В вокальной педагогике очень распространено выражение «петь на дыхании» или же петь «не на дыхании», и если хорошо вдуматься в его суть, то несложно понять, насколько оно далеко от логики и здравого смысла. Как можно петь, или даже говорить не на дыхании?
В основе любой фонации лежит выдох, ведь именно воздушная струя, встречая на пути препятствие в виде голосовых связок заставляет их колебаться, создавая звуковую волну. Потому понятие «петь на дыхании» или «не на дыхании» - ни что иное, как субъективное ощущение вокалиста, связанное чаще всего с самовнушением, ну и отчасти - с другими ощущениями, не имеющими никакого отношения к дыхательному процессу.
Самовнушение - это, безусловно, психологическая категория, не входящая в компетенцию вокальной техники, а человеческая психика, как известно, довольно хрупка, потому «вынесенный» мозг гораздо сложнее поставить на место, нежели натренировать вокальные мышцы. Механизм тут довольно тривиален: педагог послушал звук, оценил его эстетическую ценность в соответствии с собственными вкусами, и вынес вердикт: «Ты поешь не на дыхании! Без опоры!» У студента эта фраза крепко заседает в голове и все! Все свои дальнейшие попытки он будет расценивать напрасными, пока не добьется того «опертого» звука, который хочет педагог.
При этом желание наконец то получить этот «опертый звук» становится навязчивой идеей, в жертву которой часто приносятся и собственные музыкальные вкусы, и любимые приемы, и даже исправление других возможных дефектов вокальной техники. Конечно же, зачем, если у вокалиста прочно отпечатывается в мозгу, что весь вокал исключительно и полностью зависит от дыхания.
А ведь иногда достаточно простого трюка, как то: спеть в другом стиле или использовать другой прием, чтобы получить добро от преподавателя и услышать, что «наконец то ты стал петь на дыхании».
Трюки эти весьма просты: смена вокальности в сторону оперной или близкой к ней; смена твердой или придыхательной атаки и окончания звука на мягкие: «Молодец, начал звук на дыхании и также аккуратно закончил фразу!», смена положения гортани на низкую и округление звука, а порой даже и смена музыкального стиля: например, hardcore на романс и т.п.
Уже один такой простой эксперимент должен заставить усомниться в точности диагноза о бездыханном пении и искать причину своих вокальных сложностей в чем-то другом. Или в непонимании специфики вашего стиля или в других огрехах вокальной техники.
Ведь чаще всего именно они создают у студента внутреннее (а у педагога - слуховое) ощущение «бездыханного» пения.
Рассмотрим коротко некоторые из них:
1. Атака и окончание звука могут оказывать огромную роль на субъективное восприятие. В академическом пении, например, считается правильной исключительно мягкая атака и окончание. Начать звук мягко часто так и называют «начать звук на дыхании», а окончания фраз должны быть аккуратными, то есть их не принято резко обрывать. Именно по этому принципу и судят о профессионализме вокалиста… академического. Но вокал - это многообразие стилей, а не только лишь одна академическая школа. В современном вокале применяются все виды атак и окончаний звука от твердой и придыхательной вплоть до самых экстремальных с рыками и скрипами, сие совсем не означает, что представители модерна поют не на дыхании.
2. Гортанный зажим, создающий ощущение закончившегося дыхания и сжатого горла. За него ответственны мышцы, потому и исправление его происходит благодаря тренировке соответствующих мышц. Никакие дыхательные упражнения вам тут не помогут и не спасут! В EVT используются конкретные упражнение на раскрытие ложных связок и устранение зажима.
3. Тип смыкания или масса голосовых связок. То есть, если вы поете «нежно», то есть на тонком смыкании, то скорей всего вам скажут, что звук опертый. В случае пения разговорным голосом, коим часто пользуются вокалисты современных стилей, равно как и фальцетом и тем более бэлтингом (даже не хочу заикаться про scream или distortion), вас скорей всего обвинят в бездыханности.
4. Неумение долго тянуть ноту. Запомните, что длина ноты зависит не столько от количества выдоха или набранного воздуха, сколько от умения его удерживать. Безусловно, для более длинной музыкальной фразы мы дышим чуть (!!!) больше, нежели для обычной. Но главное не количество, а качество. Если вас не научили подключать нужные мышцы для получения постепенного выдоха, то вы сдуетесь быстро, как дырявый шар, сколько бы воздуха вы ни набирали.
5. Неумение создавать вибрато. Бытует мнение, что при правильной технике дыхания вибрато появляется само. Тогда возникает сразу два вопроса: современные вокалисты, у которых голос не всегда вибрирует, не умеют дышать? При правильном дыхании вы обречены на постоянное вибрато в голосе хочется вам этого или нет?
На самом деле вибрато связано с активизацией все тех же дыхательных мышц, которые академический (оперный) вокалист должен иметь в постоянном тонусе, как в силу особой вокальной нагрузки, так и в силу требования стиля - вибрато должно быть постоянным.
Современный вокалист подключает вибрато, и соответственно, данные мышцы под конец длинной фразы, начиная ноту без вибрато и лишь заканчивая на нем. Кроме того, в современном вокале практикуются и другие виды вибрато механического характера, составляющие часть стиля и не являющиеся от этого неправильными.
Итак, нетрудно увидеть, что только 4 и 5 пункты имеют какое-то отношение к дыханию, точнее к дыхательным мышцам, но никак не к вдыхаемому вами воздуху и умению прогибать диафрагму. Умение управлять дыхательными мышцами, то есть активизировать их, EVT называет анкеровкой, и данные действия направлены не на больший прогиб диафрагмы, а на снижение подсвязочного давления при выдохе.
Так, тренированные специальными упражнениями (не кирпичами и гантелями) спинные и поясничные мышцы способны дольше удерживать диафрагму в нижнем положении и не давать ей быстро подниматься, потому и возникает ощущение, что у вас больше воздуха.
Анкеровка увеличивает длительность выдоха и слышимость звука, не меняя при этом формы звуковой волны, так как не увеличивает ни количество воздуха, ни его давление на связки, ни соответственно, плотность их смыкания. За плотность смыкания отвечают другие мышцы и другие упражнения.
Потому и выражение «не хватило дыхания», - тоже не совсем корректно. Не дыхания не хватило, а сил на его дозирование в силу слабой тренированности дыхательных мышц. Потому не воздуха надо набирать больше, а учиться тренировать нужные мышцы.
Таким образом, процесс дыхания протекает у всех одинаково, так как диафрагмальная мышца не способна на какие-то огромные по своей амплитуде движения, она прогибается совсем немного. Просто в силу конституции у кого-то данный процесс больше заметен, у кого-то меньше.
Оперные певцы часто довольно упитанны и обладают почтенным животом. Когда при вдохе диафрагма опускается, то давит на внутренности, которые в свою очередь давят на стенку живота. Естественно, если живот уже присутствует, то он выпирает ещё больше, и преподаватели по вокалу говорят: «Смотри, как у него живот выдвинулся, как он глубоко дышит диафрагмой!» У поджарого вокалиста современного стиля данное движение живота может быть совсем незаметно в силу того, что: а) хорошо накачан пресс, б) до концерта он не пообедал, а также в силу того, что при многих вокальностях необходим более короткий вдох.
В завершение, хотелось бы сослаться на случайно найденную мною мудрую цитату непререкаемого авторитета российского оперного вокала Елены Васильевны Образцовой:
«Начало обучения певца — важнейший момент и самый деликатный. Никаких формул и аксиом быть не должно. Если педагог говорит: «Возьми дыхание, подними купол!» — это конец пению. Нет, нет и нет! «Взял дыхание» — заперлась гортань, «поднял купол» — отключился верхний резонатор. «Опирай на дыхание!» — зажались мышцы живота. Певец должен научиться думать, научиться понимать педагога, а педагог должен научить студента главным моментам, необходимым для всех, научить чувствовать и знать свой инструмент, а уже потом научить приемам пения. Это отдельная статья. Научить петь нельзя, можно научить приемам пения, а как студент, будущий артист, будет этими познаниями пользоваться, зависит от степени ума, таланта, интеллекта и его художественного кредо.» (Записки в пути. Диалоги.)
Именно знать и чувствовать свой инструмент, причем отдельно каждую его часть, и уметь управлять им, мы и учим на семинарах EVT.
Ну а «Дыхание - это бизнес преподавателей по вокалу», - как говорила гениальная и незабываемая Jo Estill.