Несмотря на то, что не так давно мы уже рассматривали тему о певческой опоре (оно же дыхание), то и дело в группе появляются вопросы из серии: как же пользоваться воздухом, сколько его нужно для пения, для того или иного приема и т.п.
То, что спрашивают о конкретных приемах - уже радует, так как это означает, что постепенно пришло понимание, что не существует одного единого дыхания на все случаи жизни. Ведь даже в жизни мы идем - и дышим по одному, стоит нам побежать вдогонку за уезжающим автобусом - ритм дыхания меняется, спим - тоже совсем все по-другому.
Вопрос о дыхании неминуемо связывают с певческой опорой. Самое интересное, что по крайней мере мне не приходилось встречать ни одной научной статьи (причем ни в России, ни в Италии), объясняющей, почему и как певческая опора влияет на звук, каков ее механизм, и что же происходит с дыханием, когда вокалист «опирает» свой голос.
Вокальный тренинг EVT пользуется понятием анкеровки, то есть активизации отдельных мышц, поддерживающих или регулирующих дыхание. И при этом мы подробно объясняем как суть анкеровки: то есть что же происходит с воздухом и последующей звуковой волной, когда мы подключаем соответствующие мышцы, так и смысл упражнений, способствующих достижению желаемого результата.
Для начала следует понять, что вокал - это мышечный процесс, как бы кощунственно, цинично и вызывающе крамольно это ни звучало для служителей певческого искусства. Вообще все наши действия - это мышечный процесс. Если говорить о других искусствах, то чтобы написать картину, исполнить что-то на музыкальном инструменте, станцевать балет и даже просто написать роман или вот это Воскресное приложение мы задействуем мышцы. И от этого наши творения не перестают быть искусством. Конечно, художественную ценность данного Приложения можно оспорить по совсем другим соображениям эстетического характера, но никак не по причине, что я активно задействовала мышцы пальцев рук, дабы настучать его на компьютере.
Самое интересное, что если задать некоторые вопросы по механике действий или того же дыхания тренеру по плаванью, да и просто любому спортивному тренеру, то вы получите весьма конструктивный и грамотный ответ о работе соответствующих мышц. Это совсем не сложно, совсем не тайна и давно уже объясняется наукой.
Вокалисты же - народ щепетильный и амбициозный, рассуждая о талантах от Бога и сакральном искусстве извлекать голос, никто не хочет думать о таких приземленных вещах, как мышцы. Более того, многие даже склоняются к мысли, что это вредно, неизменно связывая слово «мышца» с понятием «усилие». В то время, как мышцы могут просто работать, помогая нам совершать то или иное движение.
Потому гораздо проще парить в облаках, рассуждая о воздушной струе, как о независимом фантастическом дуновении, которое, войдя внутрь тела, расширяет легкие, опускает диафрагму, и которое надо потом постараться удержать где-то в животе как можно дольше….
Но человеческое тело так не работает. Дыхание регулируется мышцами: воздух входит в наше тело лишь потому, что вдыхательные (инспираторные) мышцы создают внутри соответствующее пространство для заполнения легких, а выходит - потому что вступают в действие выдыхательные (экспираторные) мышцы, помогающие его вытолкнуть. Мышцы, как известно, получают нервные импульсы, поступающие из вышележащих отделов головного мозга.
Когда человек находится в коме, то его подключают к аппарату искусственного дыхания, который закачивает внутрь воздух. И это происходит именно потому, что отсутствует мышечная активность, позволяющая создавать соответствующие условия для вдоха и выдоха.
Процесс обычного дыхания человека является инстинктивным или непроизвольным, иными словами, мы просто дышим, как умеем и ничего специально не регулируем. Наши дыхательные мышцы работают инстинктивно.
В вокале происходит регулирование или воздействие на вторую фазу дыхания, то есть на выдох. В чистом, не экстремальном вокале, вокалист старается снизить подсвязочное давление, удерживая диафрагму как можно дольше в нижнем положении, путем воздействия на нее другими дыхательными мышцами, за счет чего увеличивается длительность выдоха и воздух выходит постепенно. Насколько постепенно и каким количеством воздуха пользуется вокалист зависит от практикуемого стиля, отдельного вокального приема и вокальности (используемой краски голоса). В том же экстремальном вокале есть исключения, когда вокалисту необходимо большее количество воздуха или же наоборот меньшее, но более резкий выдох.
Поскольку сильное давление на голосовые связки всегда ведет к их изнашиванию, действует принцип: чем больше воздуха, тем больше требуется мышечных сил на его удержание. Или же…снижение подсвязочного давления произойдет за счет неплотного смыкания связок и такой ряд вокальных приемов так же имеет право на существование.
Так, оперные певцы, которым необходимо большее количество воздуха, чтобы петь длинные фразы, работают мышечно постоянно и очень интенсивно. Именно по этой причине и график работы у них довольно щадящий: после оперного дня следует, как правило, не менее двух дней отдыха. Современные вокалисты могут позволить себе концерты каждый день, так как их мышечная нагрузка гораздо меньше.
Потому, разговор вокального педагога о певческой опоре всегда и неизменно должен быть связан с детальным объяснением работы определенных дыхательных мышц, причем именно тех, на которые вокалист в состоянии реально и непосредственно воздействовать, но никак не о воздушной струе, как метафизическом или погодном явлении типа ветра, и не о прогибах диафрагмы, которая всегда будет прогибаться (кстати, довольно скромно), как «этот изменчивый мир» под нас и независимо от нас, сколько бы вы не верили в то, что сможете каким бы то образом ее «накачать» или «прогибать» больше.
Почему же, несмотря на огромное разнообразие вокальных стилей, целую палитру вокальных звуков, несметное количество вокальных приемов, вокалисты до сих пор продолжают одержимо думать лишь об одном действии, которое дается всем с самого рождения - дыхании, и списывать на него все свои проблемы и вокальные неудачи?