Страшная штука – аттрактор… Собственно, трактор тоже штука страшная, если не часто с ним «соприкасаешься»…Ползет такая «фигня», пыхтит, рычит, портит воздух, спереди нож, сзади ковш, по бокам жуть, в кабине… Если не знаешь, кто, то тем более страшно)))
Слава Богу, аттрактор не имеет отношения к трактору, хотя «ножи», «ковши» и прочая «жуть» аттракторам тоже свойственны. В чем-то они, такие совершенно далекие друг от друга понятия, схожи.
Но если трактор при всей своей ужасности как раз помогает, для того и создан, то вот аттрактор, по статистике, чаще мешает. Чтобы не расписывать суть того явления, которое называют аттрактором применительно к вокалу, лучше дам ссылку -http://wiki.vocalmechanika.ru/post/137
А теперь, когда вы, воспользовавшись приведенной ссылкой, яснее понимаете, что называют аттрактором, позволю себе некоторое утверждение – ВОКАЛ ЗВЁЗД ЭТО НЕ БОЛЕЕ, ЧЕМ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ АТТРАКТОР! Или, скорее, набор аттракторов.
Набор сложившихся привычек, тяготений, удобств, если хотите.
Ну, как пример, тяжелый, объемный, мощный голос оперного певца совершенно не годится для воспроизводства легких runs и riffs в большинстве современных популярных песен. Да, он идеален для пения вердиевских арий, например, там другого не нужно, а вот при переходе к иному репертуару – увы…
Собственно, трактор тоже нужен не для гонок на шоссе или треке Формулы. Он создан для иного – вытащить машину из рыхлой почвы, грязи, расхлябицы, снега.. Здесь нужна не скорость, а мощность и сила. То же можно сказать и о голосе – какова задача, таковы и возможности.
НО! Разве оперный певец с таким голосом родился?! В колыбели он был таким же младенцем, как и любой из нас, а его голос прорезал стены, если что-то его хозяину приходилось не по «вкусу».
Очевидно, что с течением времени голос СТАЛ таким, НЕ БУДУЧИ ТАКИМ изначально. Или – приобрел нужную ему привычку, то есть аттрактор. Каким образом? Обучением, естественно, каким же еще…
В процессе воспитания человеческого существа вообще можно добиваться исключительных эффектов. Например, дети цирковых артистов, как правило, тоже становятся цирковыми артистами, далеко «затыкая за пояс» своих сверстников в части владения теми или иными возможностями своего организма, которые и полагаются в основу выполнения тех или иных трюков.
Я не говорю о муссируемом сейчас эффекте «индиго». Может он и есть, не спорю. А может и нет, данных пока накоплено недостаточно.
Но янычаров создавали из детей. Стоит об этом вспомнить! Иначе говоря, воспитание – это привитие психике (и организму в целом, в том числе и моторике) той или иной стойкой привычки.
Кстати, что такое языковой акцент? Задумайтесь… Ведь его проявление имеет аттракторную природу.Не напоминает вокальное обучение? Как вам кажется?
Как правило, обучение пению связано именно с выработкой у человека определенного аттрактора, определенной привычки. Голос певческий – это что? Он чем отличается от голоса обычного? Ну ладно, согласен – диапазоном, полётностью, опёртостью… А что это такое, как не аттракторы? ПРИВЫЧКИ?
Только привычки к чему? К полётности и опёртости? А разговорный голос не бывает полетным? И его нельзя назвать опёртым?
Тут, скорее, стоит посмотреть в сторону «педагогических аттракторов», они ведь тоже имеют место, почему нет?
Например, аттрактор всех косить под «одну гребенку» - не ори, тяни ноту, дай вибрато, «не попадаешь в резонатор» (верх компетенции…).
Аттрактор страшен именно тем, что от него сложно избавиться, как и от любой привычки. А ведь аттрактор – привычка неосознаваемая, это привычка мышечной памяти, не сознания. Можно усилием воли бросить курить, заставить себя заниматься спортом, не ходить по ночам за бутербродом в холодильник и так далее… Но почти невозможно заставить себя избавиться от привычки, которую даже не осознаешь… Ведь для тебя она – естественный ход вещей, а вовсе не привычка, которую можно поменять.
И недаром (и не даром))) психологи советуют для избавления от стойкой привычки думать не о том, что нужно от нее избавиться, это не конструктивный путь. Психологи советуют ЗАМЕСТИТЬ одну привычку на другую.
Например, ходить не за бутербродом в холодильник, а за йогуртом на балкон))) Пойти все равно захочется, но лучше йогурт, чем жирная ветчина, да еще и ночью))
Весь вопрос в желании поменять привычку, тут уж деваться некуда.
Ну а как это все к вокалу-то относится?
Так именно так прямо и относится! Только немного фантазию нужно включить)))
Вы привыкли петь так, как вас научили. Или сами научились. Вы выработали привычку, аттрактор. Могу даже добавить, что по многолетним наблюдениям наиболее стойким аттрактором у русскоязычных вокалистов является привычка к занижению положения гортани (но это только один из аттракторов, наиболее видимый).
Но в какой-то момент времени вы стали понимать, что то, что вы умеете, не дает вам возможности исполнить какие-то иные произведения. А желание-то никуда не делось! Или не только желание, а даже необходимость.
В нашей почте немало похожего: «Понимаю, что что-то делаю не так, но не понимаю, что именно…», «Подскажите, как поменять свой тембр, то, что я привык делать, не дает нужного звучания..», и так далее, и тому подобное.
Все это – проявления АТТРАКТОРА! Стойкой привычки петь так, как уже могу, неосознанно делая то, к чему привык. НЕОСОЗНАННО!
Вы думаете, Нетребко воспроизведет бэлтинг Агилеры? Или Агилера споет, как Нетребко, какую-нибудь арию? Звёздный вокал – это аттрактор, в первую очередь. Всяк хорош в своем голосе. У всех звездных вокалистов есть свои «динамические привычки», в конце концов мы их за это и любим. За индивидуальность и узнаваемость.
Так что лучше найти свою привычку, чтобы стать звездой. Хотя, скажем, для вокального педагога будет иметь смысл иное – как нужно работать с учеником, чтобы он в конце концов выработал свой индивидуальный голос, избавившись от «наслаивающихся» аттракторов? Как перебороть «вредные» привычки? Что, зачем и в какой последовательности нужно делать?
Ну дык… Об чем EVT уже и говорит много лет… Они подумали об этом уже давно… Есть путь, есть возможности, есть инструменты. Достаточно просто их узнать!