наверное, надо найти реально что-то новое или развить что-то ранее существовавшее во что-то новое. Это могут быть новые открытия, пересмотр старых открытий и их усовершенствование (подтвержденное столь же научными методами), ну и создание новой дидактической базы на основе данной информации.
Иногда даже образованные вокологи (лица, объединившие в своем образовании вокальное искусство и науку) спешат делать скоропалительные выводы и опровергать старые открытия ради продвижения своего имени. Но ведь для любого опровержения нужны факты! И если открытие когда-то было подтверждено определенным научным исследованием и фактами, то и вслед за их опровержением должны предоставляться аналогичные доказательства.
А просто критиковать и опровергать способен каждый, только никакой научной силы такие опровержения не имеют. К сожалению, человеческое эго, то есть желание быть первым и прославить себя без приложения разума, времени и труда, увы, являются плохими спутниками успеха!
Также, к сожалению, у многих довольно размытое представление о том, что такое метод и что такое опыт. Часто приходится встречаться с тем, что человек, пройдя разные тренинги или же взяв уроки у разных педагогов, собирает этот опыт воедино и «выстреливает» все полученные знания под названием «мой новаторский (авторский) метод».
Напрашивается вопрос, а в чем собственно новаторство? В том, что у него хватило времени и денег пройти через кучу педагогов, а потом предлагать студенту все эти знания на все случаи жизни? Ну тогда это опыт, а не метод, как, к слову, и называют это порядочные педагоги, почему-то чаще встречающиеся в иных сферах: спорт, преподавание музыкальных инструментов, школа танца, но вот только не в вокале…
Да и изменение структуры подлинника и некоторых названий не меняют сути, хотя… хоть и говорят математики: от перестановки слагаемых сумма не изменяется, часто такая перестановка при перекраивании первоисточника под свой «метод» может привести к значительной потере важных элементов в цепи, и как следствие, к деградации.
К сожалению, встречаются еще такие «проповедники», которые заявляют, что «собрали все лучшее из EVT и других методов» и выдают это за «свой метод». Это означает примерно следующее: походил по разным семинарам, насобирал информации, смешал в одно и выдал за своё.
На самом деле, чтоб хоть как-то «переварить» информацию метода, а тем более глубже ее понять, необходимо время, причём не только на теорию, но и на практику материала. Многие же, едва пройдя семинары, бегут делиться «собственным авторским методом»…
Я тоже за свою жизнь занималась разными видами спорта и по сию пору продолжаю их практиковать. Но у меня нет ни одной лицензии фитнес-тренера и ни одного звания мастера спорта. Даёт ли это мне право выбрать «лучшее» из всего этого и преподнести, как свой новый метод? Могу попробовать, только если в результате таких тренировок вы вывихнете пяткой лопатку и натяните ягодницу на подбородок, не взыщите!
С момента презентации Jo Estill своего метода Estill Vocal Training и признания его первым научным официальным, появилось огромное количество «нео-научных» методов, часто с довольно амбициозными названиями «всеобщий», «полный», «совершенный», «система», «академия» и т.п.
Несмотря на грандиозность названий, исторические свидетельства указывают, что подавляющее количество таких методов, среди которых: Vocal Power, Vocal Music System, TVS (The Vocal Studio), CVT (Complete Vocal Technique), равно как и именитые вокальные тренеры, многие из которых стали кумирами благодаря YouTube, начали свою карьеру с Jo Estill, иногда совместив ее еще и с Seth Riggs.
В итоге вышли в свет многочисленные гибриды, которые, бесспорно, могут помочь в освоении вокала, так как известно, что для каждого индивидуума существует свой подход, все люди разные и с разным мышлением и восприятием, потому выбор метода или преподавателя - это всегда дело сугубо личное и непростое, часто совершаемое путем проб и ошибок, так как сразу и наверняка, увы, не всегда получается.
Просто выбирая что-то из них, отдавайте себе отчет в том, что 100% подтверждения и ответственности, как в Estill Voice Training, вы там не получите.
Если в EVT каждому упражнению и утверждению соответствует демонстрация, причем не только практическая (педагогом), но и видео, где вы можете наглядно убедиться в точности утверждения, в других методах вы этого не получите.
Безусловно, в EVT есть ограничения. Так, если исследование не закончено, и окончательной ясности в вопросе пока нет, вы услышите честный ответ «не знаю» или «это мои предположения и частная практика, пока наукой не подтвержденная», а также рекомендации по осторожному выполнению того или иного приема в связи с его высоким риском и отсутствием (пока) выверенной дидактики по предотвращению возможных последствий.
Суть в том, что вокальное здоровье является приоритетом метода EVT, возможно еще и по этой причине метод был признан терапевтическим и введен, как обязательный, во многих официальных музыкальных учебных заведениях мира. Так, во многих итальянских консерваториях в список дисциплин включен и EVT, и это огромная победа, принимая во внимание тот факт, что академисты являются наиболее придирчивыми и скептическими критиками всех новых вокальных технологий.
Отсюда сразу проведем еще одну параллель: несмотря на название comlete (полный, совершенный) тренинг CVT не рассчитан и не годится для вокалистов, работающих в академическом или оперном стиле, в то время как EVT используется, как тренировочный базис во всех стилях, включая и оперу.
Но все же пора вернуться к основной цели данной статьи: проведению сравнения между методами EVT и CVT, извиняюсь за столь затянувшееся лирическое отступление…
Стараясь сохранять наибольшую объективность в данном сравнении (хотя, признаю, что будучи последователем одного метода, это непросто), приведу отрывок из пресс конференции в школе Sonus Factory, в которой одновременно участвовали представители Estill и Cathrine Sadolin во время визита последней в Италию в 2012 году.
«Вопрос к Cathrine (или тому, кто ее знает):
Были ли у вас знания EVT, когда вы начали собственное исследование, и начали ли вы его с отсутствующих в EVT аспектов или с другим видением процессов, или это не имело никакого отношения друг к другу? Еще раз спасибо!
Ответ представителя CVT:
Cathrine много лет знала об EVT. Являясь представителем Датского Артистического Союза, она была одной из первых, кто предложил Jo Estill посетить Данию в середине 80-х. В то время Катрин уже разрабатывала свои собственные методы (ее видео о технике вокала датируется 1991 годом и называется «Rough, Ready and Able»). Позже она отказалась от предложения стать последователем Jo Estill и пошла, как говорится, своим путем. Однако метод EVT стал довольно популярен в Дании, и многие опытные датские учителя прошли обучение по системе EVT. Мы с удовольствием встретились с некоторыми из них в качестве приглашенных преподавателей на трехлетнем курсе «Вокалист/ преподавательский диплом» в CVI (Complete Vocal Institute), чтобы представить альтернативную перспективу для будущих преподавателей CVT.
Подход Jo Estill к технике пения с анатомией вместо мифов и ее принятие (некоторых*) новых звуков вдохновили многих профессиональных специалистов по всему миру. Cathrine также была вдохновлена, таким образом, стало очевидно, что необходимы новые подходы к вокальной технике, но она нашла EVT слишком далеким от своего собственного видения техники пения и не стала использовать систему на практике. EVT и CVT могут иметь больше общего друг с другом, чем у них есть, например, с Bel Canto, но в остальном они представляют фундаментально разные взгляды на вокальную технику.»
*По поводу «некоторых» могу добавить свой комментарий, который, надеюсь, внесет некоторую ясность. Jo Estill не занималась эффектами экстремального вокала, но подготовила для нее надежный базис: один только контроль ложных связок и управление body-cover голосовых связок и многое другое дали массу возможностей для дальнейшего углубленного изучения эффектов. На тот момент, в 2012 году, такие исследования Estill не были закончены и проводились ее последователями, в частности CCI Alejandro Saorin Martinez и бывшим CCI Alberto Ter Doest. Но в прошедшие с того времени несколько лет многие исследования были оформлены в законченные результаты и дидактическую базу, пополнив недостающее звено и позволив пополнить семинары Estill Voice Training специальным продвинутым курсом Distortion Tour.
Не могу судить о том, на какие исследования опиралась Cathrine Sadolin, начавшая практиковать эффекты раньше нас (что и стало причиной ее приглашения в Италию в 2012 году с семинарами, равно как и причиной приобретения мной примерно в то же время ее учебника Complete Vocal Tecnique)… Судя по тому, что в отличие от Estill она отрицает какое-то влияние ложных связок на фонацию, что в приобретенном пособии отсутствуют какие-либо указания по контролю данной структуры, ее исследования действительно пошли в другом направлении. Не имела возможности с ними ознакомиться, так как не встречала никакого упоминания о них, но сама предпочла тренировать эффекты по Estill, так как сочла данный тренинг гораздо более здоровым и конструктивным. Конечно, в данном случае это только мой личный опыт! (Прим. автора)
Рассмотрим теперь в чем же все-таки заключаются главные принципиальные дидактические отличия между методами EVT и CVT.
Основные принципы EVT: знания позволяют осознанно контролировать вокальный аппарат; фонация начинается до того, как мы слышим голос (мышечный контроль это позволяет); дыхание должно адаптироваться под то, что встречает воздух на своем пути при выходе; оптимальный вокальный тренинг результативен, когда разделен на три составляющих: техника, искусство (стиль) и магия спектакля (артистический дар).
Возможно, поэтому метод не претендует на название «совершенный» или «полный», так как занимается исключительно техникой, не примешивая к ней все остальное (стиль, искусство исполнительства), поскольку считает такую сконцентрированную работу наиболее эффективной. Ведь часто именно техника является камнем преткновения, а стилю и артистическому мастерству можно научиться у вокального педагога и в профильном учебном заведении, чему обычно уделяют много времени в отличие от собственно техники…
Вы же не начинаете одновременно учиться писать буквы и сразу же писать заметки в газету? Обучение верховой езде начинается с умения держаться на лошади и выполнять простые аллюры, а не с выездки или конкура, обучение танцам - с па, а фигурному катанию - с обязательных фигур, что и вдохновило Estill на создание конкретного метода. Как факт, ее главным открытием 1982 года стало то, что каждой структурой вокального аппарата можно управлять независимо.
Четкая структура также разделяет звук на три составляющих: мощь-источник-фильтр, что позволяет избежать путаницы в структурах вокального аппарата и их роли в фонации.
В соответствии с данными принципами построена вся дидактическая система Estill. Изучаются основные принципы функционирования механики вокального аппарата: высота звука, мощь или дыхание и самое главное - вокальный баланс и измерение силы воздействия на те или иные структуры - мышечная работа. Ведь самой главной трудностью вокалиста (впрочем, и любого другого музыканта) является именно равновесие прилагаемых сил: где расслабить, где усилить и как усилить так, чтобы не пережать. Потому мышечная работа является очень важной, фундаментальной главой в Estill Voice Training. Все это не может вписаться в простую схему: поддержка-опора, наличие «необходимого twang» и определенного положения челюсти и губ, как это определяет Catherine Sadolin.
Как факт, если вы освоили данный баланс, то сможете петь при наличии или отсутствии twang (по вашему желанию) и уж тем более с любым положением челюсти и губ, ибо все положения структур имеют право на существование, производят определенный эффект, влияя на звук, и не создают проблем, если при этом мышцы, управляющие ими, работают в необходимом удобном режиме.
Вы же не можете кататься свободно на велосипеде только в том случае, если смотрите вправо или только влево, и если при этом ваша рука сжимает определенным образом руль? Вы это делаете, потому что нашли равновесие и потому что ваши мышцы ног работают в удобном вам режиме, крутя педали.
При этом дидактическая схема Estill довольно проста: объяснение всегда берет начало не от метафор, и не от звукового подражания, а основана на реальных и знакомых всем действиях, которые каждый в состоянии выполнить и с которыми встречался в реальной жизни. Далее вам объясняется физиология, так как человек - не обезьяна и должен отдавать отчет тому, что делает. Далее идут упражнения. Все выполняемое вами подтверждается документально на семинарах, вам показывают все, что происходит при этом внутри.
Таким образом, в первой части курса изучается подробно каждая структура вокального аппарата, и даются упражнения по их контролю - Фигуры по Контролю Голоса. Во второй части курса из изученных структур складываются в паззл 6 вокальностей или вокальных тембров. После чего на специальном курсе Distortion Tour добавляются эффекты.
Как видите, это довольно четкая дидактическая система, не навязывающая вам ни стилей, ни вкусов, так как техника полностью отделена от всего остального и дает вам возможность выбрать для себя то, что вы считаете наиболее полезным именно для вас. Хотя мы со студентами часто развлекаемся, постоянно меняя стили, благо набор средств это позволяет.
Основные принципы CVT: три вокальных принципа для производства правильного звука; 4 вокальных режима для того, чтобы выбрать какую «передачу» следует включить для вашего вокала; тембры для того, чтобы дать звонкость или глубину голосу; эффекты для получения добавок к звучанию.
Тремя вокальными принципами по производству правильного звука являются: поддержка (или опора); необходимый twang; запрет на выдвинутую челюсть и активность губ.
Структура курса построена сразу же на основе 4-х основных вокальных качеств, при изучении которых дается много голосовых примеров, советов по характерным гласным (в которых, на мой взгляд, легко запутаться), указаний по положению некоторых внешних структур и наведения на ощущения путем имитаций.
Безусловно, для специалистов данный метод может быть очень доступным, но мне как-то ближе метод индукции Estill, то есть переход от хорошо понятых частных компонентов к общим: от структур или компонентов рецепта к готовому рецепту или вокальностям (но это опять же личное мнение).
Кроме того, отсутствуют подробные объяснения происходящих процессов с точки зрения физики и анатомии, что для любознательных недопонимаек с конструктивным мышлением и будущих преподавателей могут быть совсем не бесполезны.
EVT не работает с термином «поддержка» и «опора», а делает ставку на мышечную работу - анкеровку. Согласно EVT, работа с мышцами живота считается менее важной и даже вредной, способной привести к зажимам (прямая мышца живота является мышцей усилия). EVT предлагает сместить нагрузку с мышц живота на другие дыхательные мышцы, ответственные за создание и поддержание объема торса, шеи и ротоглотки.
Кроме того, последние исследования, проведенные в Estill, подтвердили тот факт, что никакие внешние манипуляции не способны влиять на движение диафрагмы, которая при любом виде фонации делает одинаковую работу.
В CVT поддержка является одним из основных принципов, и большая часть посвящается именно работе с мышцами живота.
CVT не работает с мышцами головы и шеи, считая, что это может привести к непреднамеренным зажимам. Однако не стоит забывать, что в CVT отсутствует такой необходимый фундаментальный и связующий сегмент, как контроль ложных связок.
Снова приведу цитаты преподавателей с конференции в Риме 2012:
«Estill Voice Training может стать откровением для вокалистов с вредными привычками в вокальной или разговорной технике. В научной направленности Estill по пониманию и изоляции разных вокальных структур ученики могут обнаружить, что, получив контроль над своим инструментом, они получат более сильный, многообразный и здоровый голос.
Полная (совершенная) вокальная техника может стать помощником для профессионального вокалиста, который ищет тонны стилистических и исполнительских инструментов.»
Система обучения EVT предполагает обязательное посещение семинаров, на которых вам подробно объясняют и наглядно демонстрируют работу вокального аппарата, а также показывают, помогают освоить и контролируют правильность выполнения практических упражнений - Фигур по Контролю Голоса.
Исключительно на семинарах выдаются и учебники (рабочие тетради) Estill, их нет в свободной продаже, никогда не было, и политика Estill этого не предвидит в будущем. Этому есть объяснение: метод располагает серьезной информацией и цель его направлена на тренировку мышц, тренирующийся должен получить предварительно теоретическую информацию и практическую поддержку от профессионалов метода, чтобы отдавать себе отчет в своих действиях и выполнять упражнения без ошибок и с наибольшей эффективностью. Именно поэтому метод EVT в версии «самоучитель» не существует.
Более того, цель его - научить контролю, а не простому звукоподражанию, потому даже в Рабочих тетрадях вы не найдете аудио примеров, да и на занятиях мастер-тренер хоть и показывает вам упражнения, но всегда старается добиться от вас самостоятельного управления своим голосом, а не простого подражания звуку, так как только физическое осознание дает настоящий контроль. В противном случае это будет методом для обезьян.
Естественно, всегда возможны занятия с вокальным тренером-преподавателем метода EVT, если вам это необходимо. Причем в том режиме, который вы выберите сами: раз в неделю, в год, или в 10 лет.
В свободной продаже, впрочем, вы можете найти обзорную книгу по исследованиям Jo Estill: Estill Voice Model (Kimberly Steinhauer, Mary McDonald Klimel and Jo Estill), довольно серьезное издание с приложением всех ссылок на научные работы, но рассчитанное, надо сказать, все же на специалистов голоса, а не простых читателей.
Техника CVT представлена ??в 272 страничной книге, доступной на разных языках на свободном рынке. Вся методика основана на обучении способом имитации звуков. Для этого существуют звуковые примеры. Книга поставляется с ключом Linues для «CVT Sound Library», где можно найти примеры звука в Интернете.
Также существует интернет-сообщество и регулярные возможности для посещения семинаров. Можно также заниматься индивидуально с вокальным тренером, практикующим данный метод.
Правда, в данном случае, как собственно и в любом другом официальном методе, важно найти действительно сертифицированного преподавателя.
То есть ОБЩИМ является то, что у обоих методов существуют официальные сайты, где вы можете найти и сертифицированных преподавателей, уполномоченных проводить как коллективные семинары-лекции, так и практические занятия, и список официально назначенных семинаров по всему миру.
Таким сайтом для Estill Voice Training является https://www.estillvoice.com, а также поддерживающие сайт на официальном уровне https://vocalmechanica.ru и http://evt.vocalmechanica.ru Достаточно набрать Find Instructor, и вы найдете авторизованных мастеров метода, а Find a Course - официально назначенные курсы по всему миру.
В случае с CVT - это Complete Vocal Institute, где вы также найдете календарь запланированных официальных курсов и авторизованных на их проведение мастеров-преподавателей: http://completevocal.institute/find-a-teacher
Обязательно обращайте внимание на отличие в статусе преподавателей, так как у структурированных методов всегда наличествуют разные степени подготовки: просто педагог-практик не имеет права читать коллективные лекции на аудиторию, так как его знания и опыт не соответствуют предъявляемым к такого рода деятельности требованиям. Данные требования устанавливаются дидактикой метода и на каждую степень существует свой срок обучения и свой набор знаний и экзаменов.
К сожалению, в связи с повышенным спросом в России на западную вокальную педагогику и громкие имена, нередко случается так, что человек, просто прослушавший семинары или не имеющий соответствующей квалификации на проведение семинаров или практическое обучение студентов по методу, приезжает в Россию (или уже здесь проживает) и назначает совершенно не официальные семинары и тренинги.
Безусловно, любое профессиональное обучение стоит денег и, главным образом, времени и сил. Не все готовы на такие вложения и жертвы, но многие гонятся за мгновенным успехом, нисколько не заботясь о дальнейших последствиях своего неквалифицированного влияния на чужие голоса и не беря на себя никакой ответственности…
Именно поэтому метод EVT столь ревностно заботится о защите своей информации от незаконного проникновения в массы.
Потому помните, какой бы метод или курс обучения вы ни выбирали, только вы ответственны за свое вокальное здоровье. Не ленитесь предварительно зайти на официальный сайт метода и проверить в списках официально назначенные семинары и является ли проводящий их официальным представителем метода: официальным лектором, преподавателем или тренером. Если имени проводящего мастер-классы или семинары в списке вы не нашли, значит на 100% данная персона не является уполномоченным представителем метода.
Не верьте громкой рекламе, если не хотите, чтобы в лучшем случае вас… одурачили.
Есть и небольшое ОТЛИЧИЕ в информации на сайтах: на https://www.estillvoice.com вы найдете в разделе about и research, то есть список исследований с указанием на конкретные научные работы и даже видео. На Complete Vocal Institute, кликнув в соответствующем разделе я такого списка не обнаружила, а лишь упоминание в целом о «многочисленных исследованиях» без какой-либо конкретной информации. Возможно, я просто не там искала.
Ну и в заключение, вне рамок преподавания или семинаров, и даже не как вокальный тренер, а главное, совершенно бесплатно, раскрою вам главный секрет западных звёзд: все они пахали и пашут, как папа Карло, ради достижения и поддержания своего успеха! То же самое относится и к вокальным преподавателям. Таблеток для голоса, таланта и успеха пока не изобрели!
Помните, что главное - уметь использовать все полученные знания с пользой. Безусловно, человек разумный и трудолюбивый так и поступает: посещает разные мастер-классы и выбирает для себя самое полезное из них, тренирует и практикует.
Человек менее разумный ожидает мгновенный результат, особенно, если речь идёт об именитых вокальных тренерах, например, когда в тексте рекламы упоминается личный вокальный тренер Кристины Агилеры или Риханны и т.п.
Достаточно увидеть видео YouTube данного тренера выполняющего со звездой банальную трель губами, и некоторые наивно полагают, что заплатив за его мастер-класс поистине «звездную» (если не сказать астрономическую) сумму, они запоют так же.
Кто-то просто идёт на очередной курс за получением очередного сертификата для создания внушительного «послужного списка» на стене своей вокальной студии. Опять же, если вы просто что-то прослушали, не практиковали и не поняли, то рано или поздно, студент это поймет и покинет вас, несмотря на все вывешенные на стене титулы.
Помните, что ни с какого интенсивного фитнес-курса, даже если его ведёт сама Jane Fonda или Chak Norris вы не выйдете на 2 размера меньше и с накачанными мышцами.
Прекрасная фигура - это всегда плод огромной самостоятельной работы и долгих и часто изнурительных тренировок по тем принципам, которые вам объяснил и показал тренер.
А прекрасный голос - результат отработки и многочисленных повторений всего того, даже самого занудного, что вам даёт ваш вокальный тренер или семинары.
Никакой сотый диплом не поможет вам сделать имя великого вокального тренера, если вы не можете вложить в студента знания и умения.
А мастерство преподаватель получает не только из постоянного самообразования, но и самостоятельной практики. Новые знания важны, но не менее важно продолжать это все практиковать.
Отговорка: «Я преподаю, на себя времени вечно не хватает» не принимается и не извиняет!
Итак, я попыталась описать некоторые различия между CVT и EVT, ради того, чтобы снять данный наболевший для многих вопрос. Надеюсь, что это получилось достаточно конструктивно и не слишком предвзято. Безусловно, поскольку я сторонник и последователь EVT, сделать это было не просто.
Но я уверена, что во всем многообразии методов каждый индивидуально способен найти для себя именно тот, что подходит ему конкретно, как нельзя лучше, и извлечь максимальную пользу при условии, что хочет и умеет думать, трудиться и достигать поставленных целей!