Данная статья традиционной рубрики посвящается, пожалуй, не всем вокалистам, а лишь только той их части, которая в какой-то момент времени встретилась с явлением, называемым СТАГНАЦИЕЙ.
То есть, проще – застоем, потерей движения в своем развитии, торможением или даже откатом на прежние «позиции в искусстве».
Подобная ситуация встречалась, думаю, многим. Она может возникать по причинам перенесенных болезней голоса и даже вокальных травм, достижения некоего «потолка» своих вокальных умений и навыков, как правило технического свойства.
Движется вокалист последовательно и постепенно, развивается, осваивает, так сказать, новые вершины мастерства и вдруг понимает, что на самом деле никуда он не движется… А стоит на месте.
Песни, которые хочется спеть, как ни давались, так и не даются, а может и существующие в голове образы звучания собственного голоса и в собственных сочинениях тоже остаются лишь «на уровне мышления», не переходя в реальные краски голоса. Хотел бы спеть вот здесь вот так, да не могу… И самое паршивое в том, что не понимаю, почему не могу…
Конечно, странно было бы адресовать эти слова юношам и девушкам, взявшим в руки микрофон год или два назад. В их случае говорить о какой-то стагнации рановато, просто, видимо, есть много чего, что нужно освоить из так называемой «базы». Скорее речь идет об уже довольно опытных вокалистах, даже заслуживших своим искусством достаточно серьезные позиции, и известных пусть и не в масштабах страны, но, по крайней мере, в довольно широком кругу слушателей и почитателей их таланта.
Впрочем, у каждого творца наступает (если наступает) свой момент стагнации, и не мне пытаться описать всю палитру причин, по которым каждый определяет для себя, что вот, мол, он пришел… Вместе с тем обширная переписка сайта дает уверенность в том, что это явление довольно частое, просто не каждый готов признаться даже себе, уж не говоря о ком-нибудь другом…
Как правило, осознание стоп-момента приводит к поиску какой-то помощи со стороны, что вполне логично. Раз не могу справиться сам, поищу, кто поможет справиться.
Довольно большая плеяда педагогов, преподавателей вокальной техники, существующая в стране, в данном случае как раз и призвана помочь решить проблему. Однако таким путем проблема решается далеко не всегда.
Хотя «далеко не всегда» вовсе не означает, что никогда не решается.
Причины разные:
- преподаватели могут быть «распиаренные», но на самом деле не так уж много знающие о вокальных процессах и, в конечном итоге, «вбуханные» немалые деньги не возвращаются ни чем;
- преподаватели могут быть по-настоящему хороши в своем деле, но попасть к ним на занятия просто невозможно по причине их чрезмерной занятости, в результате бесконечный процесс ожидания свободного места просто продляет стагнацию;
- преподаватели могут быть просто слишком дорогими (хоть это не отменяет того, что они при взимании существенной оплаты за занятия дать, в общем-то, толком ничего не могут);
- сам вокалист, никогда не работавший «под приглядом» вокального педагога просто не в состоянии найти с ним общий язык;
- можно продолжить этот ряд, но надо ли?
Конечно, существует и другой способ преодоления «застоя» - контакты с коллегами по цеху. Встречи и виртуально, и реально, какие-то обсуждения и консультации, но часто все они сводятся просто к предложениям «сделать, как вот я делаю», «создать звук, который у меня получается» и, как резюме – «но это же так просто!». Однако, если «коллега по цеху» одновременно является вокальным педагогом, см. абзац выше…
Да, разумеется, все просто… Тому, кто уже его создает, кто может… Но ведь скопировать лучше с кумира? Зачем «посредник»? Тем более, что проблема, таким образом, все равно останется не решенной. А может и решится, кто знает… Иногда непосредственные контакты с тем, кто МОЖЕТ, дают существенный толчок. Кто их знает, эти «высшие силы»…
«Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам…»
Словом, как и в любой области, существует многовариантность, претендовать на Истину ни кто не вправе, или, что помогает одному, может не помогать другому, и наоборот.
В этой связи практики, которые предлагает Estill Voice, отличаются универсальностью. А что такое универсальность? То, что подходит абсолютно всем.
Упражнения Метода не сложны, сложность в их объединении с пониманием того, что именно Вы делаете. И уже опытному вокалисту значительно проще разобраться с собой, пусть даже его мозг по опыту ориентирован именно на звучание голоса.
Они (упражнения), призваны к выработке определенных, иногда совершенно новых для вокалиста ощущений. И именно эти закрепленные ощущения служат основой действия мышечного аппарата, управляющего мельчайшими оттенками звука. Вокалист получает КОНТРОЛЬ над своим голосом.
Ну, если хотите, можно все это сравнить с какими-нибудь восточными боевыми практиками. Все мы можем махать руками или ногами, но махать ими эффективно для цели победы в единоборстве могут только обученные единицы.
И бонус в том, что вокальный педагог НЕ НУЖЕН! Подобные практики вполне по силам достаточно опытным вокалистам БЕЗ участия извне!
Я бы выразился так – ПРАКТИКИ EVT ПОЗВОЛЯЮТ ВЗЯТЬ ОТ ГОЛОСА ВСЁ, НА ЧТО ОН В ПРИНЦИПЕ СПОСОБЕН!