Как часто мы слышим разные рассуждения о природном, естественном или врожденном голосе, то есть данном от рождения певческом таланте… Также и многие школы строят свою методику, основываясь на лозунгах «мы вернем вам ваш природный голос», «петь-это естественно и легко» и т.п.Однако, данный аргумент очень непростой и противоречивый.
На самом деле эта статья родилась благодаря и под светлым впечатлением предыдущего ВОСКРЕСНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ об аттракторах, написанного Андреем Васильевым. Это, своего рода, в продолжение разговора….
Как ни парадоксально, но первой и последней на сегодняшний день, научно и четко объяснила данную тему женщина, выдвинувшая «убийственный», с точки зрения вокальной педагогики, аргумент о том, что «говорить и петь - это не естественные, то есть не первичные функции организма».Этой женщиной стала замечательная певица, педагог, научный исследователь Jo Estill.
Она же со всей ответственностью и заявила, что «каждый обладает красивым голосом, надо только суметь его раскрыть».
Звучит, безусловно, противоречиво, но только для тех, кто рассматривает человеческий голос исключительно, как «врожденный талант», как «дар свыше» (или отсутствие таковых), но не как физиологическую способность человека издавать звуки.
Данные звуки мы начинаем издавать с самого рождения, что и можно назвать природным голосом, тем самым голосом, который создан для того, чтобы удовлетворить в первую очередь первичные или естественные функции организма:
• дышать (первый крик при рождении),
• питаться (а иначе как мама услышит, что младенец проголодался и пора осуществить поставку молока),
• защищаться от опасностей (здесь гамма звуков может быть довольно разнообразной: от кашля, хрипа и сдавленных криков при удушье до вполне пробивного ора, когда настало время поменять памперс).
Заметьте, Jo Estill не утверждала, что сам по себе звук голоса - это не естественная функция, а именно звук, оформленный в разговор или пение. Почему? Да потому что мы не умеем делать этого с самого рождения, это те вещи, которым мы учимся, или не учимся, если по стечению обстоятельств нам довелось повторить судьбу Маугли и/или душа к вокалу никогда не лежала.
Разговор о первичности и естестве неотделим от анатомической науки. Он не может ограничиваться исключительно крылатым утверждением о том, что «что естественно - то не безобразно».
Потому, говоря о естестве вокала или разговорного голоса в целом, стоит обратиться к самому главному фонационному органу, нет, не диафрагме (она работает и тогда, когда вы видите 10-й сон, причём одинаково, как у солиста оперы, так и у слесаря Фёдора), а тому, где собственно создаётся звук.
Голос образуется не из ниоткуда, а из главного фонаторного органа, то есть гортани, благодаря вибрации голосовых связок, преобразующих воздушный поток (выдох) в звуковую волну. Данный орган формируется у эмбриона человеческого тела задолго до того, как это тело впервые будет вынуждено сказать «мама-папа-баба-iPhone» или услышит офигенный вокал Бруно Марса и решит, что хочет петь, как он.
Этот орган изначально создан исключительно для того, чтобы дышать, глотать и защищать дыхательные пути от возможных опасностей на случай, когда «дурная голова покоя легким не дает».
Ну, например, вы настолько увлеклись беседой с другом, что забыли о том, что одновременно и ужинаете с ним. Гортань как-то тоже зазевалась и забыла закрыться, и пища вместо того, чтобы попасть куда ей следует, а именно в пищевод, попадает в дыхательные пути. Опомнившаяся поздно и раскаявшаяся в содеянном гортань закрывается, создает повышенное воздушное давление, помогая вам выкашлять предательский кусок курицы из трахеи (друг, правда, тоже участвует: бьет вас кулаками по спине, приходя на помощь гортани). То же самое происходит и просто, когда вы заболели, и у вас скопилась слизь, которую нужно вывести из организма: гортань призвана закрыться для создания повышенного воздушного давления, помогающего вам откашляться.
Если гортань не отвлеклась и не выпила лишнего, то во время приема пищи обычно держит все под контролем, не забывая закрываться заранее каждый раз, как только вы сглатываете.
Если вы решили вдруг поднять рояль, шкаф, штангу или еще чего для личного удовольствия или в педагогических целях, то и в этом случае гортань стремится закрыться, предоставив вам возможность творить любые безобразия, но не подвергая опасности дыхательные пути. То же самое происходит при любом усилии тела, будь то попытка не утонуть, рождение на свет нового члена семьи или просто поход в «личный кабинет» за большими, сложными, но важными делами.
Иными словами, гортань всегда стремится закрыться от любого необычного стимула.
К сожалению, такими необычными стимулами могут послужить и ваши желания взять «ту же самую высокую ноту бэлтингом, что и Freddy Mercury или Ariana Grande», или добавить в певческий голос немного твэнга, которым вы прекрасно голосили в младенчестве, но потом почему-то утеряли.
Реакция гортани будет примерно следующей: «Э, батенька, да Вы опасны, лучше я закроюсь сразу на всякий случай, пока вы чего доброго не натворили бед!».
При этом она расположена открываться и свободно делать то, что служит во благо любого организма, так как опять же является первичными функциями, то есть, что мы умеем делать с самого рождения: плакать и смеяться.
Потому, говоря о природном или врожденном голосе, в первую очередь, надо учитывать те факторы, для чего изначально этот голос создан. Это голос младенца, который родился и умеет дышать, глотать, чихать, инстинктивно защищать дыхательные пути, плакать и смеяться. Он не умеет инстинктивно ни петь, ни говорить, этому он научится или не научится позже.
В то же время, все младенцы способны издавать целую гамму звуков, от свистка до скрима, раттла и бэлтинга и делать это свободно, не «срывая» связки. Почему? Да все по той же причине, что данные звуки укладываются в параметры сигнала, направленного на обеспечение жизнедеятельности: «я голоден», «я обкакался», «что-то у меня болит, объяснить не могу, SOS, короче...». Эти звуки действительно являются врожденными - безусловным рефлексом, реакцией на раздражение. Это те рефлексы, которые заложены по умолчанию.
«Крик и плач ребенка активизирует деятельность артикуляционного голосового и дыхательного отделов речевого аппарата. Крик здорового ребенка (к счастью таких большинство- прим. мое) характеризуется звонким и продолжительным голосом, коротким вдохом и удлиненным выдохом.» (Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дифектологии. Периодика раннего развития.)
Увы, постепенно некоторые из таких безусловных рефлексов исчезают, уступая место условным рефлексам, приобретаемым в процессе дальнейшего развития и «созревания» мозга. А созревший мозг начинает диктовать свои условия: крылатое выражение «горе от ума» имеет довольно глубокий не только философский, но и физиологический смысл.
Таким образом далее природный, то есть не обработанный обучением, голос может обрести, как хорошие (или полезные), так и плохие (вредные) аттракторы.
Ребенок начнет что-то соображать, начнет слушать речь окружающих его людей, в первую очередь родителей и других членов семьи, общества, его начнут воспитывать, а возможно, еще и учить профессионально. И как только он начнет думать «что такое хорошо и что такое плохо», инстинктивная фонация исчезнет и включатся аттракторы, то есть устойчивые и выработанные привычки. У одного «хорошо» превратится в привычку петь в госпел хоре, свободно и громко выражать свои эмоции, говорить так, как привык с детства... у другого - деликатно сольфеджировать, сдерживать голос в рамках общественной морали и нравственности и петь нежно и округло, как нравится педагогу по вокалу.
А учитывая тот факт, что кое-что заложено и биомеханикой (то есть естественной механикой человеческого организма) навсегда, которая в последнюю очередь думает о вокале и разговоре, и в первую очередь о первичных функциях: дыхание-питание-защита, картина ещё больше усложняется.
Так какой же голос является природным, какой будем возвращать? Тот, каким мы без проблем кричали «уа-уа» или которым начали разговаривать и напевать в детстве? Но в детстве и певческий аппарат был несколько другим, с того времени он вырос, окреп и приобрел иные формы и привычки.
К сожалению, певческий (а часто и разговорный профессиональный) голос - это, своего рода, борьба с естественными стимулами. Гортань должна понять, что мы люди странные, в последнюю очередь думаем о том, чтобы что-то глотать или кашлять, а просто собираемся говорить громко на большую аудиторию и/или в шумном месте, или петь что-то, что нам по душе тем голосом и в соответствии с тем стилем, которые нас привлекают.
По этой причине, на семинарах метода EVT мы не обещаем вернуть ваш естественный природный голос, а лишь гарантируем:
1) научить вас обманывать естественные функции вашей гортани и натренировать ее так, чтобы она перестала реагировать негативно на то, что в данный момент жизни вашим приоритетом и первичной радостной функцией, стал вокал, а не прием пищи, кашель, натуживание, в связи с передвижением шкафа или походом «по большому» и т.п.
2) помочь обрести и развить те качества тембра голоса, которые вы утеряли так давно, что даже и не помните, что обладали ими (а возможно, которыми и не обладали вовсе), но главное, которые нравятся вам самим.
В голосе, как и со внешностью, главное - чтобы человек себе нравился. И не важно, обладал ли он этим «от природы» или приобрел, благодаря собственным стараниям.
Факт в том, что именно то, какими мы себя принимаем, и является для нас естественным!