Заголовок

Отличие методов в преподавании вокала

В преподавании вокала, как мы уже не раз упоминали, можно выделить две группы методов: холистические и научные. Холистические методы, их также можно назвать образные, основаны:
• на личном опыте преподавателя, перенятом, в свою очередь, у других преподавателей в процессе обучения;
• на его инстинктивных находках в процессе осуществления собственной педагогической практики;
• на личных догмах, принципах, гипотезах и ощущениях, излагаемых обычно в форме метафор.

Никакой научной базы в плане проведенных исследований, опубликованных научных работ с видео-аудио подтверждениями верности гипотез и точности предлагаемых упражнений за такими методами не стоит. Что, собственно, не умаляет их действенности, так как есть немало вокалистов, подтверждающих, что данный подход им помог, равно как и тех, кто, увы, так и не достиг желаемых результатов.Такие методы обычно носят названия: «вокальная школа Иван Иваныча», «вокальная мастерская Марфы Петровны», «вокальный класс крутейшего Сидора Абрамовича», часто с добавлением популярного уточнения: «уникальная авторская методика». Иногда, видимо, ввиду природной скромности, название метода не содержит имени изобретателя, а что-то возвышенно-философское и даже немного оккультное, типа: «Звездный вокал за 2 дня, лежа на диване», «Школа офигенного голоса», «Вокальный конвейер «Поем, как я», «Освобождение гортани через астрал» или «Для тех, кому за 100 и еще не запел» и т.п.

Научный метод, на данный момент, существует только один - Estill Voice Training (VoiceCraft), который существует практически во всех западных странах с 80-х годов прошлого века, а в нашей стране с 2015 года. Все его утверждения основаны на научных исследованиях и ими же подтверждаются. Список научных работ, публикаций, а также видео материалы можно найти на сайте ассоциации, организующей исследования и обучение по всему миру: Estill Voice International. Действенность, равно как и безопасность упражнений также выверена научным путем.

Долгое время в России существовал исключительно холистический подход в преподавании вокала. Еще совсем недавно, два-три года назад утверждения EVT казались фантастическими, мало кто верил, что там внутри вообще что-то можно увидеть, и тем более, что чем-то еще, кроме дыхания, можно управлять…

И вот, за какие-то 1,5-2 года, опираться на науку вошло в моду. Нет, конечно, это очень позитивная тенденция, если бы наши вокалисты-исследователи, восприняв передовой опыт Jo Estill, решили бы всерьез вникнуть в науку, в метод, воспользоваться уже имеющимися научными открытиями (естественно, официальным путем) и продолжить развитие, пусть даже и самостоятельно, без EVT, но в том же духе и с той же ответственностью и серьезностью. Ведь все новые открытия в какой бы области они не были, всегда имеют под собой прочный базис из уже имеющихся, на основании продолжения и развития которых родились новые.

Конечно, не секрет, что каждый мечтает изобрести велосипед. Или же, как всегда, многих привлекает быстрый успех, быстрая самореклама и, соответственно, доход, или же новоявленными учеными движут иные неведомые причины, но к сожалению, их научно-креативные изыскания, чаще всего, ограничиваются походом к фониатру с целью киносъемки своей поющей, пусть даже и прекрасно, глотки.

В результате рождаются псевдонаучные или полунаучные методы, претендующие на истину, и оттого гораздо более опасные, нежели просто холистический образный подход.

Дабы все-таки не путать яичницу с омлетом и отличать, что же такое наука, и почему открытия Jo Estill смогли произвести на свет метод, не имеющий пока аналогов и существующий вот уже более 30 лет в большинстве стран Европы, в Японии, Америке и в Австралии, поговорим о том, как же все-таки проводятся настоящие научные исследования, каковы правила их осуществления и какие требования к ним предъявляются.

Первое и главное - это компетентность самого исследователя, который помимо умения владеть определенными приемами должен обладать достаточным набором серьезных знаний. Так, Jo Estill к моменту начала исследований уже была не только певицей и вокальным педагогом, но и выпускницей департамента Отоларингологии Upstate Medical Center в Сиракузах, в Нью Йорке. В процессе исследований она продолжила обучение в City University, также в Нью Йорке и закончила исследования со званием почетного доктора уже годы спустя в University of East Anglia. Продолжатели ее дела, в том числе и в Италии, все обладают дополнительным (к высшему вокальному: post laurea) образованием или в области фониатрии, или артистической аудиологии. То есть они реально знакомы со всеми тонкостями функционирования вокального аппарата. Более того, они бесконечно преданы именно этому направлению деятельности.

Второе - это, естественно, компетентность самого оториноларинголога-фониатра. То есть, не факт, что простой лечащий врач обладает всеми необходимыми познаниями для исследования голосового аппарата. Здесь нужна особая компетенция и специализация именно в данной области: не каждый фониатр, взяв в руки даже просто стробоскоп (а это лишь минимум) способен получить качественный снимок, видео и тем более сделать грамотный вывод. Если до последнего момента данный специалист просто лечил вокальные травмы и не знаком с наукой аудиологией и исследованиями голоса не занимался, то вряд ли произведенные им материалы смогут стать качественной иллюстрацией.

Так, Jo Estill работала с такими столпами оториноларингологии, как исследователи H.Colton, David Brewer, Yanagisawa и многие другие. Итальянские исследователи работают с целой командой оториноларингологов, возглавляемой небезызвестным не только в Италии, но и в мире Franco Fussi, неизменным участником крупнейших международных конгрессов.

Третье - одного ларингостробоскопа для исследований далеко недостаточно. Все же не селфи для Инстаграма снимаем… Научный вывод может быть сделан только на основании комплексных исследований не только внешних структур вокального аппарата, но и управляющих ими мышц, хрящей, мембран и проч. Потому в исследованиях голоса наряду с ларингоскопией применяется и ряд других методов, как: электромиография, рентген, компьютерная томография и многое другое… Причем применяются они все вместе, то есть в комплексе. Представляете какой еще технической компетенцией должен обладать оториноларинголог, проводящий исследование?

Ну сняли вы свой художественный вокальный свист и что? Может и увидели положение голосовых связок, но уж точно не работу мышц, ответственных за такой механизм. А ведь любое упражнение направлено именно на тренировку соответствующей мышцы, без этого, как известно, ни одна часть нашего организма не двинется. Не достаточно просто показать студенту видео, нравоучительно добавив: «Видишь, как у меня связки работают - делай так же!». Можно конечно, но тогда такой подход мало чем отличается от холистического.

Четвертое - вытекает из третьего: представьте каким набором разнообразной и ультрасовременной аппаратуры должен быть оснащен исследовательский центр! Добавьте к выше перечисленному еще и технику съемки: high speed video, и можете включить воображение…

Пятое - сам материал. Как бы цинично это ни звучало, но под материалом понимается человеческий фактор. Чтобы сделать научный вывод о работе какой-то структуры, даже выверенной по несколько раз разной аппаратурой, необходимо исследовать не одного амбициозного вокалиста, пожелавшего «прийти, засняться и открыть», а целый ряд вокалистов разного пола и возраста определенной квалификации, а часто и с разным ее уровнем: профи и нет (как известно, часто многое познается и в сравнении). Иначе вывод не будет полным.

Но и это еще не все. Так, после проведения исследований необходимо проводить независимую классификацию образцов, вынося их на суд посторонних слушателей. Было бы просто сесть с любимым доктором Айболитом и послушать вместе под игристый спирт только что созданный шедевр, да только, увы, этого мало. А после проводится статистический анализ результатов с помощью Матрицы Неточностей. И лишь потом уже можно фиксировать какие-то выводы и выносить их на окончательный научный суд.

Кроме того, не всякая гортань благоприятна для исследований. Она должна быть достаточно большой, чтобы изображение получилось четким и ясным, естественно, как и специалист должен проявить все чудеса мастерства для качественной съемки. Так, в Италии, немало очень сильных вокалистов хотели добровольно принести себя в жертву науке, но не подошли именно в силу физического строения певческого органа: гортань не позволяла сделать качественного примера. Да и сколько видео идет в корзину в процессе работы с подходящими экземплярами: выполнил прием, можно сделать лучше - новая попытка; выполнил прием образцово-показательно - где-то тень легла или микрокамера дрогнула, или сопля, пардон, из носа спустилась и затуманила изображение - следующая попытка и т.д.

Нет, конечно, можно наснимать свое неповторимое исполнение скримом «Полета шмеля», но если видео не дает четкого изображения, при котором ясно видна работа хотя бы тех структур, которые можно увидеть с помощью стробоскопа, то годится оно только для набора лайков на YouTube, но не как серьезный экземпляр для дальнейших исследований.

Ну и последний фактор - время. Исследования Jo Estill, начавшиеся в 70-х годах прошлого века, продолжались долгие годы, прежде чем были оформлены в метод в 1984 году. А если учитывать сегодняшних ее последователей, обогативших метод новыми знаниями в области экстремальных вокальностей и приемов - продолжаются и по сей день. Прежде чем делать окончательные выводы, необходим и еще такой эксперт, как время. За это время есть возможность еще раз все проверить, пересмотреть, дабы не «сесть в лужу» с преждевременным выводом.

Так что мало скопировать внешнюю оболочку, чтобы изобрести что-то реально ценное и новое. Необходимо огромное терпение, глубокие знания, конечно же, время, и главное, умение усмирять собственные громадные амбиции, летящие впереди паровоза, во имя науки и общественной, а не личной выгоды.

Вернуться к списку


Подвал Яндекс.Метрика