Заголовок

Высокая форманта (окончание)

Итак, продолжаем начатый разговор о Высокой Певческой Форманте (ВПФ), а точнее ее поиск. При чтении информации в разных источниках, причем часто довольно солидных и уважаемых, реально возникает желание объявить конкурс или телешоу «Ключи от ВПФ» на поиск этой загадочной форманты. Интересно, кто первым найдет?

Так, 98% российских источников, по сути, советуют петь в нос, 1% - в небо или в корни зубов. А тот 1%, где удалось найти достоверную научную информацию о ВПФ и о том, где она реально образуется, ограничились только описанием данного места, не дав никаких конкретных указаний, как же ее все-таки получить. Информация это не новая, но настолько краткая и как будто бы укромно спрятанная (в то время как должна была бы стать сенсацией, навсегда перевернувшей вокальную дидактику), что полностью перекрывается масочно-носо-зубными экспериментами остальных 99%.

Как четко написано в «Словаре вокальных терминов»: термин "маска" происходит от итальянского maschera [маскера] - это понятие связано с резонированием голоса певца в носовой и придаточных полостях, то есть в верхней части лица, которая обычно прикрывается на костюмированных шествиях, маскарадах.

То есть, призыв включить носовые пазухи стартует уже с вокального словаря. А как же иначе можно их включить, как не пением в нос?

Так, оказывается, в маске во время пения «должно ощущаться что-то вроде жужжания или вибрации. Чтобы почувствовать это, предлагают помычать, то есть пропеть звук «Ммм», и, положив руку на нос, почувствовать вибрацию. Также уточняется, что при этом в горле никаких ощущений быть не должно. Ну а как понять, что вы достигли результата? Тут следует шедевральная фраза: «Помните, что в вопросе нахождения маски лучший помощник — чуткое ухо педагога.»(С сайта Опера и вокал http://vocal-noty.ru/)

Вот и мычат студенты годами, пока «чуткое ухо педагога» не уловит в данном призывном звуке крупного рогатого скота наличие ВПФ. Часто, к сожалению, чуткое ухо педагога напрямую завязано на величине его кармана. Помню, мои хорошие знакомые никак не могли понять, почему за мычание своей дочери они должны выкладывать такие большие деньги….

Странно, что в данном случае академическим вокальным дидактикам изменяет даже чувство элементарной логики.

С одной стороны, они советуют хорошо поднять мягкое небо или «сделать из неба купол», то есть закрыть проход в нос, с другой - при этом действии звук должен «хорошо попадать в носовые резонаторы». И они, более того, должны как раз создавать эту певческую форманту.

Наверное, такое действительно возможно в том случае, когда речь идет о мутанте, у которого отсутствует небная перегородка или же она расположена где-то сверху, над носовыми полостями.

К счастью, студенты в большинстве своем не мутанты и, естественно, следуя советам, начинают петь в нос, получив сразу же возмущенный выговор за носовой призвук. Ну и? Как петь в маску или в носовые резонаторы и не петь при этом в нос? Есть рецепт, дорогие академисты?

Данный парадокс пытался объяснить и известный многим А.М. Вербов в своей книге «Техника постановки голоса», издании издавна уважаемом в вокальной педагогике:

«Выключить ротовой ход очень легко, приложив вплотную корень языка к нёбу. Тогда звук весь пойдет одним носоглоточным каналом. Выключить же совершенно носоглоточный ход нельзя, так как мягкое нёбо (нёбная занавеска) с язычком при низком положении гортани во время фонации не прилегают вплотную к задней стенке зева и носоглотки и между ними имеется более или менее широкий проход.»

Ну, если уж быть точным, то не корень языка прикладывается к небу, а небо опускается к спинке (то есть задней части) языка, так как именно небо, а не язык открывает или закрывает проход в нос. В данном случае открывает его, опускаясь до языка.

Ну и, получается, что все оперные вокалисты в той или иной мере поют в нос?

Увы, как всегда данный вывод снова был сделан на основании догадок и без какого бы то ни документального визуального подтверждения. А ведь современная техника давно позволяет это сделать и видео, полностью опровергающие данный вывод, мы уже не первый год демонстрируем на семинарах EVT.

В книге Алексея Парина «Елена Образцова: Голос и судьба», приводятся в пример слова Елены Васильевны, на эту же тему: «А вот самое главное - найти маску в пении, найти все резонаторы - там, где у нас бывает насморк».

При этом, позже, она сама вспоминает собственный период обучения вокалу следующим образом: «…у меня было страдание два года, когда педагог не давала петь, потому что не хотела, чтобы я пела неправильно. И она заставляла меня мычать и стонать. Она говорила только: «Здесь, здесь». А что здесь? Я ничего не понимала, что здесь. Но я пыталась попасть. Между бровей».

Бесспорно, Елена Образцова вошла в историю, как великая русская оперная певица. Но, к сожалению, как преподаватель она следовала тем же традициям, по которым учили и ее. Так, в данный момент в Италии, да и любой другой западной стране, немыслимо представить, что для поиска ВПФ вокалист должен не петь, а мычать 2 года и пытаться куда-то «попасть».

Это не нормально, и такого педагога просто никто не потерпит, так как вокалист хочет развиваться, а не мычать 2 года. Физиология ВПФ уже давно изучена, и мышца, отвечающая за ее создание, тренируется, как и любая другая.

Да и за 2 года любой инструменталист уже может играть какие-то несложные вещи, как минимум, а не просто держать в руках гобой или изображать пальцами игру на фортепиано. Почему с вокальным инструментом должно быть иначе?

Далее, уже в своей книге «Короткие замечания о технике пения» сама Елена Васильевна пишет: «…берем дыхание через нос, так как сразу же на вдохе открываем резонатор, мы попадаем сразу в нужное место, нос оставляем в состоянии вдоха- есть натяжение в горизонталь (натяжение мышц лица)» «Нос всегда открыт, ноздри. Как у лошадки, натяжение в горизонталь». Здесь интересно то, что наряду с заблуждением по поводу носовых резонаторов, содержатся и очень правильные мысли, которые никак не связаны с ВПФ, но описывают правильную активную позицию вокалиста во время пения, помогающую петь без зажимов и получить более объемный голос.

Растянутые ноздри помогают создать тонус и активизировать работу нужных лицевых мышц (хотя при этом важно уметь одновременно расслаблять другие - баланс, которому надо учить). Ощущение же «натяжения в горизонталь» - это не более чем ощущение тонуса (в том числе и мягкого неба, которое как раз закрывает в данном случае проход в нос), необходимого вокалисту. Это означает, что его вокальный аппарат находится в рабочем, а не сонном состоянии. И данный тонус означает не что иное, как работу нужных мышц, а не какие-то резонансные явления в данной области.

Другой вокальный педагог Ф.Витт, определяя суть постановки голоса, как «умение направить звук в маску и удержать его там», советует упирать данный в звук в корни верхних резцов. И советует для этого «простое» упражнение, а именно ввести указательный палец глубоко в рот и прижать ногтем к небу. А потом направлять выдох в этот палец, как «луч фонарика». (http://www.global-project.ru/svetov/voice/7.html)

Не знаю, может, на кого-то после этого и снизошло озарение ВПФ, но на мой взгляд, данное упражнение принесет гораздо большую пользу для освобождения желудка от содержимого в случае отравления.

Итого, получаем целый набор ценных советов: зевать, мычать, упирать звук в твердое небо и корни резцов… И, конечно, иметь при себе во всех случаях «чуткое ухо педагога», которое будет вам подсказывать: «попал - не попал».

А не проще ли научиться оперировать конкретными частями вокального аппарата, приобретя независимость от какого бы то ни было уха (не носить же ухо педагога с собой всю жизнь), а не «упирать» звук неизвестно куда и неизвестно зачем? Это сравнимо с тем, если б вам посоветовали облокотиться на солнечный луч или же поймать в кулак ветер.

Если вы хотите раз и навсегда разобраться с ВПФ и сделать это быстро, запомните следующее:


• Пусть ВПФ и высокая (!!!) певческая форманта, не стоит искать ее где-то там высоко: в носу или во лбу, между бровей или даже у корней зубов. Она образуется ниже мышцей, расположенной в верхней части гортани, ее и надо тренировать.
• ВПФ никак не связана с носом и носовыми полостями. Хотя ее и можно создавать как с назализацией, так и без. В первом случае она будет несколько приглушенной именно из-за частичного попадания звука в носовые полости, работающие, как изоляционный материал.
• ВПФ важна не только для высоких, но и для низких нот, именно благодаря ей они станут слышны. То есть спектр частот на любой высоте может включать ВПФ.
• ВПФ является неотъемлемой частью таких вокальностей, как опера и бэлтинг.
• ВПФ важно осваивать в комплексе других упражнений, так как сократив гортань на одном уровне, мы рискуем зажать ее на другом.
• Важно не только найти, но и уметь регулировать ВПФ по принципу: больше-меньше или добавить-прибавить, сочетая ее с другими эффектами резонанса, которые зависят от других структур.

Этому вполне реально научиться за 2 дня семинаров EVT, а дальше просто самостоятельно оттачивать, то есть тренировать полученные и выверенные навыки. Ведь, как вы знаете, мышцы сразу не тренируются, им нужно время. Но если знать точно, как этого добиться наверняка (а метод EVT предлагает для этого целый ряд разнообразных, проверенных научно и не одним поколением вокалистов, упражнений) и заниматься регулярно, то результат не заставит себя ждать!

Вы устали платить за мычание и тыкать ногтем в небо? Тогда вам к нам!!!

Вернуться к списку


Подвал Яндекс.Метрика