Заголовок

Слушать-то большинство вокалистов толком не умеет

Несмотря на волну патриотизма, накрывшую Россию последние годы, ни для кого не секрет, что подавляющему большинству российских вокалистов все же нравятся западные голоса. Пропорция данной симпатии примерно следующая: женские западные голоса нравятся 80% российского музыкального населения, мужские - где-то 60%.

Некоторая дискриминация мужских западных голосов напрямую связана с причиной, по которой голоса нравятся: «поют мощно, жирно и громко». Поскольку мужские голоса в силу своей природы, то есть физиологии, мощнее и громче женских, то люди, не вдающиеся в тонкости акустической разницы современной и академической постановки, находят подобную характеристику и в отечественных голосах. Достаточно, чтоб мужик пел так, чтоб «покрыть стадион», и дело в шляпе. И не важно, будет ли такой голос современным или оперным, или же «микстом: ни рыба-ни мясо»: пою песнь современную, но оперно.

Западные же современные мужские голоса все чаще поют именно «тоненько», не удовлетворяя запросы широкой русской души. Но суть не в этом, вкусы у всех разные, и это замечательно!

А вот женские западные голоса как раз более соответствуют той мощи, «жиру и мясу», которые россиянин хочет слышать, а часто также и воспроизводить.

Беда в том, что человеческие органы чувств, особенно слух, зрение и вкус - избирательны. Часто мы видим то, что хотим увидеть, а прочее выпадает из нашего поля зрения: разглядев вдали море, мало кто обратит внимание на валяющееся неподалеку бревно. Кстати, из-за такой избирательности зрения часто ошибаются и неопытные водители, отвлекающиеся на какой-то важный объект (например, дорожный знак) и не видя в зеркало мотоцикл, который собирается их обогнать.

Любители острого ищут и чувствуют в блюде именно перец, лук, чеснок, кетчуп, майонез, соль, копчение или прожарку, и оценивают пищу по их наличию, желательно по максимуму, абсолютно не замечая других специй и достоинств.

Как часто мы слышим только половину из того, о чем говорил нам рассказчик, потому что внимательно слушали только те аргументы, которые хотели услышать, то есть которые нам были наиболее интересны? А потом на нас злятся, что мы все прохлопали….

То же происходит и при прослушивании вокала любимых кумиров. Возьмем элементарный пример. Что вы слышите в голосе той же Christina Aguilera? Могу поспорить, что, как минимум, 95% ответят: «Belting!»

А что, наши народные голоса звучат менее мощно? Понятно, что такой жанр вас может не привлекать, это уже другой вопрос. Но, по сути, если послушать народное пение, только голос, то многие услышат, что мощи и «мяса» в нем ничуть не меньше, при этом никаких «зевков», «куполов» и прочих академических «безобразий»…

Да и есть и в России вокалистки, очень неплохо владеющие бэлтингом, только вот при попытке перепеть ту же Aguilera, Rihanna, Celine Dion или Adele получается почему-то не то…

А суть в том, что слушать-то большинство вокалистов толком не умеет. Что вы слушаете, ну, кроме бэлтинга, конечно? Мелодию, рифы и слова, а если еще и ритм, то это уже хорошо. А кто-нибудь пробовал слушать и анализировать каждую ноту в отдельности?

Попробуйте сделать это, останавливая запись чуть ли не каждые 3-4 ноты, и уверяю, что результаты такого прослушивания вас крайне удивят. Вы откроете для себя, что бэлтинговых нот в песне было не так много, что чуть ли не каждая нота была исполнена разным тембром, где-то это более явно, где-то были мельчайшие изменения: чуть выше - чуть ниже гортань, была легкая назализация или ее не было, и т.п.

То же самое, впрочем, относится и к экстремальным типам голосов или, как говорят в России, «с хрипотцой». Если вы хорошо послушаете какого-нибудь хрипатого рокера, то заметите, что хрипит он далеко не везде, не на всех нотах, или не на всем протяжении ноты, а лишь на началах и/или окончаниях. Вы же слушаете и слышите только это в силу избирательности вашего слуха, что и входило в планы хитрого вокалиста, прекрасно владеющего техникой и знающего, как выгодно произвести эффект на своего слушателя.

В отличие от устоявшейся преподавательской точки зрения об обязательной однородности тембра, как показателе хорошей постановки, за которую годами борются в российских учебных заведениях, топ современного западного вокала заключается именно в филигранной технике быстрой и резкой смены «красок» голоса. И надо сказать, что это непросто.

Конечно, данная смена должна быть результатом вашей творческой идеи и управления вашими голосовыми мышцами, и не должна случаться потому, что ваш голос просто вышел из-под контроля.

Однородность тембра - это, все же, требование оперного вокала, оставшееся в российской эстраде, как нелепый атавизм. Ну что-то типа хвоста или перепонок между пальцами у младенца.

Бесконечные скачки с фальцета на twang, быстрые и резкие смены смыкания голосовых связок, назализации и ее отсутствия, бэлтинга и вокальности sob и т.п. стали визитной карточкой таких певиц, как Sia, Beyonce, Rihanna, Andreya Triana, Sam Smith, John Newman, Craig David, многих других, ну и конечно же, Christina Aguilera. Надо сказать, что и у исполнителей более раннего поколения R&B и поп это присутствовало, правда, в более скромном проявлении. Сейчас же, можно смело сказать, что в вокале наступила эпоха контрастов.

Выполняется все это настолько легко, быстро и мастерски, что гипнотизирует слушателя, который не ждет, а часто даже и не успевает понять, когда вокалист преподнесет ему очередной сюрприз.

«Снять» такой вокал очень непросто, надо научиться слушать и копировать каждую ноту. И кроме того, надо понимать от каких «винтиков» или структур вокального аппарата зависит то или иное изменение в звуке. Понимать и тренировать данные структуры необходимо точно так же, как вы тренируете в фитнесс клубе ваши мышцы. Это помогает улучшить ваш тембровый слух, а также делает процесс копирования более быстрым и точным.

Хотя, безусловно, копирование - это только учебный процесс. Те, кто хочет состояться, как вокалист, научившись разной технике именно на копировании, идет дальше в поисках своего репертуара, своего стиля, своих «фишек», в общем всего того, что делает его индивидуальностью в глазах, а точнее ушах публики. Это уже сложнее, так как требует определенного вкуса, творческого таланта и того, что называется харизмой.

Первому же вы всегда можете научиться, посетив семинары Estill Voice Training, суть которых заключается не в обучении вокалу, а в тренировке мышц каждой части вашего вокального инструмента.

Вернуться к списку


Подвал Яндекс.Метрика