А.Егорова | октябрь 2017
Не так давно попался на глаза текст одного довольно популярного сайта. Не буду давать на него ссылку, рекламировать чужой ресурс не в наших правилах. Думаю, что такие постулаты вы сами встречали не раз и не два...
Понятно, что мы уже писали обо многих вещах раз по 150, если не больше… Понятно, что кому-то это уже, как говорят, в зубах навязло. И все же не поленюсь в очередной раз разобрать столь деликатную тему о мифах вокальной техники ради понимания того, насколько точной, все же должна быть вокальная наука, данную технику объясняющая.
В противном случае те, кому надлежит вкладывать в вокалиста разумное, доброе и вечное, рискуют «посеять» глубокие заблуждения и, как следствие, пожать устойчивые вредные навыки, искоренять которые, увы, приходится годами.
Итак, так называемые «Ошибки» вокалиста, заявленные в ультимативном порядке на одном из специализированных вокальных сайтов.
Постулат первый: «Отсутствие правильной опоры дыхания. Нельзя уделять опоре дыхания мало внимания, важно понимать, что правильное удержание воздуха в лёгких способствует свободному, полётному, объёмному, красивому пению;»
Во-первых, чтобы рассуждать об опоре дыхания, следует четко определить, что же это за «зверь» такой, и где водится. Похоже, пора уже провести социологический опрос на тему: «Дайте физиологическую (конкретную, с указанием мышц и действий) характеристику опоре дыхания». Смело могу сделать ставки на то, что 99% экспертов, повторяющих это слово 100 раз на дню своим студентам, не смогут объяснить, что это такое, и, тем более, как это получить.
Ответы из серии: «это когда я пою свободно и легко», «когда я пользуюсь диафрагмой», «когда воздушный столб ото лба и до пупа» не котируются. Если речь идет о физиологическом процессе и действии, то ответ всегда должен быть точным и конструктивным: встаньте (сядьте, лягте) так-то, согните (разогните) то-то, повернитесь (распрямитесь) и т.д. с сопровождающим техническим объяснением сути происходящего: почему и за счет чего в данном случае вам гарантирован результат. Результат должен ощущаться вами лично, а не вашим педагогом, и по мере повторения (тренировки) должен становится все более и более ощутимым (опять же вами, а не вашим педагогом).
Если такового ответа нет, и ваше чувство «певческой опоры» является непостоянным, посещающим вас в моменты озарения, или из-за страха разочаровать вашего педагога по вокалу, значит говорить о ней, равно как и уделять ей «много или мало внимания», совершенно бесполезно.
Правильное удержание воздуха в легких не приходит само собой, а зависит от конкретных движений определенных мышц, помогающих снижать естественное давление воздуха при выдохе. И, к счастью, как показывают последние исследования, проведенные в Италии, это ни коим образом не зависит от движений диафрагмы: при проведении научного эксперимента не было замечено никакой разницы в амплитуде движения диафрагмы у «опирающих» и «не опирающих» вокалистов. Почему к счастью? Да потому, что данная мышца, как выяснено уже давно в том числе и российской наукой, является полууправляемой, и волевым усилием мы не в состоянии ее контролировать. Зато в состоянии управлять другими мышцами, способствующими снижению воздушного подсвязочного давления, но им почему-то никто не советует уделять должного внимания.
Что касается «полетного и объемного» пения, то за данные характеристики отвечает не воздух, а частотный спектр, то есть резонанс, а конкретно усиление частот в спектре 2000-4000 Гц (или певческая форманта). Одно удержание воздуха в легких к какому-либо эффекту звука не приводит. Еще в старину ловцы жемчуга, нырявшие на большую глубину без дайвинг баллонов, именно так и делали, но ни один из них не стал великим певцом.
А по поводу «красивого» пения, все еще сложнее… Прилагательное «красивый» не относится к техническим и конкретным терминам, а к категории эстетических и вкусовых. У каждого человека свои параметры красоты даже в обыденной жизни, что уж говорить об искусстве…
То, что красиво для пребывания на пляже, не идет ни в какие рамки для деловой встречи и наоборот. Голубоглазые блондины по вкусу только отдельно взятой группе женского пола, другие же считают красавцами жгучих брюнетов Звук, красивый для оперы, будет звучать комично и, следовательно, некрасиво в любом стиле современного вокала.
Постулат второй: «Следование за нотой. Ошибочное мнение, к сожалению, так распространённое среди эстрадных певцов о том, что нужно менять позицию гортани для взятия высоких нот. Важно знать, что вокальная позиция голосового аппарата не должна изменяться в зависимости от интонируемой ноты, да и вообще во время пения гортань должна оставаться неподвижной, не тянитесь за нотой.»
Всегда удивляло с какой легкостью люди, не проводившие абсолютно никаких исследований в области голоса и даже, наверняка, ни разу не наблюдавшие голосовой аппарат в стробоскоп, ставят ярлыки «ошибочное мнение».
Движение гортани вниз и вверх является естественной анатомической функцией голосового аппарата. Даже при простом повышении тона голоса в разговоре - гортань устремляется занять верхнее положение, при понижении тона - опуститься в нижнее. Перефразируя Маяковского, можно сказать, что если какой-то орган организма был создан подвижным, то значит кому-то это нужно…
Природа не дала человеку особой подвижности носа, как другим животным, а возможно, эта функция отмерла за ненадобностью. Но если мы в состоянии шевелить руками, ногами и многими другими органами, включая и гортань, то значит данные органы созданы подвижными для достижения какой-то цели.
Если вы не поднимете руку, то никогда не дотянетесь до ветки и не сорвете яблоко. Если вы не поднимете гортань, функцией которой является модификация вокального тракта для того, чтобы «дотянуться» до соответствующей ноты, а именно получить определенное растяжение и смыкание голосовых связок и подстроить резонаторное пространство под соответствующие частоты, то данную ноту вы просто не возьмете.
Иными словами, если ваша вокальная позиция не изменится в зависимости от интонируемой ноты, то данная нота выйдет не интонированная, то есть фальшивая. Слышали, наверное, давний «бородатый» анекдот про дирижера оркестра, который дает указание пианисту играть на тон ниже, скрипкам - на полтона и т.д., а певице говорит: «А Вы, милочка, пойте, как поете». Ведь именно оперные певцы и певицы чаще всего грешат недотянутыми нотами, что происходит именно по причине перезаниженной гортани, в результате которой не достигается необходимая для определенного тона вибрация голосовых связок, равно как и происходит потеря средне высоких частот (певческой форманты) в спектре.
Другое дело, что в силу сложившихся традиций, фонация вокалиста современного (или как в России называют «эстрадного») жанра и оперного - существенно отличается. Отличий, на самом деле много в целом, и более того, даже внутри самого оперного жанра существует множество вариантов разной фонации, что диктуется его подстилями и даже требованиями к исполнению отдельных композиторов. Того же Моцарта никогда не поют так, как Вагнера и т.д. Не верите? Приезжайте на оперные семинары в Италию.
Что же касается основного (но далеко не единственного) отличия оперного вокала от современного, то оно как раз и заключается в положении гортани. Да, оперные вокалисты в силу стиля должны петь на пониженной гортани (никогда не на заниженной) для достижения характерного, и довольно искусственного для слуха оперного звука.
Фонация же современного вокалиста имитирует живую человеческую речь, осуществляемую обычно на средней гортани (если человека не изувечили предрассудками) и с целой гаммой оттенков человеческого голоса.
Но в обоих случаях гортань никогда, слышите, НИКОГДА (!!!) не фиксируется в одном положении. Вокалист может петь на пониженной гортани, но она все равно будет двигаться наверх и опускаться вниз в соответствии с интонируемой нотой, сохраняя данное пониженное положение. То же самое происходит и с любым другим положением гортани.
Чтобы стало понятней - приведу пример. Вы едете в метро вверх (или вниз) на эскалаторе: на две ступеньки выше вас стоит пожилая дама, на три ступеньки ниже вас - молодой человек. Но при этом вы все трое едете наверх (или вниз). Точно также функционирует и гортань: в какое бы положение относительно ноты вы ее не устанавливали ради достижения определенной краски в голосе и/или ради требования стиля, она все равно будет двигаться по мере повышения и понижения тона, это не ошибка, это природа!
Ошибочным как раз является действие вокалиста по удержанию гортани, препятствующее ее естественному движению. И от подобных ошибок не застрахован никто, вне зависимости от практикуемого стиля.
Постулат третий: «Форсирование. Не следует пропускать лишний воздух сквозь связки, от этого голос не станет мощнее, лучше послать его в резонаторы, во время пения. Вы не должны извергать из себя большой объём воздуха не в зависимости от того какую ноту Вы поёте. Пламя свечи, поднесённое ко рту во время пения не должно колебаться, воздух нужно удерживать в себе и лишь малую часть его аккуратно посылать в резонаторы, этого будет достаточно для мощного звучного пения.»
По сути, конечно, все так, вот если б не объяснения процесса…
Действительно, не следует пропускать много воздуха через связки (если только вам не нужен эффект фальцета, или, как говорят в России - субтона), так как результат в данном случае будет обратный. Вы нарушите полноценное смыкание и вместо желаемой мощи получите сип, «петуха» или неприятный зажим.
Помните, что воздух не идет сам по себе «в резонаторы». Сначала он встречает на своем пути голосовые связки и вызывает их вибрацию, и только после этого произведенный связками первоначальный (основной) тон попадает в то пространство, где образуются обертоны или резонанс. Как видите, неминуемо попадает, так как первоначальный звук, рожденный в связках, должен все-таки выйти через рот, или… через нос, или даже через то и другое одновременно.
Логично возникает вопрос, почему же в таком случае одни вокалисты резонируют, а другие нет, раз у всех воздух проходит через резонаторную «надставную» трубу (это так и называется физиками-акустиками)? Да потому что для создания разных обертонов в голосе необходимо не само пространство, а определенные изменения (модификации) структур внутри вокального тракта, которые каждый человек в состоянии производить. Просто одним удается это лучше, другим хуже в силу сложившихся с детства определенных голосовых привычек.
Американская исследователь и педагог Jo Estill выделила 13 таких подвижных и поддающихся контролю структур, влияющих на качество голоса и, изучив досконально каждое движение, разработала уникальные упражнения по тренировке каждой структуры в отдельности.
Их влияние на спектр резонанса можно не только услышать, но даже увидеть на специальной программе-анализаторе звукового спектра VoicePrint.
Так что, ребята, в резонаторы мы не «попадаем», а создаем их своими рука… пардон, структурами вокального аппарата!
И если вы научитесь это делать, то Четвертый постулат о, так называемых, ошибках вокалистов читать вряд ли станете: «Белый звук. Так называют пение не в резонаторы, такое пение можно услышать у эстрадных певцов, которые полагаются на микрофон и не хотят звучать телом. Звучать должны резонаторы, тогда горло не будет зажиматься, звук будет богатым и интересным, ни на чей не похож».
За границей понятием «белый голос» называют детские голоса и хоры, которые поют отнюдь не без резонанса, просто в их голосах, в силу детской неразвитости гортани, превалируют высокие частоты.
Петь не в резонаторы невозможно. Возможно не уметь контролировать те изменения, которые приводят к тому или иному резонансу. Если вы не умеете создавать Высокую Певческую Форманту (ВПФ) и еще и опускаете гортань, то ваш резонанс будет глухим и низким и вряд ли кто-то, кроме вас самих, услышит ваше объемно-презентабельное пение.
Если вы от природы обладаете звонким голосом, это не означает, что хорошо «попадаете в резонаторы», просто вы привыкли инстинктивно пользоваться таким эффектом, как twang (или ВПФ). И многие бы хотели несколько ослабить его и добавить низких…. Все это возможно при умении контролировать внутренние структуры вокального тракта, чему и учит Estill Voice Training.
Ну а микрофон, ребята, это уже просто смешно…. Он служит совсем для других целей:• для подчеркивания многочисленных эффектов (в том числе шумовых), которые создает современный вокалист в песне (и которые категорически запрещены в оперном вокале);• для того, чтобы петь в сопровождении музыкальных инструментов, звучание которых тоже усиливается искусственно (каким бы ни был оркестр, но это звучание живое);• ну и, наконец, для того, чтобы петь на любой «помоечной», простите, с точки зрения акустики площадке. Оперный театр, равно как и наши ванные комнаты-туалеты обладают прекрасной акустикой, именно потому петь без микрофона там легче.
Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник