А.Егорова | май 2013
Самым распространенным мифом, с которым часто приходится сталкиваться начинающим вокалистам, является миф о том, что голос - это дар природы избранным.
Как часто приходится слышать фразы типа «У него (нее) нет голоса», «С голосом рождаются, если же его нет, то учиться бесполезно, да и зачем?», «Если от природы голоса нет, то он и не появится», «Петь - удел голосистых» и т.п. На самом деле, данный миф родился и распространяется именно в среде дилетантов, не профессиональных вокалистов, так как любой вокально образованный человек знает, чем определяется понятие «голос», и от чего зависят его показатели.
Но круг слушателей вокалиста, а в дальнейшем и его публику, составляют, в основном, именно вокально необразованные люди, и потому подобные утверждения ранят, как говорится, в самую душу, заставляя отчаиваться, часто бросать начатое дело, так и не докопавшись до истины. Будучи, таким образом, вредными для певческого развития. Они требуют опровержения.
Начнем с того, что доля правды в данных высказываниях есть. Да, голос, действительно, дается от рождения, как и способность ходить, смеяться, плакать, как руки, ноги и мозги, наконец. Естественно, априори речь идет о норме, здоровом рождении и развитии. Далее же вступают в силу механизмы развития органа, то, как мы используем наши природные данные. Могу с уверенностью сказать, что количество безмозглых людей, к сожалению, значительно превышает количество безголосых, но, почему-то, по этому поводу редко кто озадачивается. Наличие мозгов от природы не оспаривается, потому и комплексов не возникает. Так что же не так с голосом?
Новорожденный здоровый ребенок обладает абсолютно здоровым голосом и совершенным функционированием вокального и дыхательного аппарата. Потом же, увы, повседневная жизнь со своим ритмом, предрассудками, понятиями и этикой деформирует этот природный дар под воздействием приобретенных вредных привычек.
Этика и мораль в каждом обществе разная. Так то, что неприлично делать в одном окружении, может быть нормой в другом. Как пример, в нашей стране неприлично громко разговаривать, многим детям с детства не прощают ни крик, ни громкий разговор, ни даже громкое пение. Отрицательное воздействие при этом оказывается и на психологию, и на технику звукоизвлечения.
Психологически ребенок зажимается, становится более стеснительным, даже зажатым, что не способствует хорошей голосовой подаче. Технически возникают вредные привычки, такие, как сдерживание голоса путем сжатия горла, поверхностное дыхание, манера говорить на пониженных тонах или вполголоса. Тенденция ярче выражена в городе, нежели в деревне, отсюда и процент голосистых людей, выросших вне крупных городов, гораздо больше.
Естественно, в любом разговоре должна присутствовать динамика, тогда и речь говорящего воспринимается лучше, равно как и жизненные ситуации (сон ребенка, нахождение на спектакле в театре, соблюдение правил человеческого общежития и т.п.) заставляют нас изменять тон голоса. Но есть большая разница между основным режимом и исключениями.
Так манера говорить тихо прочно вошла в российский разговорный режим большинства граждан, да так, что, наблюдая за российскими туристами, замечаю, как часто продавцы бутиков их переспрашивают, просят повторить погромче… Да и сама, поначалу, в повседневной жизни сталкивалась с тем, что меня просто не слышали, пока не стала говорить в итальянском режиме громкости.
Конечно, итальянцы - шумная нация, но и в других поющих странах, таких как Америка, Англия, да и Франция, говорят достаточно громко и направленно, уж точно не себе под нос. А что касается детей, так им прощается любой шум, и это, пожалуй, самое главное, так как именно в детстве закладывается базис. Поэтому в Италии (да и во многих других странах) нет понятия «отсутствия голоса», но и самые невоспитанные дети в мире, как факт, тоже живут здесь.
Хорошие результаты, между прочим, дают и занятия в бассейне с детских лет, что в Европе, особенно, очень популярно.
Определенный менталитет нетерпимости к яркому проявлению эмоций, порицанию излишнего бунта и свободы, заложенный в течение 70 лет советского периода (если не говорить о репрессиях), породил и такие жанры в нашей музыкальной культуре, как КСП - этакое доверительное напевание, рассчитанное на слушателей у костра, что трудно встретить в культуре других стран. Так, во Франции, присутствует шансон, но это хоть и авторское пение, но далеко не тихо-доверительное, в Италии также есть cantautori, то есть исполнители собственных песен, но и они поют в полный голос.
Таким образом, сформировавшаяся привычка сдерживать голос, введенная в официальный разговорный режим, является очень вредной, так как формирует и развивает соответствующие сдерживающие мускульные механизмы, и, одновременно, угнетает другие, способствующие правильному голосообразованию.
Как же быть с теми, о ком восторженно говорят «голосище», «талант от Бога»? Конечно, я не отрицаю некоторую физическую предрасположенность к пению, выражающуюся в определенной форме голосовых связок, определяющей тип голоса и диапазон; определенная форма лица (в частности, высокие и широко расставленные скулы) создают хорошие предпосылки для резонанса, но все это капля в море по сравнению с определяющей ролью развития голоса.
А голос легче развивается именно в детстве при активном пении. То есть, если ребенок с детства много поет в полный голос (это ключевые слова), то есть направленно, на публику (будь то концертный зал или завалинка), то у него и формируется тот самый «голосище», «природная опора» плюс определенный сценический опыт, что все вместе и определяет природой данную вокальность. Таким образом, тот, кто с детства приобрел иммунитет к определенного рода запретам и барьерам, кто продолжил говорить и петь свободно, так, как это дано природой, не адаптируя свой вокальный аппарат под принятый звуковой лимит, в конце концов и обладает тем самым, данным от природы голосом.
Итальянские педагоги по вокалу (преподающие именно современные техники), с которыми я знакома лично, и, конечно, другие, в том числе, как безусловный авторитет - Сет Риггс, утверждают, что значение «работы над певческой опорой» слишком преувеличено. То есть, если ребенок дышит так, как дано природой, и сдерживающие механизмы в нем заложены не были, то, как бы крамольно это ни звучало, учить дыханию и опоре его не надо.
И напротив, часто именно педагоги по вокалу своим излишним усердием в работе над «правильным дыханием» создают зажимы, мешающие свободному пению. «Правильное дыхание - это побочный эффект хорошей техники, равно как и хороший тембр», - утверждает Сет Риггс в учебнике «Пойте как звезды», с коим я абсолютно согласна, так как и на личном опыте убедилась в этом. Именно поэтому он и базирует свой метод на разговорной позиции, так как дышать правильно и, соответственно, правильно «производить голос» нам всем дано природой, просто, увы, видимо, не в каждом обществе одинаково.
Однако, если вы не пели с раннего детства и считаете, что развить голос теперь уже слишком поздно, то глубоко ошибаетесь. На самом деле, гораздо сложнее освоить музыкальный инструмент, например, фортепиано, в старшем возрасте (хотя и вполне возможно, так как знаю примеры, когда люди чуть ли не на пенсии садились за рояль и достигали прекрасных результатов), или же научиться садиться на шпагат, так как суставы и кости с годами становятся менее пластичными. К счастью, голосообразование не зависит ни от суставов, ни от костей, тем более. Потому, обладая огромным желанием и усердием, можно добиться прекрасных результатов, работая целенаправленно над устранением конкретных дефектов.
Очень многие люди уверены (хотя и не говорят об этом), что у них плохой, некрасивый голос, что они не могут петь и никогда не смогут улучшить свои голосовые показатели. Но понимание, что такое «хороший» голос – у них довольно расплывчатое. Между тем, применительно к реалиям современным, можно утверждать, что…
…хороший голос не значит только петь чисто, обладать хорошим объемом, силой или широким диапазоном. Красота голоса связана, в первую очередь, с приятным звуком, то есть насколько голос приятен на слух. Но если в академическом вокале каноны красоты довольно стабильны и определены, то в современном вокале мы привыкли слышать огромное разнообразие голосов.
И не все они красивы, с точки зрения вокального эталона. Не все они глубокие или «бархатные», более того, последнее время очень модны голоса пронзительные, резкие, «острые», а также хрипловатые и часто, с точки зрения принятых стандартов, назвать их красивыми никак нельзя. То есть они не типично красивые.
Все дело в том, что голос должен быть интересным, индивидуальным, узнаваемым, то есть отличающимся от других, и это главное. Потому хороший голос характеризуется не только чистым интонированием (хотя это, безусловно, неотъемлемое качество) и силой, а многими другими компонентами, придающими ему выразительность. Ведь невыразительный голос, пусть даже самый техничный, не затрагивает эмоции публики, не передает смысл песни, чувства исполнителя и делает выступление скучным и неинтересным, основная цель вокального искусства не достигается.
Таким образом, все зависит от того, как используется голос, именно это обстоятельство делает голос красивым. Цель состоит в том, чтобы лучше использовать качества голоса, данные природой, лучше направить и реализовать их, и стать индивидуальностью. Ведь всю жизнь петь cover вряд ли кто хочет, голос певца должен быть узнаваемым, характерным, оригинальным.
Наш голос от природы уникален, как отпечатки пальцев, мы не можем его радикально поменять, но можем значительно улучшить многие его компоненты. Если научиться использовать его хорошо, то можно будет сказать, что голос хороший и красивый.
Существуют и определенные практики, подходящие всем, кто хочет попробовать изменить свое отношение к собственному голосу, занявшись делом, пока только «попробовать» его. Что можно предложить в качестве упражнений и приемов для «подготовительной» работы над улучшением своих вокальных качеств? Эти рекомендации собраны в отдельную статью, иначе данная получилась бы слишком большой.
Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник