Заголовок

Вокальное напряжение - что это? (Начало)

В разгар майских праздников, когда многие из вас наконец то нашли возможность расслабиться после трудовых будней и снять накопившееся напряжение, настала пора как раз о нем и поговорить. Ну, чтоб жизнь медом не казалась… Что такое напряжение в целом? А в вокале?

Наверняка, каждый из вас и неоднократно слышал от вокального педагога о том, что петь надо свободно, расслабленно, перестать напрягаться и тогда голос польется. Казалось бы, чего проще: обрушьтесь этакой тряпкой на диван, как модно говорить, в полном расслабоне и пойте в удовольствие. Ну и что, голос полился также свободно, как валяются ваши ступни на диванной обивке? Не думаю. Иначе обучение вокалу ограничилось бы парой уроков, за которые вас бы научили расслабляться, подобно медузе, и не было бы столько страдающих из-за «недостатка вокальной опоры» вокалистов

Попробуйте приглядеться к лицам и телам вокальных исполнителей во время концерта. Ну, про то, что оперного певца можно спокойно спутать с участником соревнований по тяжелой атлетике, будь он одет в трусы и майку, говорить, думаю, излишне. Краснеющие лица, надутые шеи, выпученные глаза, брови домиком, оскал Бармалея и руки, пытающиеся не то обнять гимнастический шар, не то согнуть кочергу, вряд ли могут навеять мысли о расслаблении.

С псевдооперными исполнителями, поющими таки в микрофон (Bocelli, Басков), и вокалистами современной музыки, честно и на полных правах поющими в микрофон, дело обстоит чуть лучше, но все же о йоговской шавасане говорить не приходится…

Что же такое напряжение в вокале и напряжение в целом? Данное понятие всегда связано с мышцами, так как в теле человека больше нечему напрягаться. Когда речь идет о напряжении голоса, речь всегда идет о напряжении мышц, создающих этот самый голос: отвечающих за смыкание-размыкание голосовых связок, за движение гортани и других частей вокального аппарата, за дыхание.Человек состоит из мышц и абсолютно все его физиологические процессы ими управляются.

Глупо было бы утверждать, что в тот момент, когда вы поете, ваши мышцы мигом куда-то растворяются, и остается один голос, выходящий магическим образом сам по себе.

Для того, чтобы получить представление о работе мышц тела, достаточно заглянуть в любой анатомический справочник, который непредвзято и объективно (благо он не пиарит никого из представителей вокальной педагогики) расскажет вам об этом:

«Мышцы, сокращаясь или напрягаясь, производят работу. Она может выражаться в перемещении тела или его частей (динамическая работа) и в удерживании частей тела в определенном положении (статическая работа). Сокращаясь, мышцы приводят в движение кости и суставы, действуя на них, как рычаги. Кости начинают двигаться вокруг точки опоры под влиянием приложенной к ним силы. Движение в любом суставе обеспечивается как минимум двумя мышцами, действующими в противоположных направлениях.»

К телу человека относятся (как уже было замечено выше) в том числе и мышцы, отвечающие за фонацию. Таким образом, и эти мышцы также находятся в активности, то есть производят определенную работу. Если же их активность чрезмерна, то возникает напряжение.

Активность мышц, как сбалансированная, так и чрезмерная, присутствует при любой деятельности, будь то спорт, игра на музыкальном инструменте, вокал или совершение каких-либо других физических действий.

Следствием интенсивной работы или перегрузки мышц является их утомление. Потому от исправной работы мышц зависит не только подвижность организма, но и функционирование всех физиологических процессов.

Те, кто занимался спортом знают, что при чрезмерных нагрузках на мышцы во время физических тренировок, можно выползти из тренажерного зала на четвереньках и болеть будет все… И это при правильной работе мышц или же при работе правильных мышц, которые должны участвовать в выполнении того или иного движения. Когда же мышцы работают неправильно:
• плохо разогреты перед тренировкой,
• зажаты,
• или же, когда вся нагрузка ложится на конкретную мышцу и не балансируется работой других мышц, амортизирующих (или смягчающих) активность первой,
• активно работают не те мышцы, которые необходимы для выполнения конкретного движения: например, при качании пресса активно должны работать брюшные и не должны нагружаться спинные и т.п.

Есть вероятность получить спортивную травму - растяжение или даже разрыв мышцы, а также травмы суставов, костей и других органов, активность которых поддерживается этими мышцами.

Абсолютно те же правила действуют и для мышц, ответственных за работу вокального аппарата (мышц гортани), с той лишь разницей, что они более мелкие, деликатные и соответственно более ранимые.К счастью, мышцы, связанные с вокалом, а именно мышцы тела, регулирующие вокальный выдох, а также увеличивающие резонаторное пространство в глотке, будучи более крупными, могут брать на себя основную нагрузку, защищая от перегруза мелкие мышцы вокального аппарата и обеспечивая им более комфортную и соответственно правильную работу.

Мышцы, создающие певческую форманту и ответственные за ставший уже популярным twang, хоть и мелкие, но также способны своей работой снимать нагрузку с мышц голосовых связок. Естественно, ведь благодаря певческой форманте голос вокалиста становится более слышимым и нет необходимости «грузить» голосовые связки.

Как видите, мышцам свойственна взаимопомощь в гораздо большей степени, чем представителям человеческого рода. Если голосовые связки просят помощи и поддержки у мышц, регулирующих вокальный выдох, то последние вряд ли свернутся в кукиш и ответят: «Не дождетесь!» Они не откажут, но…. только в том случае, когда они работают.

Так о каком же расслаблении можно говорить, когда во время исполнения песни в вокалисте происходят многочисленные движения, подобно шестеренкам в часах или музыкальной шкатулке?

Кто-то из вас, возможно, читал, смотрел или слушал в детстве сказку Н.Ф.Одоевского «Городок в табакерке» о мальчике, который захотел узнать устройство маленькой музыкальной шкатулки, подаренной отцом. По приглашению мальчика Колокольчика он вошел внутрь музыкального королевства и чуть там все не нарушил, тронув только одну Царевну-Пружинку.

Аппарат вокалиста подобен такой музыкальной шкатулке, так как работа всех его внутренних органов взаимосвязана. Расслабься хоть одна деталь - нарушится весь механизм.

Это совсем не означает, что вокалист должен петь зажато, да и собственно зажатость - не корректный антоним расслабления. Понятие, противоположное расслаблению - это активность.

А залог того, что данная активность не перейдет в зажатие- это баланс, которому можно научиться благодаря уникальным упражнениям, которые мы предлагаем на семинарах - тренингах EVT.

О сути данного баланса, а также о том, почему различные практики на расслабление не эффективны в борьбе с вокальными зажимами - в следующем ВОСКРЕСНОМ ПРИЛОЖЕНИИ.

Вернуться к списку


Подвал Яндекс.Метрика