Про таких говорят: «голосище», «тембристый» или «сильный» голос от природы.
Но в силе ли дело, ведь под силой всегда подразумевается какое-то физическое мощное действие. Если говорить о голосе, то сила- это количество выдыхаемого воздуха и интенсивность его давления на голосовые связки. Это означало бы, что обладатель дара «луженой глотки» должен иметь сверхъестественные по объему легкие, необыкновенной мощности выдох и стойкие оловянные связки, способные выдерживать сопротивление. Но на практике, голосистые люди совсем не обязательно обладают крепкой и мощной конституцией, широкой грудной клеткой и выдыхая, не прогибают к земле деревья.
Остается спросить, как в культовом фильме «Брат»: «Скажи мне, американец, в чем сила?» И американец (давно уже находящийся в авангарде исследований голоса) ответит: «А сила, главным образом, в частотах!»
Громкость - это субъективное восприятие силы/интенсивности звука. Интенсивность или мощь звука зависит от двух физических параметров: уровня громкости или реального звукового давления, измеряемого в децибелах и уровня слышимости или субъективного восприятия звука на слух, измеряемого в фонах.
То есть, не вдаваясь в сложные физические объяснения акустики, на примере это выглядит так: включаем телевизор - слышно тихо, увеличиваем громкость - становится громко - это децибел; включаем телевизор и там играет фортепианная музыка, нам кажется тихо, и мы увеличиваем громкость, потом вступает труба или саксофон и на той же громкости нам режет ухо, и мы уменьшаем громкость - это фон.
Отсюда следует простейший вывод: чем выше частоты, тем меньше нам требуется децибел (или реальной силы) звука, чтоб его услышать и наоборот.Высокий голос ребенка мы слышим лучше, чем высокий голос взрослой женщины, так как в голосе ребенка больше высоких частот. Чтоб говорить одинаково «громко» женщине придется увеличить силу выдоха или давление на связки, то есть приложить больше усилий.
Те частоты, что делают голос спикера или вокалиста слышимым для публики, то есть с проекцией, пробивным, звонким, иногда говорят полетным, называется певческой или третьей формантой. Это частотный спектр от 2000 до 4000 Гц, те частоты, что использует техник по звуку для мастеринга или выравнивания всех звуков вашего вокала, чтоб они не «проваливались», то есть не звучали глухо или на заднем плане.
Мы, в EVT называем это twang, и подробно объясняем на семинарах стратегию его создания. Академическая школа называет это пением «в маску» или пением в «высокой певческой позиции», и увы, не объясняет, как добиться данного эффекта.
Хотя ВПФ, безусловно, необходима любому вокалисту, в той или иной мере (как любой техник звука, грамотный вокалист в состоянии не только получать или убирать, но и усиливать или ослаблять данный спектр частот), впервые о ней заговорили именно в оперном или академическом вокале. Еще бы, как же иначе оперный певец, не имеющий микрофона, мог бы петь так, чтоб его не заглушил оркестр? Или вы всерьез верите в сверхъестественные силы некоторых оперных голосов, способные своими децибелами сносить люстру оперного театра, а заодно и сдувать весь зрительный зал со своих кресел куда подальше?
Ну тогда, они должны были бы обладать железными голосовыми связками, способными выдержать такое давление. И как бы представительны не были некоторые оперные солисты, все же до параметров Кинг Конга им пока еще есть и есть…
На самом деле, правильней было бы сказать, что оперный вокалист должен не «перекрыть», а «пробить» оркестр, то есть вклиниться в ту частотную брешь, что не занята другими инструментами. К счастью, редкие акустические инструменты, помимо человеческого голоса, обладают данной частотной характеристикой, разве что некоторые духовые: труба, тромбон, саксофон и т.п. Как факт, их редко включают в непосредственный аккомпанемент солиста, чаще всего они играют в увертюре, инструментальных частях и как вставки между репликами вокалиста.
И как же получить эту волшебную характеристику голоса, если она не «дана от рождения», как любят говорить преподаватели по вокалу? Хотя, реально именно от рождения абсолютно всем дается дар певческой форманты, ибо когда плачет новорожденный, то слышат его не только родители, но как правило и все соседи. Потом, правда, своим «говори потише», «убавь тон, я не глухая», родители начинают забирать этот дар у детей уже в младшем школьном возрасте.
И заметьте, дети говорят звонко, не прилагая для этого никаких усилий, и редко кто из них говорит в нос, разве что дети, с явно выраженными патологиями дыхательных путей. И в данном случае их голос как раз уже не звучит так звонко…
Увы, но академическая школа, обозначив необходимость данной Высокой Певческой Форманты (ВПФ) в голосе вокалиста, своими нечеткими описаниями физиологии и практически полным отсутствием советов по ее получению, создала огромную и непролазную путаницу.
Все советы по ее получению сводятся к рекомендациям: «петь в маску», «в носовые пазухи-резонаторы», «упирать (как вариант: посылать) звук в небо или зубы» или петь в высокой позиции: "Термин «маска», широко употребляемый педагогами прошлого, теперь употребляется сравнительно редко. Вместо него часто можно услышать термин «высокая позиция звука». Нужно, однако, заметить, что «высокая позиция» связана не только с ощущением хорошей вибрации верхних резонаторов певца, но и с особенностями тембра звука: звуки, богатые высокими обертонами, а главное — с хорошо выраженной высокой певческой формантой, опытные певцы связывают с термином «высокая позиция». Если же в голосе певца плохо выражена высокая певческая форманта, его голос называют «позиционно низким». Таким образом, в термин «высокая позиция» вкладывается более богатое содержание, чем в термин «маска». (В.П. Морозов «Тайны вокальной речи»)
Нужно ли ощущать вибрацию в области «верхних резонаторов» носового отдела, и где же все-таки стоит искать ВПФ в носу или все-таки в каком-нибудь другом месте?