Заголовок

Важность мышечного контроля

Возможно, тема нашего сегодняшнего разговора покажется кому-то «заезженной». Действительно, в той или иной степени мы касались ее в каждой статье, и будучи хоть и не на первом плане, она невидимой нитью проходила практически через все тексты, посвященные другим аргументам.

И все же считаю нужным, вывести ее на первый план сегодняшнего выпуска, ввиду исключительной важности. Поговорим сегодня о мышечном контроле: что это, в чем он заключается, как проявляется и какова его роль.

Как-то услышала (к счастью не от педагога по вокалу) диагноз студентке: «Любит петь в нос». При прослушивании, как и предполагала, обнаружила сильный аттрактор на вокальность twang и никакого носа.

Почему такое происходит? Да потому, что большинство людей (включая, к сожалению, и вокальных педагогов) при оценке того или иного звука привыкли ориентироваться исключительно на слуховые ощущения. Казалось бы, ну и правильно, а чем еще слушать звук, как не ушами, специально для этой цели предназначенными...К сожалению, а в некотором роде и к счастью, уши не являются ни самым точным, ни единственным источником мерила звука.

К сожалению, потому что данный орган, какого бы размера он не был, часто обманывает нас. Недаром даже Омар Хайям сказал: «Не позволяйте вашим ушам слушать то, что не видели ваши глаза». Безусловно, сказанное относится в первую очередь к человеческим отношениям, но могу со всей ответственностью сказать, что данное правило лежит в основе и любой научной деятельности. Именно по этой причине, на семинарах EVT мы всегда демонстрируем во весь экран то, о чем говорим и чему учим.

Как часто мяуканье кошки может показаться нам плачем новорожденного ребенка или же групповые занятия с тренером CMT по усвоению twang - мяуканьем кошки и появившихся на свет котят… Последнее не так давно произошло с моей подругой, которая проходя с экскурсией мимо класса, где мы занимались с группой, решила, что их местная киса наконец-то разродилась.

Как часто вместо одного слова мы слышим другое, хоть и не глухие; не можем точно определить источник звука; не понимаем, что и как это вообще сделал вокалист и т.п. Да уж, уши - далеко не самый совершенный идентификатор.

Ну и к счастью, потому что таким образом у людей со слабым и даже полным отсутствием слуха появляется возможность все же заниматься любимым искусством - музыкой. Не будь других ориентиров, подобное стало бы невозможным.

Да и обладатель полноценного слуха довольно часто может попасть в ситуацию, когда в связи с шумом, плохой акустикой, услышать свой голос не представляется возможным. К слову, последнее является самой частой причиной вокальных травм у концертирующих вокалистов. Не слыша «отклик» своего голоса, его качество и уровень громкости, они начинают форсировать, пытаясь «перекричать стадион».

Так что же делать? Ведь, главным аргументом большинства вокальных педагогов в пользу их «всеслышащего профессионального уха» является тот факт, что вокалист - не инструменталист, увидеть работу своего аппарата не может, потому и вынужден полагаться на слуховые ощущения: свои, а еще лучше профессионала - педагога.

Да, действительно, вокалист не может видеть движения своего аппарата, создающего звук, как например, пианист или же гитарист, но он может его чувствовать, что дает даже большую точность, нежели зрение.

Человек способен чувствовать и контролировать движение всех произвольных мышц, в том числе и вокальных, а значит и звук еще до того, как он вышел изо рта. Мышцы гортани, как и мышцы конечностей относятся к группе произвольных мышц, об этом четко написано в любой медицинской энциклопедии.

Тот факт, что пока многие вокалисты, обучавшиеся по классическим холистическим (не научным) методам, не умеют этого делать, связан именно с тем, что подобные методы развивают стойкую привычку (аттрактор) ориентироваться исключительно на звук: правильно-не правильно, красиво-не красиво, в нос-не в нос, орешь-не орешь и т.д. Об этом может судить исключительно вокальный педагог согласно собственным слуховым привычкам и эстетическим вкусам. Вокалисту остается только довериться мнению педагога, хотя кто-то, обладая от природы большей чувствительностью, поначалу и пытается возражать: «Мне удобно! Я не ору. Мой звук не выходит из носа». Но, к сожалению, знаний не хватает, потому здравые доводы столь чувствительного вокалиста так и остаются не услышанными.

Таким образом, в результате долгих лет обучения формируется стойкий аттрактор слушать именно звук, который не так быстро получается заместить другим, более точным. Часто даже во время подготовки к экзамену CFP доводилось слышать от студентов: «Правильно? Такой звук?», что означало, что Фигуры осваивались пока еще «по старинке», то есть методом копирования звука педагога.

К счастью, скрупулезно занимаясь по методу EVT, данную привычку удается искоренить (с мастером CMT таки не забалуешь!) и, в конце концов, все студенты начинают чувствовать движение мышц так, что перестают допускать ошибки или же умудряются исправить их раньше, чем им об этом приходится говорить.И тогда начинает звучать столь отрадное: «Ой, сейчас переделаю, да, чувствую, опустила гортань! Да мало работы по созданию twang. Обвалилось мягкое небо, упал язык» и т.п. Это и называется мышечным контролем.

Это не чудеса, не магия, и развивается по вполне продуманному дидактическому плану, ведь создательница метода Estill Voice Training Jo Estill была не только прекрасным исследователем голоса и певицей, но и педагогом-дидактиком.

Как же это происходит.

Начнем с того, что мышечный контроль - это отлаженный канал связи между мышцами и корой головного мозга. Через него и передается сигнал от центра управления к мышце. Данная связь носит двойственный характер, т.е. мозг отправляет сигнал в мышцы, но и они в свою очередь дают отклик в головной мозг.

Данный принцип давно и успешно используется в спорте, в частности в бодибилдинге, где для развития мышечного контроля пользуются процессом «визуализации». То есть в голове тренирующегося прокручивается процесс накачки мышцы и ее расслабления. Таким же принципом пользуемся и мы на занятиях. Как факт, во время выполнения Фигуры на тренировку какой-то структуры, мы просим концентрироваться и думать о данной структуре, отключая все остальное.

Но сначала на семинарах:
• Обучающемуся показывают видео по работе всех структур его вокального аппарата на примере упражнений, которые позже практикуются во время тренинга. Естественно, все показы и практика сопровождаются конкретными и четкими объяснениями. И заметьте, все структуры изучаются не в статике (не по картинкам анатомического атласа), а в динамике, то есть во всех возможных движениях.
• Обучающийся тренирует упражнения для каждой структуры своего вокального аппарата, вырабатывая независимый контроль каждой из них. Практикуя одни и те же движения, он вырабатывает мышечную память и начинает чувствовать структуры, их движение, положение, а также интенсивность сокращения той или иной мышцы.

В результате этого, развивается способность «слышать» через мышцы. Например, в случае сомнений по поводу того или иного звука сам вокалист или вокальный педагог, уже обладающий соответствующими знаниями и умениями, может попробовать его воспроизвести и проанализировать: «а был ли бэлтинг», «а пел ли в нос», «и насколько процент twang перебил все остальное» и т.п.

Таким образом возникает меньше ошибок: послушали, засомневались - попробовали - не то, попробовали по-другому - докопались до истины.Ну и главное, развивается способность контролировать звук до того, как он вышел изо рта. Ведь звук - не воробей, вылетит - не поймаешь.

А уж когда человеку приходится разговаривать с друзьями на дискотеке, где он вряд ли услышит насколько его голос громкий и насколько его слышат другие, или же вокалист вынужден петь в зале с плохой акустикой и часто вообще не слышать себя - данный мышечный контроль становится незаменимым качеством и средством по сохранению здоровья голоса.Ну а уж о возможностях создавать разные тембры голоса по собственному желанию и говорить излишне: уже столько раз писали, что лучше скромно в этот раз умолчать…

И все же кардинальная смена ориентира со слухового на мышечный способна творить настоящие чудеса!И всех, кто хочет попробовать этот новый путь - ждем на семинарах или хотя бы на бесплатной презентации метода, которая проходит каждую пятницу в первый день 1 ступени тренинга EVT.

Вернуться к списку


Подвал Яндекс.Метрика