К сожалению, разговор о фальцете получился долгим. Но надо сказать, что тема эта довольно непростая и для полного понимания требует детальной конкретизации. Учитывая, что в Интернете можно найти огромное количество статей, видео, определений, пытающихся объяснить фальцет и при этом противоречащих друг другу, не вносящих ясность, а скорей создающих путаницу, три воскресных выпуска кажутся просто песчинкой в море.
Откуда же родился миф, что у женщин нет фальцета?
Отчасти ответ можно найти в определении фальцета из книги «Искусство пения» оперного певца Алексея Иванова: «Само название говорит уже за себя: ложный звук. Он получается путём колебания только лишь краёв связок, и при этом гортань находится гораздо выше её обычного певческого положения. Характер звука резко отличается от нормального тембра голоса и походит по высоте на женский. Фальцет очень распространён в камерном пении и особенно часто им пользуются лирические тенора».
И отчасти в Википедии: «Фальцет также часто используется как приём в эстрадной и рок музыке, а также для исполнения певцами оперных партий, тесситурно написанных для более высокого голоса - в расчёте на кастратов, контртеноров и мужских альтов».
Ну начнем с главного и насущного. К счастью, кастратов больше нет. Данные изуверства над мужчинами-певцами остались в далеком прошлом, когда часть мужского достоинства отрезалась ради затормаживания или «замораживания» взросления и таким образом, сохранения гортани и голосовых связок в детском состоянии: то есть меньше и короче, как у детей или у женщин (если учесть, что ротоглотка, шея и другие структуры вокального тракта при этом вырастали, как у взрослого).
Стоило ли совершать такое жертвоприношение вокалу в принципе и ради достижения того эффекта, который может быть достигнут путем освоения специальной техники укорачивания голосовых связок (достаточно посетить семинары EVT)?
Оба ответа - нет: ни в принципе, так как это негуманно по отношению к мужчинам (как бы они иногда нас, женщин, ни огорчали), ни тем более ради сохранения детского размера голосовых связок.
Выше указанное определение очень подходит под механизм 3, который называют stop closure, разве только вибрируют не столько края, сколько отдельно взятая передняя часть голосовых связок (задняя же их часть блокируется, находясь в плотно сомкнутом положении). Мужские связки при таком смыкании как бы укорачиваются наполовину и в силу этого звучат, как женские, которые, как известно, короче. Женщины уже так звучат от природы, видимо поэтому и было решено, что у них нет фальцета. На самом деле и женщины могут воспроизводить подобный укорачивающий механизм, только в данном случае у них получится свисток.
Даже такой колосс классической итальянской оперной школы, как ведущий оториноларинголог Италии, врач-хирург, специалист в области оториноларингологии и фониатрии, руководитель Центра аудиологии фониатров в Равенне Органов Здравоохранения Италии dott. Franco Fussi, не сомневается в существовании фальцета у женщин: «Что касается женских голосов, некоторые преподаватели отрицают существование у таковых фальцета. Но сразу же возникает вопрос, почему с физиологической точки зрения то, что возможно в мужской гортани (вибрация краев голосовых связок или краевое смыкание) не может происходить в женском голосе? На самом деле такая возможность существует и в женском голосе, только в академическом вокале регистр, получаемый таким механизмом (высокие и очень высокие ноты) называют «флейтовым» из-за характерного звучания, похожего на воздушный тембр данного инструмента. Спектрографические показатели при этом, однако, совершенно аналогичны мужскому фальцетному механизму». (Из статьи «Физиология регистров певческого голоса»)
Franco Fussi, в данном случае, анализирует оперный голос, где все еще используется деление на регистры в соответствии с привычным там механизмом смыкания. В опере не приветствуются многие приемы современного вокала, в частности перенос одного типа механизма смыкания в регистр, где, согласно классическим догмам, должен быть другой. Потому и пишет только о высоких нотах. Да и статья эта, надо сказать, была написана Franco Fussi еще до его тесного сотрудничества с Estill Voice Training.
Так что фальцет существует, как у женщин, так и у мужчин, и абсолютно не зависит ни от положения гортани, ни от высоты ноты. Многие джазовые певицы используют его на низах, на низкой гортани, и это считается фирменной «фишкой». Немереное количество поп/соул див сделали на нем свою карьеру, например, Mariah Carey и Leona Lewis. Другие известные личности: Christina Aguilera, Beyonce, Celine Dion, Lauryn Hill, Sia, да практически все западные звезды, используют его в своем вокале если не так подолгу и часто, как первые две, но как его неотъемлемую выразительную часть.
Тут многие могут воскликнуть с возмущением: «Так это же субтон!», на что ученые ответят: «Опишите тогда научно субтон, что это такое. Не на слух, а именно определив, какие же части голосового аппарата работают и какие движения совершают».
И резонно ответят, так как давно уже увидели и описали, что же такое фальцет.
При фальцете голосовые связки находятся в растянутом состоянии и под влиянием чересчур сильного воздушного потока (выдоха вокалиста) одна из мышц, ответственная за смыкание голосовых связок (межчерпаловидная м.), ослабляет свое действие, сдаваясь на «милость» противодействующих ей сил и мышц.
Кроме того, часто вдобавок происходит и изменение плоскости голосовых связок: они (не гортань, заметьте!!!) как бы приподнимаются, благодаря особому движению черпаловидных хрящей, к которым крепятся, и задняя их часть расходится. Все это уменьшает время их контакта (то есть то время, когда они находятся в смыкании) до 40%, и происходит вибрация только их краев.
Благодаря этому голосовые связки хуже удерживают проходящую через них воздушную струю и в голосе появляются шумы, то есть призвук этого самого проходящего воздуха, звук, действительно напоминающий флейту. Данный призвук может быть слышен сильнее или слабее в зависимости от большего или меньшего прохождения воздуха, которое, в свою очередь, зависит от количества, посылаемого вами на голосовые связки выдоха и силы данного посыла.
Будете выдыхать сильно и расслабленно огромное количество воздуха - получите этакий «ветер» в голосе, который практически забьет основной тон. Будете выдыхать такое же или меньшее количество воздуха постепенно, пытаясь его удерживать - получите так называемый субтон (или тот же фальцет, но с меньшим воздухом в звуке).
Если учесть, что умение удерживать часть воздуха и не выдыхать резко и быстро характеризует такое понятие, как «певческая опора», то советы вокальных педагогов о том, что при фальцете звук надо «снять с опоры», а при субтоне «добавить опоры», можно считать почти правильными. Почему почти? Да потому что современные фирмачи-вокалисты не работают только с воздушной струей, уменьшая или увеличивая ее, а для достижения интересных оттенков в фальцете (как и в других вокальностях) всегда оперируют и другими структурами: подключают или убирают назальность, меняют положения гортани, прибавляют или убирают twang, меняют положение языка и еще много чего делают, и причем все это не ограничивается действиями «да или нет», а также «чуть меньше-чуть больше». Представляете сколько названий того же фальцета или субтона можно было бы создать, если б мы стали каждому такому мелкому изменению давать отдельное название?
Ну и стоит ли изобретать 2 разных слова для одного и того же механизма и тембра, вместо того, чтобы просто ограничиться понятиями «меньше-больше»? Курица никогда не станет субкурицей, если мы ее посолим или поперчим, а так курицей и останется, только соленой, а иногда, увы, даже пересоленной и переперченной (суперкурицей).
Фальцет пришел на сцену с появлением микрофона и хорошо звучит именно в микрофон, так как он эффектно усиливает малейший межгармонический шум. Но называть фальцет невыразительным крайне несправедливо. Он может звучать очень захватывающе, если не сказать чувственно, уж простите за столь дискредитирующее определение.
На мой взгляд, самые правильные названия те, что отражают суть процесса (или механизма образования) звука. Ведь всегда есть базисные понятия, цвета, ингредиенты, а есть производные от них. Если цвет не сильно желтый, то мы назовем его бледно-желтым, и наоборот тот, что интенсивней - ярко-желтым, но не будем делить данные цвета на желтый, млявый и желтушный. Вряд ли собеседник поймет, о чем идет речь. Хрен с редькой так и останется хреном, только с редькой, а зима в России и зима в Италии так и называется зимой, несмотря на то, что в Италии гораздо теплее. Но время года все-таки одно и то же.
Потому, чем меньше названий, тем лучше, так как тем меньше они создают путаницы. Чего и придерживается терминология метода EVT, подробно разделяя все структуры и разбирая отдельно все действия, которые можно с ними совершать.
Приходите на семинары EVT - и выйдете с целым набором «конструктора» по образованию немеряного количества разных тембров!