Итак, наступил волнительный и в то же время магический момент встречи с публикой. Пройден не один этап обучения вокальной технике: годы обучения вокалу, мастер классы, семинары EVT, куча денег, труда, оправданные ожидания, зашкаливающие амбиции…
Именно из-за последних, к сожалению, часто вопреки очень неплохим техническим навыкам, вокалист начинает совершать банальные и глупые ошибки. Помните второй этап вождения автомобиля: «Покажу-ка я всем вам Шумахера или Кузькину мать»? Вот и тут происходит примерно то же самое.
Начинается все, впрочем, еще не с концерта, а с подготовки к нему.
1. Ваши АМБИЦИИ требуют: «Бери те песни, которые совсем недавно были тебе недоступны, о которых нереально было даже мечтать и покажи всем, что ты можешь петь, как Aretha Franklin, Beyonce, Christina Aguilera, Whitney Houston (если ты при этом еще и мужик, так еще круче!!!), Sam Smith, Adam Lambert, Freddy Mercury и т.д.»
Ваш РАЗУМ отвечает: «Э, нет. Никогда нельзя брать песни с такими нотами, которые находятся на пределе диапазона. На концерте все гораздо сложнее, чем дома и даже в записи. Концерт - это ведь артистическое действо, это общение, коммуникация, а не соревнование. Зачем тебе доставлять страдания слушателю? Слушатель пришел получить удовольствие, зачем ему страдать, глядя на технические мучения артиста, пытающегося выжать из себя все, чтоб поставить вокальный рекорд? Если ты мучаешься, то те же мучения будет испытывать и твой слушатель. Тебе это надо?»
2. Ваши АМБИЦИИ советуют: «Бери все песни, вон сколько ты их выучил(а)! Зря что ль столько «париться» пришлось?»
А РАЗУМ противоречит: «Если ты хорошо и уверенно поешь только одну песню, то бери только одну! Как там дедушка Ленин говорил? Лучше меньше, да лучше. Пять песен возьмешь только тогда, когда дома ты поешь хорошо десять, не ранее.»
3. Ваши АМБИЦИИ настаивают: «Пой все в оригинальных тональностях, а то ради чего стоило столько учиться то?!»
Но и тут зануда РАЗУМ встревает со своим: «Есть разница между той тональностью, в которой ты в состоянии спеть и той, которая тебе больше подходит. Нужно пробовать в разных и выбрать ту, в которой ты лучше звучишь. И не надо делать трагедии из того, что тональность придется немного опустить. Кого это волнует, кроме тебя? Если ты споешь в оригинальной тональности и не справившись с ней, налажаешь, то публика разнесет тебя критикой в пух и прах.»
АМБИЦИИ: «А мы хотим!!! Хотим показать публике на что мы способны!»РАЗУМ: «А вы у публики спросили, что ей важно? Публике совершенно по барабану в какой тональности поет вокалист, она не сидит в зале с камертоном и оригинальной записью и не сверяет тональности. Публика пришла получить заряд эмоций. Положительных, заметьте!»
Есть вокалисты, которые недосягаемы. Не будем забывать все же о природе, а также о певческом опыте. Так, песни Beyonce, Kim Burrell; Cece, Vickie и всей звездной госпел семьи Winans и многих других исполнителей очень сложны, потому что данные вокалисты супер одаренные, поют с самого детства, да и в случае с Beyonce постоянно совершенствуют свою и без того совершенную технику с лучшими вокальными тренерами. Но петь - это не означает петь, как Beyonce или как Adam Lambert и другие. Каждому следует быть самим собой, в том числе и в вокале. Beyonce повезло родиться красивой, с уникальным голосом, да еще и с танцевальными способностями. Тот же Frank Sinatra никогда не пел высоко, всегда стоял, как истукан и в пожилом возрасте обладал изрядным животом. Тот же Ray Charles пел сидя, не был красавцем, да еще и вдобавок был незрячим. Это не сделало их менее значимыми, чем Beyonce!
Дома вы можете петь все, что хотите, с любыми трюками и в любом диапазоне. На концерт следует выносить то, что вы поете хорошо, и где нет ни малейшего риска облажаться.
Конечно, желание показать максимум, на который вы способны, свойственно не только вам. Через это проходит практически каждый молодой музыкант, не обязательно вокалист. И так происходит во всем мире.
Но настоящие и зрелые артисты никогда так не поступают. Профессиональные вокалисты опускают тональность на полтона и на тон, когда чувствуют, что в данный момент не в состоянии спеть в прежней тональности. И тогда неумные преподаватели по вокалу говорят своим студентам: «Видишь, Christina Aguilera на полтона опустила тональность. В записи она пела выше, а на концерте вон чего. Потому что у нее плохая техника!»
Никому не приходит в голову, что тональность была понижена, потому что певица устала после годового турне, была беременна, были неблагоприятные дни, возможно простудилась накануне и т.п. Да и слушатель такие вещи обычно не замечает, так как приходит слушать Агилеру, а не тональность, в которой она поет.
Ну и еще несколько важных правил, соблюдение которых поможет вам выглядеть достойно, как в собственных глазах, так и в глазах слушателей:
• Взятая однажды счастливым днем запредельно высокая нота, могла получиться случайно. Не стоит делать из этого правило!
Как-то раз мне тоже удалось забросить в баскетбольную корзину мяч, находясь довольно далеко от нее, да еще и со спины. Меня осаждала команда противника, девушки на голову выше меня, и я в отчаянии просто метнула мяч назад наугад и… попала! Тогда меня назвали волшебницей. Больше это никогда не повторилось.
Потому не стоит с одержимостью и упрямством пытаться во что бы то ни стало взять данную ноту, мучая себя и всех вокальных тренеров требованием вернуть утраченное мастерство. Это могло быть простым совпадением того фантастического дня.
• Высоко не синоним красиво, громко- также не синоним красиво.
• Заканчивать песню нужно достойно. Если в финале песни вы дадите «петуха» или не дотянете последнюю ноту, то слушатель забудет все ваши предыдущие заслуги, будь то супер бэлтинги или свистки, и в его ушах останется только эта последняя лажа.
Кроме того, песня заканчивается не тогда, когда закончился звук последней ноты, а когда закончилась вложенная в него эмоция. Так, в разговоре, часто и молчание или вздох после фразы - это ее продолжение. Песня заканчивается тогда, когда возобновляется дыхание вокалиста и слушателя. Нужно дать возможность сердцу слушателя биться вместе с вашим.
Что же приходится часто наблюдать: вокалист едва допел фразу и уже кричит в зал: «Спасибо!» и побежал… Это, простите за грубость, но так говорят в народе: как в лужу пернуть. Этакая пощечина слушателю.
Вспомните, как вас раздражают те кинозрители, которые ближе к концу фильма уже начинают вставать со своих мест, отправляясь к выходу и мешая вам получать последние эмоции от просмотра. Обычно, когда фильм «задевает» за живое, то даже при появлении фразы «Конец фильма» мы, все еще находясь под впечатлением увиденного, какое-то время остаемся на местах, слушая финальный трек под которую бегут титры, а не торопимся побыстрее занять стратегическую позицию по выходу из кинотеатра.
Так и слушателю надо дать возможность дослушать песню, досопереживать ее до конца.
Как видите, в этот раз речь шла больше о тактике и об этике исполнителя, нежели о технике. Но поверьте, они не менее важны, учитывая тот факт, что, сконцентрировавшись на технике, исполнитель часто забывает об остальных составляющих искусства.
Если вы посетите семинары EVT, то у вас всегда будет возможность проверить в деле полученные на них технические навыки. Именно ради этой цели в конце 2 и 3 уровня (спецкурса) мы и отводим время вашим выступлениям, проводя open sessions. Надо сказать, что проходят они в абсолютно спокойной, творческой и доброжелательной атмосфере, и помогают, как обрести уверенность в себе, так и определить путь дальнейшего творческого роста и развития. Приходите, мы вас ждем!